Занятие по валеологии в старшей группе детского сада. Встреча с доктором Айболитом.
Цель. Закреплять знания детей об уходе за глазами, ушами, зубами.
Ход занятия
Занятие проводится со всей группой.
Педагог сообщает, что почтальон принёс необычную посылку, и рассматривает её вместе с детьми. Предлагает открыть её. В посылке находится план – схема здания детского сада, на которой отмечен маршрут. Здесь же лежит приглашение к доктору Айболиту. Даётся задание: следуя по указанному маршруту, найти доктора Айболита. Дети вместе с педагогом отправляются в путь и с помощью плана приходят в кабинет медицинской сестры, где их встречает доктор Айболит (воспитатель).
Доктор Айболит. Здравствуйте, дети! Я рад, что вы справились с заданием, и хочу пригласить вас в загадочную страну.
Дети, следуя за Айболитом, входят в спортивный зал.
Доктор Айболит. Мы пришли в страну, в которой три города. Сначала отправимся в первый. (Подводит детей к декорации, где изображён дом в виде глаза, а за шторой на окне зрачок.)
Отгадайте загадку и узнаете, в какой город мы пришли. «Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят». Верно это глаза, и город называется Глазоград. Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (Орёл, сова). Зачем нужны глаза человеку? (Ответы детей: помогают видеть, различать и узнавать предметы, их цвет, форму.) Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? (Голубые, серые, карие, зелёные).
Доктор Айболит (открывает штору в домике; дети видят изображения глаз, различных по цвету, форме, расположению, рассматривают их; затем Айболит открывает «веко» глаза – окошко). Что можно увидеть, рассматривая глаз? Цветное колечко – радужная оболочка, или радужка. В центре глаза виден чёрный кружок. Он то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза (выключает на несколько секунд свет). Что произошло со зрачком в темноте? Он расширился. А при свете? Зрачок сужается. Глаза очень нужные, поэтому они нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи (веки, ресницы, брови). Они защищают их от пыли, ветра и пота. Есть ещё один страж. Он вам всем хорошо знаком – это слёзы. Они тоже защищают глаза от попадания в них соринок.
Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам – умывать. Глазам, как и нам, надо заниматься физкультурой. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте выполним её все вместе.
1-е упражнение.
Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью исключая доступ света (1-2 минуты). Открыть глаза.
2-е упражнение.
Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги легкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску (2-3 раза).
3-е упражнение.
Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайне левое, затем – в крайне правое положение (5-6 раз).
4-е упражнение.
Открыть глаза и посмотреть на цветок, нарисованный на стекле, затем перевести взгляд на вид из окна (5-6 раз).
Доктор Айболит. Эту гимнастику нужно повторять каждый день. А теперь пришло время отправиться в другой город. Но путь к нему сложен и требует сноровки.
Дети преодолевают несколько раз полосу препятствий:
• ходьба по наклонной доске;
• лазанье по гимнастической стенке;
• подлезание под воротца, дуги;
• ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки и др.
Доктор Айболит. Наконец, мы пришли в город под названием Ухоград. О чём мы поведём беседу? Верно, об ушах. Органы слуха есть у животных и человека. Животным слух помогает поймать добычу, найти друг друга. А зачем нужны уши человеку? Попробуйте закрыть уши руками. Что произошло? Плохо слышны звуки. Стало труднее общаться нам с вами. Как же надо ухаживать за ушами (чистить их раз в 3-4 дня). Давайте посмотрим, все ли дети в нашей группе хорошо слышат?
Проводится игра «Не попадись лисе».
Цель. Проверить слух, упражнять в ходьбе на носках, врассыпную.
Ход игры. Лиса с закрытыми глазами должна услышать и поймать зайцев, которые решили пробраться к ней в огород. Зайцы должны как можно тише пройти мимо лисы, чтобы она не услышала их.
Доктор Айболит. За огородом лисы находится последний город – Зубоград. Правильно, мы поговорим сейчас о зубах. Что помогает нам переваривать пищу? Пища во рту смачивается слюной и измельчается зубами. Первые зубы - молочные. К 10 годам молочные зубы выпадают, а на их месте вырастают постоянные. Как вы думаете, у кого болят зубы? Верно, у того, кто ест много сладкого. Есть ли у зубов защитник? Есть. Зубная эмаль. Она твёрдая, белая. Надо стараться её не повредить. Что надо делать, если заболел зуб? Срочно идти к врачу. Как же следует ухаживать за зубами?
Доктор Айболит раздаёт всем зубные щётки и проводит физкультурную паузу «Чистка зубов».
1. Чистить внешнюю поверхность зубов. Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен (верхних и нижних). Движения – сверху вниз, затем снизу вверх.
2. Чистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щётки – вперёд-назад.
3. Кончиком щётки чистить внутреннюю сторону зубов круговыми движениями.
Доктор Айболит. Какие вы все молодцы! Но пора собираться в дорогу. Она проходит через солнечную полянку, где живёт много солнечных зайчиков. Поиграем в
игру «Поймай солнечных зайчиков».
Цель. Упражнять в беге врассыпную, развивать быстроту, ловкость
Ход игры. На шёлковые ленточки пришить изображения солнышка или зайчика. Игра проводится по типу «Ловушки с ленточками».
Доктор Айболит. Вот мы и вернулись в детский сад. Я вам дам задание. Нарисуйте, как вы дома ухаживаете за глазами, ушами и зубами.
До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Освоение формы предметов и обозначение ее словом детьми старшей группы
Конспект ООД для детей старшей группы «О чём говорит нам вода»
Формирование социально-активной личности через знакомство с родным краем у детей старшего дошкольног
Похожие статьи:
Комплексно-тематическое планирование по познавательно-речевому развитию в старшей группе
Комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
Диагностика развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте