Программа для учащихся 3-4 класса «Город чудный, город древний». Сценарий
Цель программы: Повысить интерес к истории родного города
Данная программа интересна учителям начальной школы и учителям истории.
Программа рассчитана на обучающихся 3-4 классов.
Ценность данного материала: В игровой форме закрепить материалл, полученный на уроке
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- воспитывать у детей любовь к родному городу и гордость за него;
- расширять и обобщать знания детей об истории становления Москвы,
- закреплять материал, полученный в школе
ОФОРМЛЕНИЕ:
Бутафорская книга-учебник, на титульном листе написано древним шрифтом «Москвоведение», страницы: 1. «Сказания о начале Москвы
2. «История московского Кремля»
3. « Жили-были москвичи »
4. «Чему и как учили в школе»
5. «Царицыно и Коломенское».
Старинная русская печь, чугунки, ухваты, народные костюмы, боярские на манекенах, лавки, рушники, половики самотканые, хозяйственная утварь.
ВВЕДЕНИЕ.
ФОН. муж. голос за кадром на фоне музыки: Земля русская! Удивляешь ты красотами многими, озерами глубокими, реками быстрыми, полями широкими, песнями звонкими, хороводами дружными, силушкой богатырскою, душою ласковой, городами великими!
ФОН. жен. голос: Велики просторы российские! Прекрасна земля - Московия!
Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы.
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Ф. ГЛИНКА
(Фон. шума города)
ЭКСКУРСОВОД: (вбегает, запыхавшись) Добрый день, ребята, чуть не опоздала, в пробке застряла. Приглашаю всех на необычную экскурсию, а необычным экскурсоводом буду я. Свидетельство «необычного экскурсовода» я получила от самого мэра города Москвы, а как его зовут? С любовью и уважением сегодня буду рассказывать вам о Москве, городе в котором мы с вами живем, работаем и учитесь. А того кто живет в Москве как называют? ….. Правильно – москвич.
ЭКСК: Москва – это сердце и душа России. Каждый житель столицы должен любить свой город и знать его историю.
Ребята, а вы хотите на город чудный подивиться и в древней Москве очутиться?....... ( дети отвечают)
ЭКСК: Тогда поспешим в дорогу.
Возьмем с собой для подмоги…
Одну волшебную книгу.
Эта книжица одна, всех дороже нам она,
В ней все прописано о Москве моей
И называется она…….… («Москвоведение»)
(Фон., на сену выезжает бутафорская книга «Москвоведение»)
ЭКСК: «Чудо - книга, удружи, о Москве нам расскажи»,
Книгу эту открываем, и странички оживают.
(волшебный муз. фон. из-за книги появляется девочка
в русском костюме с узелком на палочке)
ЭКС: Здравствуй, девочка, как тебя зовут и куда ты путь держишь?
ВАРЮША: Я- Варюша, иду в Москву в школу учиться. В Москве ни разу не была. Какая она – не знаю? Боязно одной идти, а с вами мне не по пути?
ЭКС: По пути с тобой, Варюша, ты меня не бойся, слушай.. Мы вот тут с ребятами тоже направляемся в чудный город, чтобы узнать какой он, кто его основал и почему Москвой назвал, только никак с места не можем сдвинуться, надо нам решить задачу, чтобы путь наш был удачен.
Шуточная задача: шла Варя в Москву и повстречала троих мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ отправлялось в Москву?
(дети решают задачу и дают ответы)
ВАРЯ: Отправляясь в дальний путь, надо взять с собою горсть земли родной иначе не увидишь больше стороны родной, котомку с едой, чтоб не стать худой, посох дорожный, чтоб путь был не сложным. Вот вам котомка, земля, посох, собирайтесь, в путь дорогу отправляйтесь.
(Фон. конкурс «Путники» ( массовый) - котомка-мешок на палочке, пакетик с землей, кто быстрее доберется до Москвы, отдавать предметы с поклоном соседу)
ВАРЯ: Вот мы с вами и пришли в Москву.
I БЛОК. «СКАЗАНИЯ О НАЧАЛЕ МОСКВЫ».
ЭКСК: Открыли мы страницу и переместились на много-много лет назад.(если нет бутаф. Книги) Закройте глаза и представьте… (если книга есть) Обратите внимание, на холме деревянный городок за высоким тыном, под холмом – речка, попробуйте какая в ней вода теплая или не очень, а вокруг – густые, дремучие леса. Городок этот и есть – Москва, наречен он так по названию реки, протекающей под ним, и живут здесь славяне из племени вятичей. Они пашут землю, ловят рыбу, собирают в лесу мед, ягоды, охотятся на дикого зверя.
ЭКСК: Как-то летом по болотам ехал Юрий-князь с охоты,
Долго он в лесу плутал, даже конь и тот устал…
Лес внезапно расступился, князю чудный вид открылся:
Луг зеленый, спуск к реке и Кучково вдалеке…
Тут уж князю не до скуки, оживился Долгорукий:
( фон. колоколов, выход – князя Юрия Долгорукого)
КНЯЗЬ: Эка, славная земля, надо, чтоб была моя!
Здесь широкая река по прозванию Москва,
ЭКСК: Юрий силы положил, город новый заложил.
Давайте и мы станем участниками этого исторического события, поможем князю в строительстве Москвы.
(фон. конкурс «Ставим крепость», на ступенях перед сценой, на ступенях из деревянных строительных материлов)
КНЯЗЬ: Расти, Москва, богатей, превращайся из маленького поселения в столицу великой Руси.
ВАРЯ: Князь великий, воин отважный, прекрасному городу твоему нужны герб и флаг, чтобы обозначить славу и величие Москвы.
ЭКСК: Верно, пусть будет флаг красным, а изображен на нем будет Георгий Победоносец, олицетворяющий силу и непобедимость града стольного. Сидеть он будет
на белом коне, на фоне щита красного цвета, в синем плаще, в серебряном шлеме. В руке будет меч держать и змея им поражать.
КНЯЗЬ: Вот лепота, посмотреть бы на сие творение.
ЭКСК: Ребята тебе в этом помогут.
(конкурс «Символы города» 3 команды,
собрать герб Москвы по принципу пазлов,
сколько составляющих столько и участников конкурса)
ВАРЯ: А я знаю легенду о Георгии Победоносце? Хотите вам ее поведаю? Слушайте.
(муз. фон. на ее фоне Варя)
«Злой Змей жил в озере. Люди его очень боялись и приводили ему на съедение жителей селения, надеясь задобрить его. Но Змей не становился добрее. Он потребовал в жены прекрасную царевну Елизавету».
(фон. муз. на выход дракона, пугает детей, сражается с князем)
КНЯЗЬ: Чтоб могли спокойно жить. Надо Змея победить.
(фон. конкурса «Удальцы-молодцы» - по 2 девочки от каждого класса стоят с одной стороны от кеглей расставленных по середине зала, по 2 мальчика от каждого класса с другой стороны от кеглей, игроки перекатывают друг другу мячи (3 на 3), стараясь уронить кегли, Змей защищает свои головы, мешая ребятам)
КНЯЗЬ: Спасибо, ребята, вы храбрыми были
И царство Московское освободили!
Почет и славу заслужили! УРА! 3 раза.
(фон. на уход князя)
II БЛОК. ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.
(фон. перевертывания страницы)
ЭКСК: На этой странице учебник «Москвоведение» предлагает вспомнить историю московского Кремля.
ЭКСК: Стоит гордо на крутых холмах между реками Москва и Неглинка крепость- детинец с высокими бревенчатыми стенами. Как ни стараются москвичи уберечься от огня, деревянные постройки, они загораются постоянно. А примерно раз в 10 лет случаются в городе страшные и опустошительные пожары.
Кремль Москвы стоит в огне, жители в большой беде.
Нужно силы не щадить, пожар скорее погасить.
( фон. конкурса «Тушение пожара» - на старте стоят корзины с мячами - это колодец, в конце дистанции – пустые корзины. Игроки встают по дистанции на расстоянии вытянутой руки, чтобы удобно было передавать друг другу ведра. Первые стоят с ведрами. По сигналу они кладут в ведро мяч из «колодца» и передают ведро следующему, так по цепочке. Последний игрок переворачивает ведро над корзиной, чтобы мяч выкатился в нее. Пустое ведро, по цепочке, передают обратно, и так до тех по пока не закончатся мячи.)
ФОН.: экск.: Молодцы, пожар потушен!
Всякий раз после пожаров Москва быстро отстраивалась,
Город древний не сдавался и из пепла возрождался.
Решено было Донским:
муж. голос: «Сделаем мы кремль другим!
Дереву найдем замену: возведем из камня стены.»
(фон. конкурс « Москва белокаменная», из общей стопки белой бумаги
сложить кирпичи какая команда больше)
ВАРЯ: Камень – белый известняк – засверкал на солнце так,
Что прозвали град большой белокаменной Москвой.
Годы шли, стены ветшали – их еще Донской поставил.
Что же делать? Как тут быть? Как же город защитить?
ЭКСК: Порешили вот на чем: стены красным кирпичом
ЭКСК: Выложить – с зубчатым верхом, чтоб стрелять удобно с верху.
Приняли решенье скоро и взялись за дело споро,
Да намаялись, сил нет – строили аж 10 лет!
Но зато стоит она – та Кремлевская стена!
ВАРЯ: А на площади Соборной, величавой и просторной,
Заблестели купола и звонят колокола.
(игра «Колокольный перезвон» переходит в фон. колокольного звона)
ЭКСК: (на фоне колоколов)
Как завидишь нашу престольную, как заслышишь молву колокольную,
Ворохнется сердце – душа: «До чего же Москва хороша!»
(Экск. и Варя звенят колокольчиками)
III БЛОК. ЖИЛИ - БЫЛИ МОСКВИЧИ.
ЭКС: Пришло время, cтраничку перевернуть и отправиться далее в путь.
(фон. звучит, страница переворачивается)
ЭКСК: Новая страница книги покажет и расскажет, как в старину жили-были москвичи, а Варюша нам поможет.
ВАРЯ: В древние времена самым доступным материалом для строительства дома было дерево. Бревна для строительства заготавливали поздней осенью, затем подсушивали год или два. В старину говорили не «построить дом», а «срубить избу», потому что основой избы был сруб.
- Ребята, у кого в руках сруб? Выйдите и покажите нам его.
В старину на готовый дом смотрели как на живое существо. У дома были «лицо», «глаза», «лоб» и даже «уши».
- «Глазами»- называли что? Правильно – окна. Подходите, окна, к срубу и покажите где ваше место.
- А еще у избы был лоб (треугольник крыши), как вы думаете, какая часть постройки так называлась? У кого лоб в руках, пристраивайтесь к избе.
- Были у избы «уши»- где они располагались? Правильно, возле «лба». «Уши» - это часть крыши. У кого «уши»? Ставьте их на место.
- Был у избы «конек». Куда его надо приладить? Совершенно верно. Крышу избы часто украшали головой лошади «коньком».
- «Лицо»- передняя часть дома,
Терем, терем, теремок, он затейлив и высок
В нем окошки слюдяные, все наличники резные.
ЭКСК: Ваша изба порядком тепла, на дворе капель, а у вас тепель.
В избе такой только жить, хозяйством заниматься, от скуки не маяться.
(фон. ку-ка-ре-ку, деревенский двор)
ВАРЯ: С пения петушка начинались домашние дела: водицы принести, печь истопить, в избе прибрать. Кажется малое дело, а для всей семьи польза большая.
А сейчас будем домашнюю работу распределять и ее выполнять.
(Конкурс «Чьи обязанности» - из детей выбираем: дедушки и бабушки – это мальчики и девочки одного класса, отец и мама –это мальчики и девочки другого класса, сына и дочь – это мальчики и девочки из третьего класса. Ребята должны встать с места если услышат задание для себя.
- выпечка хлеба - мама
- кормление домашних животных – брат, сестра
- плетение лаптей - дед
- вырезание ложек – отец, сын
- строительство избы - отец
- присмотр за маленькими детьми – сын, дочь
- сбор грибов, ягод в лесу – сын, дочь
- шитье и вышивание одежды – мама, дочь
- рубка дров - отец
- ловля рыбы – отец, сын
- житейской мудрости учить – дедушка, бабушка
- сказки рассказывать - бабушка
- ношение воды из колодца, дров для печки – сын, дочь
- дойка коров – мама
- заготовка сена на зиму – отец, мама, сын, дочь
- прополка и полив огорода – сын, дочь
- обучение ремеслу - отец
Предлагаю попробовать по хозяйству потрудиться, мальчики дров охапку наберут,
да к печи ее снесут.
РАССКАЗ-ПОКАЗ О ХОЗЯЙСТВЕННОЙ УТВАРИ.
(печь ухват, чугунок, дрова, рушник, ложки, поварешка, сундук, прялка, веретено, ушат, утюг, гармонь, балалайка, коромысло, самовар, лапти)
- А девицы-красавицы воду в ведрах на коромысле несут
Как лебедушки плывут.
- Потом вместе еду готовят, а на чем – узнаете, если загадку отгадаете.
Наша барыня-сударыня толста и тепла.
Щей да каши наварила, пирогов нам испекла. Кто это? ….. (печка)
- Верно – это печь, она всегда была любимицей народной, она и кормила, и согревала, и лечила, и почивать укладывала. А как здорово было на ней перед сном бабушкины сказки слушать. Назовите, ребятушки, сказки в которых есть печка: «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «По щучьему велению»
- С печкой разговаривали ласково, чтоб обед удался, чтобы каша не подгорела.
Ой, ты, печка-сударыня, помоги нам, боярыня!
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство неси!
ВАРЯ: Славна Москва-матушка хлебосольная калачами, а Петербург усачами.
СЪЕСТНАЯ ВИКТОРИНА: - традиционная крестьянская еда (каша),
- жидкая похлебка из рыбы (уха),
- главный закон русского гостеприимства (накормить гостя досыта),
- шарообразный пирожок (колобок),
-самый популярный русский напиток (квас),
- что в сковородку наливают да вчетверо складывают (блин)
ВАРЯ: В домашней жизни москвичи придерживались советов, изложенных в книге под названием «Домострой». В ней подробно рассказывалось о том, как воспитывать детей, как вести хозяйство, как содержать в чистоте дом, но чтобы книгу эту прочитать, нужно было грамоту знать, а для этого в школу ходить.
ВАРЯ: Страницу вновь перевернем, куда же дальше попадем?
( фон, экск. переворачивает страницу учебника)
III БЛОК. ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ В ШКОЛЕ.
ЭКСК: Попали мы в школу, проходи, Варюша, в класс, присаживайся на лавку. Сиди тихо, да слушай внимательно.
ЭКСК: В древней Москве дети, тоже учились в школах. Только школы были другими и обучали в них совсем не так, как сейчас. Учеников в классе было совсем немного 8-10 человек. Раньше в начальной школе преподавали только чтение, письмо, пение и счет, да и то только сложение и вычитание. Занятия начинались рано, в 7 часов утра. В полдень ученики уходили обедать, а потом возвращались и учились до вечера. Учителя раньше называли «мастером».
Школ в Москве – к великой пользе, строят больше их, все больше.
Чтобы лучше было жить, надо молодых учить.
(«Мастер» - учитель звонит в колокольчик. Розги висят на стене у окна. Мастер держит в руках папку, на обложке которой с одной стороны крупно написано «аз», а с другой – «буки»).
МАСТЕР: Книжицы ваши добре храните. Напрасно листов не перегибайте. Книгу аще кто не бережет, таковой души своей не стережет. Наставив ко вниманию ухо, сиди на уроке, как муха, тихо. Если в приказаниях моих пребудете, то от меня никогда биты не будете. Как называется сей зримый знак? А сейчас приступим к запоминанию букв из кириллического алфавита.
(Показывает поочередно буквы и раздает их по залу детям, экск. и Варя раздают аналогичные буквы другим командам)
МАСТЕР: Сей зримый знак называется «Аз», повторите громогласно.
Дети: Аз.
МАСТЕР: А этот зримый знак?
Дети: Буки.
МАСТЕР: показывает «В»
Дети: Веди
МАСТЕР: а сий знак называется «глагол» (показывает и отдает букву «Г»)
Дети: Глагол
МАСТЕР: «Добро» (показывает и отдает букву «Д»)
Дети: Добро
МАСТЕР: «Земля» - буква «З»
Дети: Земля
МАСТЕР: «Еже» - буква «Е»
Дети: Еже
МАСТЕР: «Люди» - буква «Л»
Дети: Люди
МАСТЕР: «Мыслете» - буква «М»
Дети: Мыслете
МАСТЕР: «Он» - буква «О»
Дети: Он
МАСТЕР: «Покой» - буква «П»
Дети: Покой
МАСТЕР: «Слово» - буква «С»
Дети: Слово
ЭКСК: В общей сложности в кириллическом алфавите было 43 буквы, на сколько букв он отличался от современного алфавита? (Каждая кириллическая буква имела свое название, некоторые из них складывались в интересный смысловой ряд, например, «Аз Буки Веди» - «Я буквы ведаю».)
(конк. Поднимать названные картонки с буквами, соединяться названным знакам в слоги, по три знака, по четыре)
Конкурс «Славянское письмо» встать с места на правильный (по своему мнению) вопрос
1. Кто составил славянский алфавит: - братья Кирилл и Мефодий, - братья Чук и Гек, - Иль и Петров, - братья Гримм.
