Статья «Освоение формы предметов и обозначение ее словом детьми старшего дошкольного возраста»
Автор: Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево.
Описание материала: дети 5 лет знание формы применяют уже значительно шире и чаще используют эти знания в повседневной жизни. Поэтому представленная работа будет интересна и полезна воспитателям, методистам и педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Информацию можно использовать для самообразования, в практической работе со старшими дошкольниками, для педагогического просвещения на родительских собраниях и педсоветах.
Цель: расширение представлений педагогов дошкольного образования о работе по освоению формы и обозначению ее словом детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- расширять знания педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- способствовать повышению педагогической компетентности;
- развивать активность и инициативу педагогов;
- формировать творческий подход в работе с детьми.
Детей старшего дошкольного возраста воспитатель знакомит с новыми фигурами: кругом, многоугольником - и закрепляет знания о ранее усвоенных. Особенности этих фигур осваиваются сравнительно быстро на основе использования уже знакомых способов обследования, практического опробования в деятельности, усвоения обозначающего их слова. Детей старших групп воспитатель учит видеть основную форму и тогда, когда восприятие ее осложнено многими деталями. Это усложнение познавательного содержания предъявляет более высокие требования к умственной деятельности детей. Программа и предусматривает развитие у детей старших групп сообразительности, способности видоизменять форму, составляя ее из нескольких известных.
На основе имеющихся представлений о предметах разной формы воспитатель организует занятия без использования самих предметов. Он называет ту или иную фигуру и предлагает детям назвать соответствующие предметы. Решение такой задачи требует наличия представлений о форме предметов, умения сравнить, припомнить, воспроизвести, правильно соотнести слова-понятия со словами, отражающими конкретные представления. На слово «цилиндр» дети называют предметы цилиндрической формы: стакан, ведро, труба, бутыль, ваза, банка и т. д., на слово «треугольник» - крыша, елка, пирамидка, гора, косынка, колокольчик и др., на слово «квадрат»- коробки, пол, потолок, стол, окно, книга, сторона кубика и т. д. Игры-упражнения такого типа тренируют способность распоряжаться усвоенными знаниями.
При отборе предметов по форме дети должны уметь правильно назвать их: шарообразные, конусообразные, треугольные, цилиндрические и т. д. Процесс словообразования представляет собой сложную умственную задачу и требует аналитической деятельности. Если предметы, в основе которых лежит квадрат, дети называют квадратными, а предметы, имеющие форму шара или цилиндра,- шарообразными, цилиндрическими, значит, они способны, отвлекаясь от всех других признаков предметов, увидеть их форму, т. е. произвести обобщение - синтез и закрепить его в новом обобщающем слове. Старших детей педагог учит проектировать возможное использование формы в решении тех или иных задач. Такая деятельность требует сочетания мышления и воображения. Например, воспитатель говорит детям, что они будут делать цветник. Нужно определить общую форму цветника, количество и форму клумб, их расположение, так чтобы между ними были дорожки. Педагог ставит задачу: каждому самостоятельно составить план цветника (можно пробовать несколько раз). Дети составляли «эскиз» на бумаге, изменяли его, искали удобную и красивую форму цветника и клумб, чертили палочкой на земле, мелом на асфальте. Ребята были увлечены, их мысль работала активно, действие подвергалось критической оценке и вело к новому поиску.
На последующих занятиях педагог предложил детям рассмотреть эскизы, выполненные на бумаге, а их авторам -объяснить, почему составлен тот или иной вариант. Такая задача и ее решение требовали правильных суждений, доказательств, сравнений вариантов и выбора наиболее целесообразного. Приведем несколько ответов детей. «Лучше, если цветник будет квадратной формы. В центре его будет круглая большая клумба, в каждом углу - маленькие клумбочки в форме треугольников. На большой клумбе нужно посадить высокие цветы» (Гриша, 6 лет 10 мес.); «А я бы хотела сделать цветник квадратным. Но в середине - клумбу в форме звезды» (Люся, 7 лет 2 мес.). Суждения, обоснования формы цветника и расположения клумб показывают способность старших детей (6-7 лет) мысленно представить форму и пространственное расположение клумб или других предметов. В младших группах педагог ставит задачу-задание, показывает способ практических действий, проверяет результат. В средней группе - ставит задачу и создает условия для обдумывания детьми действий, направленных на решение задачи, проверяет ее результат, привлекая к этому и самих детей. В старших группах воспитатель выдвигает условия для решения задачи без указания практических действий, их последовательности. Упражнение уже становится не простым повторением более или менее известного, а поисками новых инициативных действий, решений, сочетания известного с неизвестным.
Полезны упражнения в чтении декоративного узора, составленного из разных геометрических фигур. Узор может быть сложной композиции. Ребенок должен прочитать его, т. е. присмотреться и выделить одинаковые фигуры, установить их чередование, ритм и рассказать, из каких фигур составлен узор, как они расположены. Это упражнение требует сосредоточенности внимания, способности произвести анализ на основе членения целого на части, ясного представления о форме деталей и их количестве, соотношения одних с другими, видения их пространственного расположения. Освоение формы предметов представляет собой сложный, развивающийся процесс, а пользование общественно выработанными эталонами показывает уровень умственного развития ребенка - дошкольника.
Источник:
1. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. М., «Просвещение», 1975. – 175 с.
Рекомендуем посмотреть:
Арт-терапия в работе с детьми
Исследовательская деятельность детей в ДОУ
Через художественную литературу — к здоровью детей
Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования
Похожие статьи:
Комплексно-тематическое планирование по познавательно-речевому развитию в старшей группе
Комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
Диагностика развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте