Статья «Освоение формы предметов и обозначение ее словом детьми среднего дошкольного возраста"
Автор: Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево.
Описание материала: представленная публикация будет интересна воспитателям, методистам и педагогам дошкольного образования. Информацию можно использовать для самообразования, в практической работе с дошкольниками, для педагогического просвещения на родительских собраниях и педсоветах.
Цель: расширение представлений педагогов дошкольного образования о работе по освоению формы и обозначению ее словом детьми среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- систематизировать знания педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;
- способствовать повышению педагогической компетентности;
- развивать творческую активность и инициативу педагогов;
- повышать интерес педагогов к расширению своих знаний;
- формировать творческий подход в работе с детьми.
В средней группе (4 – 5 лет) педагог закрепляет представления о шаре и кубе, сформированные в младшей группе, и совершенствует способы сенсомоторного обследования предметов на основе зрительного и тактильно - мышечного восприятия. В соответствии с программными требованиями он знакомит детей с новыми фигурами: прямоугольником, квадратом, треугольником, цилиндром - и учит различать предметы прямоугольные, квадратные, треугольные.
С расширением и усложнением содержания расширяются, усложняются и требования к умственной деятельности детей, формируются новые качества познавательной деятельности. Одну и ту же форму воспитатель учит видеть в предметах разного содержания. Это требует сложных процессов умственной деятельности: сравнения, анализа, способности в разных по содержанию предметах выделить один общий признак и отвлечься от других, обобщения и понимания слова «форма» как обобщенного понятия. И в средней группе воспитатель, прежде всего, вносит предметы, в которых выражены разнообразные формы, и особенно те, с которыми нужно знакомить детей в соответствии с требованиями программы.
Ознакомление детей с новыми фигурами (цилиндр, прямоугольник, треугольник) педагог проводит обычным и уже знакомым детям способом: учит видеть форму в предмете на основе зрительного, тактильно - мышечного восприятия и практического опробования в играх, при создании разных построек, обращает внимание, например, на сочетание движения и устойчивости у предметов цилиндрической формы, сходство и различие у предметов прямоугольной и квадратной форм и т. д. Новое качество формы как общего признака многих окружающих предметов следует раскрывать на знакомом ребенку содержании.
На занятии воспитатель предлагает детям разнообразные предметы - игрушки, в основе которых лежит знакомая форма-шар: шарики, мячи, клубки ниток, елочные игрушки округлой формы. Педагог просит назвать каждый предмет, затем обращает внимание детей на то, что предметы разные и называются по-разному, но что-то в них есть похожее. Что же? Этот вопрос привлекает внимание детей, обостряет его, вызывает некоторое недоумение, а иногда и затруднение. Дети вновь прибегают к обычному способу опробования руками и, отмечая схожесть, пытаются выразить словом: «И шар, и мячик, и клубок можно катать, так играть с ними» (показывают движение); «А яблоко упадет и укатится». Воспитатель достает из коробки шар и куб и предлагает показать, на какую из фигур похожи находящиеся на столе предметы. Дети обычно безошибочно и даже радостно указывают на шар. Еще бы, ведь они «сделали открытие» и преодолели затруднение, проявили усилие ума и решили поставленную перед ними задачу. Воспитатель подтверждает, что все имеющиеся предметы - шарики, мячи, елочные игрушки, клубки ниток, - похожи на шар. Сходство с шаром - общий признак этих разных предметов. Этот обобщающий вывод содержит новое знание и требует осмысления, закрепления умения применить усвоенное знание в решении разных задач.
С этой целью на одном из следующих занятий педагог обращает внимание детей на то, что многие окружающие их предметы похожи на шар. Он предлагает внимательно посмотреть, подумать и показать или сказать, какие же предметы похожи на шар. Дети 4 лет могут не принять задачу, так как она не связана с конкретным образом и действием. Учитывая это обстоятельство, воспитатель показывает шар и предмет: «Посмотрите, дети, на шар и на абажур - похожи они? А какие еще предметы похожи на шар?» Обычно дети в 4 г.6 мес. перечисляют все имеющиеся в группе абажуры. «И этот как шар, и этот как шар, только большой ... И этот ... И этот ... И в зале есть абажуры, как шары»; «А у нас дома есть чайник такой круглый, как шар, но у него еще крышечка есть и носик»; «А у мамы бусы как маленькие шарики»; «А я из пластилина сделал шарики» ...
Таким образом, от конкретного восприятия дети переходят к воспроизведению того, что имеется в их представлениях. Они уже освобождаются от конкретных сторон предмета, а руководствуются поставленной задачей и, можно сказать, пользуются в ее решении геометрической фигурой как эталоном - меркой. Практические познавательные действия опробования уступают место умственным действиям.
Источник:
1.Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. М., «Просвещение», 1975. – 175 с.
Рекомендуем посмотреть:
Социальные факторы развития детей дошкольного возраста
Биологические факторы развития ребенка
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Возрастные особенности детей 3-4 лет