Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Особенности проведения диагностики детей с ОВЗ

Из опыта работы воспитателя ДОУ: «Особенности проведения диагностики детей с ОВЗ»
Подготовила: Храмайкова Светлана Петровна

«Не ребенок подгоняется под существующие
в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот,
вся система образования подстраивается под потребности
и возможности конкретного ребенка».
Анна Схемова

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это одно из наиболее тяжелых заболеваний центральной нервной системы, которое возникает в результате органического поражения мозга и приводит больного к инвалидности.

В нашей группе представлены дети со следующими формами ДЦП:
1. Правосторонний гемипарез. (2 ребёнка) При этой форме поражена правая сторона: и рука, и нога.
2. Спастический тетрапарез. (5 детей). При этой форме поражены все 4 конечности.
3. Спастический нижний папарез. (2 ребёнка) При этой форме поражены нижние конечности.
4. Синдром Апера. Деформация черепа.

Возраст детей от 5 до 7 лет. Большинство детей уверенно передвигаются; некоторые начинают осваивать бег, прыжки; у них развиваются и совершенствуются навыки самообслуживания, расширяется их пассивный и активный словарь, усложняется речевая деятельность, произвольная деятельность становится целенаправленной.

Однако на этом возрастном этапе дети ещё крайне несамостоятельны, неуверенны, у них слабо развиты коллективные взаимоотношения, произвольная двигательная активность их ещё ограничена.

В связи с этими особенностями, нельзя оценивать детей с ОВЗ по общим требованиям. Мы должны увидеть достижения и динамику развития каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

Опираясь на все вышеперечисленные особенности детей с ОВЗ, мною был разработан мониторинг достижений планируемых результатов, учитывая индивидуальные особенности детей и дифференцированный подход для организации коррекционной работы на занятиях.

В практике физического воспитания детей использую контрольные упражнения и двигательные задания (нормативы), по результатам, выполнения которых оцениваю различные стороны физической подготовленности детей.

Мониторинг позволяет увидеть степень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств.

Двигательные навыки:
При формировании тонических рефлексов – выполняем упражнения в положении лёжа на спине – это поднятие и опускание головы, при этом верхние и нижние конечности неподвижны; поворот головы в сторону, при этом захватывает игрушку, находящуюся сбоку. В положении лёжа на животе, ребенок может манипулировать предметами, находящимися перед ним.

При формировании двигательных навыков нижних конечностей использую следующие упражнения. В положении лёжа на спине, поднять согнутые в колене ноги вместе, обнять колени руками; в положении сидя на стуле, перекаты стоп с пятки на носок; в положении стоя у опоры, выполнение полуприседа.

При формировании навыков ползания – махи прямой ногой/рукой из положения, стоя на коленях с опорой кистями на пол («трёхопорная» стойка); ползание по дорожке на четвереньках до ориентира; влезание на гимнастическую стенку; ходьба на коленях за неустойчивой опорой (руки держатся за фитбол).

Формируя навык передвижения в пространстве – использую ходьбу «змейкой» между ориентирами; ходьба по размеченной дорожке (по следам); подъем и спуск с платформы (вперед/назад, вправо/влево), высота 15-20 см; ходьба правым/левым боком приставными шагами, руки держатся за брусья.

Развивая двигательные навыки верхних конечностей – пальцы рук согнуть в кулак и разогнуть; захватывание предмета, перемещение вверх – вниз; бросание, катание, ловля мяча.

Оценка уровня развития физических качеств базируется на результатах различных тестов, в основе которых лежат двигательные задания.

Тест № 1. «Помоги белке собрать шишки» – челночный бег 3*10 м, оцениваются скоростно-силовые параметры, координация, ловкость.

Тест № 2. «Забрось камешки в ручей» – метание мешочков с песком в горизонтальную цель правой, левой рукой, оценивается меткость.

Тест № 3. «С кружка на кружок» – прыжок в длину с места, оцениваются скоростно-силовые качества, координация, концентрация внимания.

Тест № 4. «Силачи» – бросок мяча массой 500 г стоя, двумя руками из-за головы, оценивается мышечная сила пояса верхних конечностей.

Тест «Давай поиграем» – развиваю умение играть в различные игры, соблюдая правила (Игра «Снежинки» - координация при кружении; «У медведя во бору» - быстрота реакции; «Зайцы и волк» - ориентировка в пространстве, выдержка; «Гонка мячей» - скорость и другие).

Знакомлю детей с правилами эстафет: «Полёт на метле» - скорость, «Построим дом» - коллективные взаимоотношения.
Уровень развития физических качеств определяю после повторной диагностики, где отражается темп прироста каждого ребёнка индивидуально.

Показанные методы и приёмы дают положительную динамику, отражают достижения каждого малыша.

Заниматься с детьми, имеющими ОВЗ нужно обязательно, чтобы помочь им в преодолении двигательных затруднений, снятии напряжения, утомления, а также в общем развитии ребёнка.
Презентация на тему: Особенности проведения диагностики детей с ОВЗ

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада Специфика общения с детьми с ОВЗ. Доклад Краткосрочные проекты в детском саду в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих нарушения речи, на занятиях в дополнительном образо

Похожие статьи:

Социальное развитие дошкольников

Конспект игрового занятия в разновозрастной группе детей с ДЦП ко Дню Матери | Конспект занятия по речевому развитию в детском саду в разновозрастной группе
Опубликовано: 1247 дней назад (19 ноября 2020)
Просмотров: 1082
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!