Из опыта работы логопеда ДОУ. Содружество ДОУ и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья у детей с речевыми проблемами
Подготовили: Аронова Наталья Михайловна, Гилина Наталья Юрьевна, учителя-логопеды: МАДОУ «Детский сад №37» и МАДОУ «Детский сад №68» г.Березники Пермский край
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС ДОУ, является обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства (в том числе тетей с ограниченными возможностями здоровья). [9]
Во ФГОС определены требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Одним из этих требований является: «…взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, …».[9] Данное взаимодействие касается не только образовательной деятельности ДОУ, но и такого важного направления, как сохранение и укрепление здоровья детей. Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников в период дошкольного детства в настоящий период является крайне актуальной, т.к. полностью здоровых детей в нашей стране становится всё меньше.
По данным А.В. Калашникова, А.В. Мокляченко в России с 1980 по 2014 г. доля детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности, выросла в 4,2 раза. [6]
Изучив материалы Антроповой М.В., Манке Г.Г. о факторах риска и состоянии здоровья дошкольников и младших школьников можно сделать
неутешительные выводы:
За последние 10 – 15 лет
• На 8,1% снизилось число здоровых детей;
• На 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям;
• Число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют около 10% (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН).
• На первом месте болезни органов дыхания (44,8%).
• На втором месте – органов пищеварения (6%)
• В среднем по России у 10% детей (от 0 до 14 лет) снижены показатели физического развития (по данным А.Е.Агапитова).
• Около 7% дошкольников и младших школьников страдают ожирением. [2]
Воспитание здорового поколения - вот главная задача современного общества. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует не только овладения определенными приемами работы с детьми, но и проведения педагогами пропаганды знаний о здоровом образе жизни среди родителей. [1]
Как показывает практика, сложно и долго закрепляются у ребенка здоровые привычки, если они соблюдаются только в дошкольном учреждении, а дома их не поддерживают. Необходимо создать здоровьесберегающее пространство (в ДОУ и семье) по таким направлениям: физическое здоровье, психическое здоровье, душевное благополучие (эмоциональное) и духовное благополучие (социальная среда). [9]
Таким образом, осуществляя коррекцию речевых отклонений у детей дошкольного возраста, для нас проблема здоровьесбережения стала наиболее актуальной.
Перед педагогами, работающими с детьми ОВЗ, остро встал вопрос:
- Как более эффективно осуществлять коррекцию речи дошкольников с учетом сохранения и укрепления их физического и психического здоровья?
Необходимо правильно организовать модель здоровьесберегающего пространства. [3, 5]
Чтобы максимально эффективно построить работу в ДОУ по здоровьесбережению у детей с ОВЗ, необходимо правильно построить технологию психолого-педагогического сопровождения этих воспитанников:
• Разработать адекватную возможностям ребёнка с ОВЗ адаптированную образовательную программу.
• Регулярно проводить ППк для выстраивания стратегии психолого-педагогического сопровождения.
• Адекватно оценивать особенности и уровень развития ребёнка с целью создания специальных условий сопровождения ребёнка и его семьи.
• Активно формировать содружество ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ОНР. [7]
Обеспечив правильно психолого-педагогическое сопровождение, можно переходить к непосредственной работе по охране здоровья детей.
С этой целью мы используем специальные здоровьесберегающие технологии:
1. Коррекционные здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж; артикуляционный массаж; пальчиковая гимнастика; музыкотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, арттерапия, логоритмика.
2. Обучение здоровому и правильному образу жизни: утренняя гимнастика, бодрящая и закаливающая гимнастика, релаксация, занятия по ФИЗО и физкультурные праздники.
3. Сохранение и стимулирование здоровья детей: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, подвижные и хороводные игры. [4]
Ещё раз отметим:
эффективная работа по сохранению здоровья воспитанников с ОВЗ возможна только в содружестве ДОУ и семьи. Поэтому мы уделяем много внимания информированию и обучению родителей применению доступных здоровьесберегающих технологий в домашних условиях. С этой целью проводим анкетирование родителей (по теме охрана здоровья детей), которое позволяет правильно спланировать работу с семьёй в этом направлении.
Многолетний опыт работы показал, что приведя ребёнка в коррекционную группу, родители хотят видеть
осуществление основной цели: чистое звукопроизношение, развитая связная речь и коммуникативные способности. Завлечь их на мероприятия по ЗОЖ оказывается проблематичным. Поэтому, вопросы здоровьесбережения затрагиваем в ходе всех этапов коррекционного процесса. Разъясняем родителям, как важно ребёнку быть здоровым для преодоления речевых проблем и успешной его подготовки к школьному обучению.
