Мастер-класс для воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ «Формирование зрительно-пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста как один из факторов успешной подготовки детей к школьному обучению»
Информационная справка о мастер-классе
Цель мастер-класса:
Представить педагогам основные аспекты работы по формированию зрительно-пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- обучающие: познакомить с игровыми приёмами по формированию ориентировки в схеме собственного тела, в окружающем пространстве и на листе бумаги; с приёмами логоритмики при формировании зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников;
- развивающие: помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани выбранной профессии.
-воспитательные: создавать эмоциональный положительный настрой на деловое сотрудничество, стимулировать активность участников через включение педагогов в работу подгруппами.
Оборудование: мультимедиа проектор, магнитная доска, 2 стола и 4 стула, презентация по теме выступления, интерактивная игра «Клеточки считаю – слова называю», музыкальный центр, музыкальные композиции, домик с фигурками для релаксации.
Раздаточный материал: карточки и таблицы к играм «Лабиринт», «Муха», «Телевизор», счётные палочки, буклеты с информационным материалом и играми.
Ход мастер-класса:
1. Вводная часть (3 мин) Демонстрация презентации.
Уважаемые коллеги, взгляните на кадры. Как вы думаете, какая проблема на них отражена? (множество ошибок при письме и «зеркальное написание букв и цифр») У детей с какими нарушениями встречаются такие ошибки (при дисграфии).
Верно. Проблема дисграфии у младших школьников стоит очень остро. Хотим познакомить вас с некоторыми цифрами. По статистике дисграфия отмечается почти у 12% населения Земли.
В нашей стране количество детей, страдающих дисграфией, в последнее время тоже значительно увеличилось. В общеобразовательных школах число детей с дислексией и дисграфией составляет более 30%, в гимназиях – 20%, тогда как в середине 70-х годов прошлого века детей с такими нарушениями было только 11%. Если лет 15 назад в средних и старших классах ученики с такими проблемами были редкостью, то сейчас дисграфиков можно встретить в 6, 7 и даже 10 классе.
Одной из причин возникновения данного нарушения является несформированность у детей зрительно-пространственного гнозиса. Несформированность пространственных представлений проявляется:
- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, глазомерных ошибках при измерении,
- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв,
- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;
- при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.
Минимизировать такие трудности можно в дошкольном возрасте, проводя специальные игры и упражнения с которыми мы и хотим Вас сегодня познакомить.
2. Основная часть (15 мин)
Формирование зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников строится поэтапно:
а) ориентировка в схеме собственного тела,
б) ориентировка в окружающем пространстве,
в) ориентировка на листе бумаги.
Формирование ориентации в схеме собственного тела.
Базовой наиболее естественной системой ориентации является схема тела. На этом этапе проводятся упражнения, целью которых является ориентировка в собственных частях тела, закрепление и уточнение их названий. Сейчас мы предлагаем в логоритмическую игру «Части тела», которую можно использовать с детьми 5-6 лет. Особенностью игры является сочетание музыки, движений и речи (приложение 1).
С возрастом, когда словарь детей обогатился, данную игру усложняем.
Игра «Есть на пальцах наших ногти» для детей 6-7 лет. (Приложение 2)
Ориентировка в окружающем пространстве.
Формируем у ребенка осознание двигательных возможностей и расширяем диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней, закреплять понятия справа-слева, впереди, сзади. На данном этапе важно использовать маркировку руки ребенка (часы, браслеты, «фенечки»). «Маркеры» должны присутствовать постоянно. Хорошо подходят игры с воображаемыми предметами или объектами.
Игра «Снеговик» (в парах) развиваем пространственный гнозис и воображение ребёнка. (Приложение 3)
Кинезиологическая игра «Пианино» проводится с группой детей (от 4 человек). Данная игра служит для формирования межполушарных связей и развитию коммуникативных способностей воспитанников (Приложение 4).
Игра «Холодно – горячо». Игра проводится с группой детей или индивид.
Ведущий прячет в комнате предмет, а затем при помощи команд ведёт игроков к цели. Команды могут быть: шаг направо, два вперед, и т. д.
Ориентировка на листе бумаги.
Игра «Заячьи дорожки». Развивает слуховое внимание, ориентировку на листе бумаги. (Приложение 5)
Игра «Телевизор». Логопед предъявляет карточку с изображением фигур, цифр, букв. Дети запоминают и зарисовывают по памяти.
«Муха». Предлагается игровое поле 5 на 5 клеток. Дети по инструкции логопеда передвигают «муху» (пуговицу) по игровому полю (2 клетки - вправо, 3 - вниз, 1 - вверх и т.д.). Затем задание усложняется. Дети мысленно передвигаются по полю, отслеживая движения только глазами.
«Сказочный город». Предлагается схема - план города. На нем изображены улицы, дома, парки. Дети должны пройти по городу от одного пункта до другого, например, от школы до библиотеки. Свои продвижения дети комментируют. (Иду прямо по улице Незнайки, затем около магазина игрушек поворачиваю направо на школьную улицу и т.д.). Аналог - игра «Лабиринт»
В наш век информационных технологий невозможно обойтись без интерактивных заданий. Я предлагаю Вашему вниманию интерактивную игру для формирования у дошкольников умения ориентироваться в двухмерном пространстве «Клеточки считаю – слова называю» (приложен 6)
3. Заключительная часть (2 мин). В заключении мы хотим вам предложить буклеты с играми и упражнениями на развитие зрительно-пространственного гнозиса.
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью релаксационного упражнения «Детский сад – мой дом родной». Уважаемые коллеги, большую часть своего времени мы проводим на работе, в д/саду. Это наш второй дом. Перед вами изображение детского сада. Подумайте, куда бы вы себя поселили: если наше мероприятие вам понравилось, вы узнали что-то интересное, и вы можете использовать материал в своей работе, заселяйтесь на второй этаж. Если опыт вам не пригодится – на первый этаж.
