Краткосрочные проекты в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных (познавательных) процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практической деятельности.
Проектная деятельность актуальна для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР), так как обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес детей, развитие творческой активности, самостоятельности в познании окружающего мира. Дети учатся планировать свою деятельность, у них появляется чувство уверенности в себе. В процессе проектной деятельности дошкольник получает возможность испытать и использовать свои способности, учится отстаивать свои интересы, согласовывать их с интересами других детей, учится инициативе, анализу. А самое главное, создаётся положительный эмоциональный фон для раскрепощения детей. Это очень важно для детей с ОНР.
Используя в работе проектный метод, мы полностью реализуем принцип личностно-ориентированного подхода к детям, учитываем их интересы и индивидуальные возможности в освоении всех форм связной речи.
Проектный метод в обучении дошкольников с нарушением речи является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в коррекционной работе является устранение трудностей в развитии речи. Он дает ребёнку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей группы компенсирующей направленности, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Вся деятельность педагогического коллектива в группе компенсирующей направленности строится на проектной основе, и это дает основу для творческо-поисковой деятельности.
В нашей группе компенсирующей направленности проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР.
Перед педагогическим коллективом группы в рамках проекта ставятся задачи:
1) побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
2) приобщать детей к процессу познания;
3) формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
4) расширять словарь детей;
5) формировать правильное произношение;
6) побуждать детей к совместной деятельности;
7) формировать эмоциональную заинтересованность;
8) развивать мышление и воображение;
9) формировать различные способы общения;
10) способствовать овладению различными способами решения поставленных задач.
В ходе прохождения темы у детей группы компенсирующей направленности значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь.
С учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием координация проектов должна быть гибкой, т.е.
педагог ненавязчиво направляет работу детей:
1) помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
2) подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать;
3) планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;
4) определяет, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуально по целому ряду причин: в группе компенсирующей направленности дети тяжело воспринимают программный материал, им тяжело планировать свою деятельность, они не могут творчески подойти к решению какой-либо проблемы.
Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания у детей. Их участниками являются в основном дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается познавательно-исследовательская деятельность. Воспитанники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Единая цель, совместные значимые для ребёнка мероприятия развивают коммуникативные и нравственные качества личности. Детские проекты «Лекарственные растения родного края», «Космические тайны», «Загадки стеклышка», «Необыкновенное зеркало», реализованные в группе, не оставили равнодушным ни одного ребенка. В ходе работы над проектами создавалась атмосфера сотворчества с ребенком, использовался индивидуальный подход, ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
Часто результатом работы по проекту становится оформление лэпбука – это интересное современное, развивающие пособие для детей. Оно многофункционально и направлено на поддержку детской инициативы.
Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает важное место в моей образовательной работе. Этот метод стимулирует познавательный интерес детей, развитие творческой активности и, самое главное, обеспечивает положительную динамику речевого развития детей.
Рекомендуем посмотреть:
Особенности проведения диагностики детей с ОВЗ
Специфика общения с детьми с ОВЗ. Доклад
Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих нарушения речи, на занятиях в дополнительном образо
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ в соответствии с ФГОС. Из опыта работы