Конспект занятия по речевому развитию в детском саду в разновозрастной группе
Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории: Храмайкова С. П., Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» Энгельсского муниципального района Саратовской области Тема: «Путешествие на Остров Дружбы» Конспект квест – игры с элементами мнемотехники в разновозрастной группе для детей с НОДА (ДЦП). Интеграция с образовательными областями: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. Возрастная группа: разновозрастная группа для детей с НОДА (ДЦП). Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Задачи: Образовательные: Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим; совершенствовать коммуникативные навыки. Формировать умение детей рассказывать по мнемодорожкам, мнемотаблицам. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивающие: Развивать умение размышлять над нравственной сутью поступков. Развивать психические процессы: речь, память, внимание, образное мышление. Воспитательные: Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга. Предварительная работа: беседа «Худо тому, кто добра не делает никому»; заучивание стихотворений «Тучка и Жучка» В. Семёнова, «Кто с кем дружит?» Т. Кочнева, «Добро и Зло» Е. Королёвой, с опорой на мнемотаблицы; закрепление вежливых слов с помощью «Кубика вежливости» разучивание пословиц о друге, дружбе; рисование «Мой друг»; дидактическая игра «Найди друга»; слушание и разучивание песен о дружбе; коллективная лепка по сказкам «Репка», «Теремок»; чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Методы: игровой, наглядный, словесный, практический. Приёмы: рассматривание картинок, физ. минутка, поощрение, самостоятельная деятельность детей. Материалы и оборудование: цветок без лепестков, 5 лепестков со словами, дерево, зеркала по количеству детей, мяч, мнемотаблица к стихотворению «Заяц и ёжик», 3 конверта с гномиками. Музыкальное сопровождение: запись mp.3 детские песни Индивидуальная работа: помощь детям при выполнении заданий при затруднениях.
Ход игры
1. Организационный этап Звучит музыка
– Я приглашаю вас в «Круг радости» для того, чтобы весело и ласково поприветствовали друг друга, ведь для радости есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Давайте вместе скажем:
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг,
Здравствуй друг,
Получился ровный круг.
– В нашей группе рос «Цветок Дружбы», но влетел в окно холодный, осенний ветер, сорвал все лепестки и умчался. Боюсь, случится теперь беда. Без этого цветка все дети ссорятся, дерутся, не играют друг с другом. Что же теперь делать? Вы хотите ссориться? А драться?
– Значит нужно спасать наш цветок. Только растут такие цветы на далёком «Острове дружбы». Чтобы собрать лепестки для цветка, нужно выполнить разные задания. Сможем мы преодолеть трудности и помочь нашему цветку?
2. Основной этап
Мы дружить со всеми рады,
Ведь с друзьями веселей.
Будем мы одной командой,
Будем дружными теперь. Звучит музыка
– Приглашаем всех на чудесный «Остров Дружбы»!
Игра «Зеркальная полянка»
– Ребята, как выглядит человек, который сердится, злится?
Давайте возьмем зеркала и сделаем сердитое или злое лицо и посмотримся в зеркало. (брови сдвинуты, губы сжаты, взгляд сердитый, снизу, исподлобья)
А теперь давайте улыбнемся и посмотрим в зеркальце.
– Какое выражение лица вам больше понравилось? С каким человеком вам хотелось бы дружить? С сердитым и хмурым? Или с веселым и добрым? Звучит музыка
– Вот мы и нашли первый лепесток цветка дружбы «Доброта»
Игра «Назови ласково»
– Кому я кину мяч и скажу слово, тот превращает это слово в ласковое.
Мяч – мячик
Дерево – деревце
Коза – козочка
Рука – ручка
Нога – ножка
Ухо – ушко
Яна – Яночка
Богдан – Богдашенька
Матвей – Матвеюшка
– Ребятки, а какие слова вам больше понравились, простые или ласковые? Почему? (Ласковые, потому что они приятные, теплые, они согревают.) Звучит музыка
– Вот это второй лепесток цветка дружбы «Ласковое слово»
Стихотворение «Заяц и ёжик» Слушают стихотворение по мнемотаблице.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга, Зайчик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли,
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул.
Заяц качели к себе потянул.
Заяц: «Я первый!»
А Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся: «Значит ты Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош!»
– Ребята, что же произошло с ежиком и зайцем?
– Совершенно верно. А почему заяц обиделся на ежика?
– Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями?
– Как помирить друзей, сделать так чтобы так, чтобы ссоры не было?
– Совершенно верно. Так давайте же помирим ежика и зайца и покажем им как правильно дружить.
Игра «Да – нет»
Будем крепко мы дружить?
Нашей дружбой дорожить?
Мы научимся играть?
Другу будем помогать?
Друга нужно разозлить?
А улыбку подарить?
Друга стоит обижать?
Чай с друзьями будем пить?
Будем крепко мы дружить?
Рассказывание стихотворения по мнемотаблице. Дети помогают рассказывать стихотворение, используя мнемотаблицу.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Зайчик и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Заяц качели к себе потянул
Заяц сказал: «Покачаю тебя, мы ведь с тобою Ёжик друзья»
– Молодцы, ребята! Звучит музыка
Третий лепесток цветка дружбы «Добрые дела»
Физминутка «Мирилка»
Хватит ссориться и злиться.
Ну, давай скорей мириться!
Прочь, обида, уходи!
Ждёт нас дружба впереди!
Игра «Азбука настроений» На столах лежат конверты. Дети садятся за столы, рассматривают картинки и показывают их по просьбе воспитателя
– Грустного, сердитого гнома, спокойного, радостного. Комментирую правильность ответов.
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (Выставляют левую кисть, потом правую)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Соединяют ладони в замок)
Раз, два, три, четыре, пять, (Касаются пальцами левой руки правой)
Начинай считать опять: (Хлопки в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять, (Касаются пальцами правой руки левой)
Мы закончили считать. (Встряхнуть руками) Звучит музыка
Четвертый лепесток цветка дружбы «Хорошее настроение»
– Послушайте ребята, что нужно сделать, если кто-то грустит?
– Как развеселить? Может, поиграем?
Игра «Здравствуй, милый друг!». Звучит музыка
Ну, вот мы получили пятый лепесток цветка дружбы – это «Весёлая игра». Звучит музыка
– Вот и все лепестки собрали, «Цветок дружбы» готов. И теперь мы не будем ссориться, всегда будем дружные.
3. Заключительный этап
– Ребята, вы сегодня такие молодцы! Очень дружно играли и занимались! Кому сегодня было легко, интересно на занятии – похлопайте руками.
– Почему ты похлопал?
– Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами.
– Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья.
– Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! Звучит музыка