Конспект интегрированного занятия по рисованию в лубочном стиле в разновозрастной группе для детей с НОДА (ДЦП)
Конспект интегрированного занятия по рисованию в лубочном стиле в разновозрастной группе (4 - 7 лет) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории: Храмайкова С. П. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие (ознакомление с окружающим) + изобразительная деятельность + коммуникация (общение, речь). Тема НОД: «Заюшкина избушка» Возрастная группа: разновозрастная группа для детей с НОДА (ДЦП). Цель: Знакомство детей с графическим народным искусством. Задачи: Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с народным изобразительным искусством – лубочные картинки.
2. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
3. Учить видеть своеобразие и самобытность изображений. Развивающие:
1. Совершенствовать графические навыки.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Учить чередовать узор (штрихование) в пределах контура.
4. Развивать воображение, художественно-эстетический вкус, чувство ритма, творческие способности. Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость
2. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, иллюстраций книг выполненных в технике лубочные картинки; беседы; раскрашивание книжек – раскрасок; штриховка. Методы: игровой, наглядный, словесный, практический. Приёмы: рассматривание картинок, физ. минутка, поощрение, самостоятельная деятельность детей. Материалы и оборудование: презентация «Сказочный лубок: загадки», иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка» в лубочном стиле, силуэты домиков с приклеенным на обратной стороне кусочком 2-х стороннего скотча.
Листы тонированной бумаги с рамкой; гелиевые ручки черного цвета; фломастеры черного цвета; простые карандаши. Альбом "Лубок - особый вид графики". Музыкальное сопровождение: аудиозаписи народной музыки. Индивидуальная работа: помощь детям при выполнении заданий при затруднениях.
Ход НОД
1. Подготовительный этап Дети стоят полукругом.
– Давным-давно, когда наши прадедушки и прабабушки были маленькими, в старинные времена, книг было совсем мало. А как хотелось много узнать, научиться читать. Вот тогда-то люди и придумали потешные листы. Как вы думаете, что значит потешать? (Веселить, радовать)
– Правильно, вот люди и придумали такие потешные листы.
2. Основной этап Показ иллюстраций лубочных картинок.
– Как еще они называются? (Лубочными)
– Где мы встречали лубочные картинки? (В книгах со сказками)
– Давайте вспомним, какие животные изображаются на лубочных картинках?
Читаю соответствующий текст, в зависимости от того, каких животных называют дети.
Всякая лисица свой хвост хвалит. (рисунок 1)
Волк, волчок – шерстяной бочок.
Через ельник бежал, в можжевельник попал.
Зацепился хвостом, ночевал под кустом. (рисунок 2)
Богат Ермошка,
Есть козёл да кошка. (рисунок 3)
Где щи, там нас ищи. (рисунок 4)
– Из чего состоит узор на лубочных картинках? (Из штрихов, черточек, спиралек)
– Правильно, штрихами мы можем изобразить перышки у птиц, у животных шерстку. Каждую лубочную картинку обязательно подписывали, чтобы было понятно, что нарисовано. Это были и пословицы, и поговорки, и загадки. А вы любите отгадывать загадки?
Презентация «Сказочный лубок: загадки» (Слайд № 1) (Слайд № 2)
Вся мохнатенька,
Четыре лапы,
Сама усатенька. (Слайд № 3)
Кудрявая шубка.
На шубке колечки,
И зовут ее … (Слайд № 4)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький.
Раньше всех встаёт –
Голосисто поёт! (Слайд № 5)
Длинная шея,
Красные лапки.
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки. (Слайд № 6)
Птица – ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый,
клюв могучий
Как зовут ее? (Слайд № 7)
Кто на себе дом возит? (Слайд № 8)
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все…
– Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки.
Физминутка «Солнышко»
Утром солнышко встаёт – выше, выше, выше. (Потянули руки, встали на носки)
К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже. (Присели)
Хорошо, хорошо, солнышко смеётся. (Ходьба, хлопки в ладоши)
А под солнышком таким – весело живётся! (Прыжки на месте)
Звучит народная музыка. Появляется плачущий Зайка (игрушка – бибабо).
– Что, заинька, случилось? Почему ты плачешь? Зайка: Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Избушка Лисы растаяла, попросилась она ко мне, да меня же и выгнала. Мне теперь и жить то негде.
– Не расстраивайся, Заинька, мы с ребятами тебе поможем. Наши ребята научились рисовать деревянные избушки. Осталось только их украсить. Ты, Заинька, живёшь в русской народной сказке. И избушка у тебя должна быть под стать. Мы с ребятами познакомились с новой росписью – лубок. И сейчас избушки мы украсим. А ты выберешь для себя самую лучшую.
Вношу мольберт, на котором стоит заранее подготовленный лист ватмана – «Лес» с нарисованными в лубочном стиле полянками. Полянок – по количеству детей. Дети стоят полукругом.
– Каждый элемент домика мы будем украшать определёнными узорами.
Показ на разных деталях.
– Если деталь квадратной или прямоугольной формы, то для украшения используем штрихи и чёрточки. (показ)
– А если круглой – украшаем спиральками. (показ)
– И так мы будем чередовать разнообразную штриховку, пока не раскрасим весь домик. Раскрашенный домик мы приклеим на нашу полянку. Но сначала подготовим, разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Домик для зайчат»
Стук, стук, постук, раздается где-то стук. (Кулачками друг о друга стучат)
Молоточки стучат, строим домик для зайчат.
Вот с такою крышей. (Ладошки над головой)
Вот с такими стенами. (Ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами. (Ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью. (Одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком. (Сцепили ручки)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили, (Вращение сцепленными кистями)
Постучали, и – открыли! (Расцепили ручки) Дети приступают к выполнению работы.
Звучит тихая, спокойная музыка.
Помогаю затрудняющимся детям.
3. Заключительный этап Дети самостоятельно прикрепляют шаблон домика на выбранную полянку.
Выставка детских работ. Зайка: Ой, ребята, какие вы молодцы! Домики получились яркие, нарядные. Даже не знаю какой мне выбрать. И своих друзей – зайчишек приглашу. Пусть занимают свободные домики. И живут – не тужат. Спасибо, ребята. И Лису выгонять не придётся, Для всех есть избушки!
Рисунки для конспекта и альбом "Лубок - особый вид графики"