Приложение 1.
Логоритмическая игра «Части тела» для детей 5-6 лет.
Цель: учить ориентироваться в схеме собственного тела.
Задачи:
- учить ориентироваться в схеме собственного тела;
- упражнять в выполнении простых массажных движений под музыку.
Ход игры:
дети выполняют упражнение, используя поглаживающие движения. При повторении – постукивающие и пошлепывающие массажные действия. Вариативность: детям предлагается объединиться в пары (напротив друг друга) и выполнить массажную игру на теле своего партнера.
Вот носик, вот ушки, вот щечки, вот рот.
Вот ручки, вот ножки, вот грудь, вот живот.
Вот спинка, вот шейка, вот брови, вот лоб.
А вот и ладошка, и я по ней «Хлоп!»
Приложение 2.
Игра «Есть на пальцах наших ногти» для детей 6-7 лет.
Цель: учить ориентироваться в схеме собственного тела.
Задачи: активизация словаря (части тела), самомассаж частей тела.
Ход игры:
Детям предлагается показать игрушечному герою (инопланетянину), из каких частей тела состоит организм человека. под музыку с детьми разучиваются последовательные движения.
Текст игры:
Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь. И животик не забудь!
Бедра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.
Есть колени и спина, но спина у нас одна!
Есть у нас на голове уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри. Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Вот, что знаем мы с тобой!
Приложение 3.
Игра «Снеговик» (в парах)
Цель: развитие пространственного гнозиса и воображения ребёнка.
Задачи: воспроизводить речедвигательное упражнение в заданном музыкальном темпе и ритме.
Ход игры:
Ребенку предлагается выбрать себе партнера – воображаемого героя, которого он будет превращать в «снеговика». Затем попросить показать, как он будет лепить снеговика. В завершении игры детям предлагается под ритмичную музыку «имитировать» движения по созданию «снеговика» в соответствии с текстом. Затем ведущий - ребёнок просит своего героя выполнить разные инструкции по пространственному перемещению (попрыгать на правой ноге, сделать 2 шага вперёд и т.д).
Текст игры:
Вот снежный ком – он всем знаком.
Его слепили мы с дружком.
Его слепили мы с дружком,
Чтоб стал наш ком – снеговиком.
А третий – будет головой.
Морковка-носик, шляпка-таз,
И угли черные для глаз.
Руками будут ветки, из веника соседки.
Ногами - парочка галош-
Ах, снеговик! Как ты хорош!
На первый ком кладем второй,
Приложение 4.
Кинезиологическая игра «Пианино» проводится с группой детей (от 4 человек).
Цель: формирование межполушарных связей и развитие коммуникативных способностей воспитанников.
Дети сидят на стульях по кругу. Каждая рука ребёнка лежит на колене соседа. Считалочкой выбирается ведущий, с которого по часовой стрелке начинается игра. Ребёнок тихонько хлопает рукой по колену соседа, называя своё имя (можно тематические слова: игрушки, животных и т.д). Ребёнок, по колену которого сосед произвёл хлопок продолжает игру, называя своё имя и т.д.
Приложение 5.
Игра «Заячьи дорожки».
Цель: Развитие слухового, зрительного внимания и ориентировки на листе бумаги.
Ход игры:
«Зимним морозным днём спешила мама-зайчиха домой, да вот беда – по пятам гнался за ней серый волк. Вот и пришлось ей путать свои следы. Несмотря на то, что следы на свежем снегу были хорошо видны, не смог волк их распутать, и она благополучно добралась до своего жилища».
Дети должны распутать следы мамы-зайчихи.
Детям предлагается под диктовку зарисовывать на листе в клеточку или выкладывать с помощью палочек направление движения зайчихи (вперед, назад, вправо, влево). По предварительной договоренности прыжок может быть обозначен либо на листе бумаги отрезком длиной в одну единицу (клетку); либо одной счетной палочкой.
• Прыжок вперед
• Два прыжка влево
• Три прыжка назад
• Два прыжка влево
• Один прыжок назад
• Пять прыжков вправо и т.п.
Приложение 6
Интерактивная игра для формирования у дошкольников умения ориентироваться в двухмерном пространстве «Клеточки считаю – слова называю»
Цель: формирование ориентировки в пространстве на плоскости
Задачи:
- Формировать умение ориентироваться в двухмерном пространстве,
- упражнять в последовательном выполнении инструкции, связанной с продвижением по плоскости листа,
- автоматизировать звука Л в словах,
- активизировать номинативный словарь детей по основным лексическим темам
Ход игры:
Педагог медленно поэтапно читает задание (сделай 4 шага влево, 1 шаг вверх, 3 шага право и т.д.). Ребёнок на каждую часть инструкции переводит мышку в нужном направлении (не кликая мышкой по промежуточным картинкам). Закончив выполнение задания, кликает мышкой на нужную картинку.
Если задание выполнено верно, картинка увеличится в размере. Если ребёнок ошибся – картинка исчезнет. После правильного выполнения задания, нужно щёлкнуть по ребёнку на слайде, и он переместится к верному ответу.
Усложнение: (При автоматизации звука Л)
Перед выполнением инструкции по ориентировке в пространстве ребёнок называет слова с автоматизируемым звуком, определяет позицию звука в словах. С итоговой картинкой составляет предложение.
Рекомендуем посмотреть:
Особенности проведения диагностики детей с ОВЗ
Специфика общения с детьми с ОВЗ. Доклад
Краткосрочные проекты в детском саду в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих нарушения речи, на занятиях в дополнительном образо