Особую популярность у родителей имеют логопедические практикумы. На таких мероприятиях они имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию и попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под руководством логопеда. Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения координируют и ритмизируют дыхательные движения и являются профилактикой простудных заболеваний. На практических консультациях учитель-логопед показывает, как в игровой форме дома можно провести с детьми артикуляционную и дыхательную гимнастику. Важно уточнить последовательность, дозировку и атрибутику этих игр (зеркало, воздушные шары, коктейльные трубочки, мыльные пузыри, игрушки для выработки целенаправленной воздушной струи).
Общепризнано, что пальчиковая гимнастика, применяемая в непосредственно-образовательной деятельности – одна из разновидностей технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Стихотворная форма проведения пальчиковых игр – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, которые очень нравятся детям. Поэтому мы обязательно проводим игровой практикум для родителей на тему: «Пальчиковый игротренинг». Обращаем внимание на то, что необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. При этом добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
Осуществляя в логопедической практике системный и комплексный подход к коррекции речевого, психического и соматического развития ребенка используем на индивидуальных занятиях логопедический массаж. На консультациях и практических занятиях обязательно знакомим родителей с приёмами самомассажа, который нормализует мышечный тонус органов артикуляции, улучшает моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме. Чаще всего упражнения по самомассажу сопровождаются стихами. Стихи помогают запомнить последовательность движений, позволяют управлять темпом речи и ритмом самомассажа, что помогает возбуждённого ребёнка успокоить, а расслабленного активизировать. Рекомендуем родителям: если ребёнок возбуждён, то проговаривать стихотворение в медленном темпе и в таком же ритме выполняем движения. И наоборот - делать всё в быстром темпе для расслабленного ребёнка, которого надо активизировать.
Для сохранения и укрепления психического здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи, на практических консультациях мы знакомим с понятием релаксация и сущностью релаксационных техник, чтобы взрослые вместе с детьми могли выполнять эти упражнения дома вечером и в выходные дни. Упражнения на расслабление мышц лица «Озорные щечки»; на расслабление мышц шеи: "Любопытная Варвара"; на расслабление мышц ног: «Палуба», «Лошадки»; на расслабление всего организма: «Снежная баба». Эти комплексы расслабляющих упражнений позволяют снять эмоциональное возбуждение у детей, напряжение с мышц рук, ног, шеи, речевого аппарата.
Одна из популярных форм вовлечения семьи в работу по укреплению здоровья детей является детский мастер-класс для родителей, который позволяет заинтересовать взрослых слушателей, т. к. в роли учителя или врача выступают сами дети. Они учат заваривать витаминный чай для укрепления иммунитета, проводят практикум по точечному массажу, играют с родителями в игру «Ох уж эти зубки» - для закрепления правил ухода за зубами и проводят мастер-класс по изготовлению поделок на поддувание.
С целью распространения логопедических знаний, родителям предлагаются печатная продукция: памятки и буклеты, издаваемый в наших группах, ежемесячный журнал «Речецветик» и, созданные нами, электронные книги, которые несут в себе задачу индивидуального или узкопрофильного консультирования. Небольшой объем материала для памятки, буклета позволяет познакомить родителей с проблемой, которая является для них актуальной в данный момент: «Как выполнять с детьми артикуляционную гимнастику», «Как развивать мелкую моторику рук у детей». А в электронной книге мы знакомили родителей со здоровьесберегающими технологиями, которые можно использовать в домашних условиях. Они могут взять электронную книгу с собой и ознакомиться с её содержанием в транспорте, вечером, в свободное время. Таким образом, логопед обращает внимание родителей на типичные трудности детей с тяжелыми нарушениями речи, специфические виды стимулирования детской речи, необходимость использования различных способов для их оздоровления.
В заключение хочется отметить, что
система нашей работы по привлечению семьи к сохранению здоровья детей способствовала:
• появлению интереса родителей к здоровьесберегающей работе педагогов группы,
• повышению компетентности родителей в осуществлении ЗОЖ
• возрастанию интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ,
• роста удовлетворенности родителей работой логопеда и педагогов группы в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии – Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 105 с.
2. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение Российской Федерации, - 2009.
3. Базарный В.Ф. Программа экспрессдиагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся. часть 2, Сергиев Пассад, 1995. - 137с.
4. Беляковская Н.Н. Учим ребёнка говорить: Здоровьесберегающие технологии.- М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с.
5. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике //Логопед №3, 2000.- 128с.
6. Улумбекова Г.Э., Калашникова А.В., Мокляченко А.В. Показатели здоровья детей и подростков в России и мощности педиатрической службы // Вестник.- ВШОУЗ, №3, 2016.
7. Ульянова Е.А. Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда// Воспитание дошкольников, №5, 2013.- 80с.
8. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2008.- 208с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
Ресурсы Интернет
1. Антонова И.Ю., Аджиньязова А.А., Ермолаева Е.В. Демографические проблемы в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций.
2. Магомедмирзоева Т.А., Сийидмагомедова Г.Д., Ермолаева Е.В.Здоровье как основополагающая ценность современного общества.
Рекомендуем посмотреть:
Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа
Дорожка здоровья для ребёнка своими руками
Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