2. Как называется раннеславянская письменность: - славица, - латиница, - кириллица, Кустурица.
3. Как назывался специальный стерженек, которым выцарапывали буквы на дощечках: - лекало, - писало, забрало, - зубило.
4. Крупный, четкий почерк у песцов именовался: - уклад, - уровень, - устав, - угол.
5. Люди, придумавшие, славянскую письменность, были: - государственными советниками, - кочевниками, - знахарями, - монахами.
6. Существовала еще одна раннеславянская письменность – глаголица, от слова «глаголить», которое обозначает: - действовать, - говорить, - писать, - рисовать.
МАСТЕР: Внимание, отроки, помните, что учение добро детям приносит, кротости и мудрости вас научает. А теперь ступайте, отдохните, потом опять учиться приходите.
(Звенит в колокольчик, уходит)
IY БЛОК. ЦАРИЦЫНО И КОЛОМЕНСКОЕ.
(экскурсовод переворачивает страницу учебника. Муз. фон. с текстом, слайд шоу)
ЦАРИЦЫНО:
Жемчужиной нашего округа является музей-заповедник Царицыно с его тенистым лесопарком, задумчивыми прудами и изящным архитектурным ансамблем. От дворцовых построек веет историей, легендами. Более двух веков назад императрица Екатерина II решила здесь устроить свою загородную резиденцию. К строительству был привлечен знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов. Его архитектурно-парковый ансамбль состоит из живописных павильонов и корпусов - это кавалерские корпуса, Хлебные ворота, Оперный дом. А главный дом-дворец был построен уже архитектором Казаковым.
Многие из вас бывали здесь с родителями. Зимой катались на санках, лыжах, летом на лодке по пруду.
Как здесь красиво. Какой чистый воздух. Давайте пройдемся по парку.
(фон. усиливается, продолжение показа слайдов)
КОЛОМЕНСКОЕ:
Это место в Москве знает каждый – государственный музей-заповедник «Коломенское» - загородная царская усадьба, музей под открытым небом. Белоснежный столп Вознесенского храма, видный со всех сторон, высится над рекой. Рядом возведен Георгиевский храм-колокольня.
В Коломенское ежедневно приезжают сотни туристов. А кто из вас был в музее-заповеднике?
В давние времена приезжал царь Иван Васильевич сюда отдохнуть, развеяться. Вот и построили для него дворец, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
В царских покоях все двери резные,
В окнах узорчатых стекла цветные,
В ярких разводах половики,
Ярко расписаны все потолки.
Что там за роспись чудесная!
Вся красота поднебесная!
На территории Коломенского сохранились дубы, возраст которых 600-800 лет.
Памятники архитектуры, приусадебный парк, сады, акватория Москвы-реки - все это ныне является заповедной зоной.
В любое время года хорошо под Москвой. В зимний мороз можно прокатиться на санках и лыжах по скрипучему белому снежку, в летний зной - искупаться в речке, прогуляться по лесу
Сегодня в Коломенском проводятся народные праздники, гулянья и ярмарки. Здесь можно услышать народные песни, поводить хороводы.
(фон. финала, на авансцену выходит экскурсовод с поклоном, затем выходит Варя с поклоном)
ЭКСК: Московии, Московии, милые края,
Поле васильковое, песня соловья.
Нежностью и радостью светится она,
Московия, Московия на земле одна.
Но жизнь идет, спешат из школы дети,
И светит солнце, и шумит река,
И жизнь поет, что радость есть на свете,
Что есть на свете матушка-Москва!
Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое Москвы. Теперь вы можете представить, как жили ваши сверстники несколько столетий назад. Каждый народ силен своим прошлым. А в будущем вас ждут новые интересные встречи с нашим любимым городом и не только на страницах учебника «Москвоведение». Доброго всем пути!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе. Новый год
Эссе ученика 4 класса. Моя гордость
Классный час, 3 класс. С чего начинается Родина?
Стихотворение на тему: День Победы для младших школьников
Похожие статьи:
Классный час. Государственные символы России, 4 класс
Классный час в 3-4 классе. Воспитание любви к Родине
Конспект классного часа на тему: Мир для 3 класса
Литературно-музыкальная композиция по мотивам поэмы Симонова для начальной школы. Сценарий
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Лермонтов «Бородино»