Статья «Освоение формы предметов и обозначение ее словом детьми младшего дошкольного возраста»
Автор: Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево
Описание материала: представленная статья будет полезна в работе воспитателей, методистов и педагогов дошкольного образования. Информацию можно использовать для самообразования, в практической работе с дошкольниками, для педагогического просвещения на родительских собраниях и педсоветах.
Цель: расширение представлений педагогов дошкольного образования о работе по освоению формы и обозначению ее словом детьми младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- систематизировать знания педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста;
- развивать творческую активность и инициативу педагогов;
- повышать интерес педагогов к расширению своих знаний;
- формировать творческий подход в работе с детьми.
Способность ребенка узнавать форму в предмете формируется, развивается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения. Конечно, нельзя отрицать того, что ребенок некоторые представления о формах предметов усваивает и из жизненного опыта. Но они остаются разрозненными, не совсем точными, единичными или слабо обобщенными и не становятся способами познания мира в его разнообразии, богатстве и красоте.
Воспитатель, обдумывая и планируя содержание занятий, игр, упражнений, целевых прогулок, их взаимодействие, должен предвидеть и умственную деятельность самих детей в усвоении и применении знаний о форме; их возможные затруднения и способы своего руководства. Педагог предвидит результаты обучающего и воспитательного воздействия и при анализе результатов утверждается в правильности этого воздействия или принимает меры, предупреждающие ошибки.
На занятиях, в играх воспитатель показывает и называет фигуру с ее особенностями и действиями. Вначале проводится работа с формой «шар».
А в дальнейшем, указывая, например, на игрушки-шары, педагог спрашивает детей: «Что это?» Если ребенок отвечает: «Игрушки»,- это свидетельствует, что восприятие формы еще не стало для ребенка опознавательным признаком, а слово не вошло в активный словарь, не укоренилось, требует, упражнений в играх, на занятиях.
Организуя игры с шарами и другими игрушками, воспитатель упражняет детей в различении их по форме и вместе с тем в знакомое включает новое - цвет - и учит различать шары по цвету. Это усложнение вносит разнообразие в игры и занятия, обогащает представления детей. На последующих занятиях воспитатель предлагает шары разного размера - большие и маленькие, затем называет словами «большой - маленький» и использует слово для закрепления различия.
Этим в основном и исчерпывается программное содержание ознакомления детей младших групп с одной из основных форм, образования у них представления о форме и размере (цвет использовался лишь для внесения красочности, разнообразия).
Казалось бы, малое программное содержание не требует многих занятий, игр. Но следует помнить, что дети еще очень малы (2- 3 г.) и различение формы, понимание слова, соотнесение его с предметом, объединение слова и представления- сложная для них умственная деятельность. Иногда даже дети 3 лет не принимают поставленную перед ними задачу: их влечет игра, действия с предметами. Например, в игре с «чудесным мешочком» воспитатель показывает шар и предлагает среди других игрушек найти в мешочке шары разного размера. Но ребенок не всегда руководствуется заданием воспитателя, он движим стремлением достать как можно быстрее все игрушки и не проявляет избирательного отношения к ним. Лишь по мере удовлетворения непосредственного интереса, в последующих играх дети 3-4 лет способны понять задачу и найти предмет заданной формы без контроля зрения. Только в результате неоднократных практических действий с предметами, упражнений ребенок начинает различать форму предметов.
Много игровых действий организует воспитатель и с предметами кубической формы – он побуждает осматривать кубы, переставлять, двигать, составлять и т. д. Зрительно - моторно воспринимая кубик, ребенок ощущает грани и плоскости и практически познает особенности этой фигуры: убеждается в устойчивости куба, в том, что его можно двигать, переставлять, ставить один на другой, что-либо строить из кубиков, перевозить их на машине и т. д.
На одном из занятий воспитатель дает каждому большие и маленькие кубы. Показывая большой куб, говорит: «Это куб»- и просит детей поднять и показать куб. Потом педагог показывает большой и маленький кубы и говорит: «Это большой куб, а это маленький кубик», и дети по его предложению показывают кубы разного размера.
Определение формы и размера уже можно включить в одно занятие, так как предшествующее освоение формы шара способствовало развитию внимания детей, умению смотреть и видеть, слушать поясняющее слово воспитателя и следить за показом. И на последующих занятиях, и в играх воспитатель упражняет способность детей из разнообразных элементов строительного материала выбирать кубы большие и маленькие, делать из них постройки - башни, дороги и т. п. Затем педагог организует сравнение шара и куба как двух различных фигур, побуждает производить действия с ними и тем самым закрепляет представления об особенностях одной и другой.
В дальнейшем он закрепляет представления о шаре и кубе на разных занятиях, в играх: на занятиях лепкой учит детей лепить шарики и круглые предметы, на занятиях аппликацией учит видеть форму в плоскостном изображении (в круге), в играх, на физкультурных занятиях предлагает встать в круг, на занятиях рисованием - рисовать шарики, яблоки и т. д. Все это обогащает представления детей, глаза их становятся более зоркими, а руки - умелыми.
Таким образом, воспитатель младшей группы в соответствии с программой учит детей различать по форме шар и куб и называть их точным словом, формирует конкретные представления о форме игрушек, предметов на основе сравнения с этими геометрическими фигурами, и учит применять усвоенные представления в разных видах деятельности.
Источник:
1. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. М., «Просвещение», 1975. – 175 с.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет
Игры для младших дошкольников по теме Животные
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей от 1 до 3 лет
Развивающие игры для детей 2-4 лет
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие общения для дошкольников
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие восприятия у детей 3-4 лет
Игры на развитие внимания у детей 3-4 лет