Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Веселые загадки

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Тема: Творческое рассказывание. «Веселые загадки».

Цель: дать представление о жанровых особенностях загадок; учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм; учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно.

Ход занятия

В гости к детям приходит Петрушка.

- Здравствуйте, ребята! У меня сегодня такое хорошее настроение! Потому что я самый красивый, самый веселый, самый умный! Вот!

- Ребята, а правда, я самый красивый? Посмотрите, какая у меня шапочка! А штанишки, штанишки какие красивые! Ни у кого из вас таких нет, как у меня! А какой у меня нос?! Правда красивый? А еще я самый умный. Я все на свете знаю! Спросите, спросите меня о чем-нибудь - на все вопросы отвечу!

Воспитатель. Ну, Петрушка, раз ты такой умный, слушай загадки и отгадывай:

В ярко-красном колпаке,

Он с бубенчиком в руке,

Развеселая игрушка,

А зовут ее... (Петрушка).

Петрушка (начинает смеяться, потом заливается хохотом, через смех говорит). Да это... это... это... любой дурак знает. (Опять смеется.) Да это же... лягушка. (Дети исправляют его.) Что? Нет? Не лягушка? Тогда это ... подушка! (Дети исправляют его.) Опять не угадал? (В растерянности начинает перечислять.) Тогда это ... ватрушка, кадушка, пушка...

Петрушка (шепчет ребятам, чтобы не видела воспитательница). Ребята! Ребята! Подскажите мне! Не слышу! Погромче подскажите!

Воспитатель. Петрушка, как тебе нестыдно! Вот видишь, как некрасиво хвалиться раньше времени? Сам про себя загадку не смог отгадать! Недаром в народе говорится: «По одежке встречают, по уму провожают». А ты сразу хвастаться начал: «Посмотрите, какие у меня штанишки...» Есть еще одна мудрая пословица: «Не хвали сам себя, пусть люди похвалят».

Петрушка. Не буду больше хвалиться. Ребята, а вы какие умные! Отгадали про меня такую трудную загадку. Молодцы! Хотите, я вам еще загадки позагадываю? (Дети соглашаются.)

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка

И улетел за облака.   (воздушный шарик)

 

Два колесика подряд,

Их ногами вертят,

А поверх торчком

Сам хозяин крючком.   (велосипед)

 

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу!

Больше греться не хочу.

Крышка громко загремела –

Пейте чай, вода вскипела!   (самовар)

Петрушка. Ребята, а как вы так быстро загадки отгадываете? Научите меня! (Воспитатель с детьми объясняют Петрушке, по каким ключевым словам, по характерным выражениям рассказывается о предметах.)

Воспитатель успокаивает Петрушку и предлагает ему учиться отгадывать загадки по шуточным стихотворениям, где легко отгадывается рифма. Например:

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые... (матрешки.)

 

На сметане мешан,

На окошке стужен.

Круглый бок, румяный бок,

Покатился... (колобок.)

 

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит.)

Петрушка. Вот здорово! Я отгадал загадки! А я тоже знаю такую игралочку. Ее сочинил поэт А. Босев. Ребята, только будьте внимательны! В этой игралочке и загадки, и небылицы. Можно так запутаться!

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка - там конец.

Кто подскажет - молодец!

 

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг.

Угадайте, кто?.. (Индюк.)

 

Да! Индюк! Признаться, братцы,

Трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо –

Превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать,

По земле хвостом стучать.

Я запутался однако,

Он верблюд или... (собака.)

 

Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает как ...(кошка.)

 

Верно, верно! Угадали!

Будто где ее видали!

А теперь давайте с вами

В лес поедем за грибами.

 

Посмотрите-ка, ребята:

Тут лисички, там опята,

Ну, а это на полянке

Ядовитые... (поганки.)

 

Что? Поганки? Неужели?

Но поганки захотели

Стать полезными грибами

И пришли на кухню сами.

 

И сказали: «Как хотите,

Хоть зажарьте, хоть сварите, -

Обожаем поваров!

Но не любим... (докторов».)

 

То, что я сказал вам, - тайна,

Догадались вы случайно.

Это был большой секрет,

Но от вас секретов нет!

Воспитатель говорит, что загадки бывают разные. Бывают такие короткие, всего из одного предложения. Например: «Зимой и летом - одним цветом» (Елка).

- В любой загадке предмет не называется, и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы было легко догадаться, в загадке или говорится, на что похож этот предмет, или его называют таким метким словом, что сразу понимаешь, что это такое. Например:

Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела,

Ела-ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.  (пила)

 

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.   (белка)

- Какими словами в загадке обозначен предмет, что мы сразу догадались, что это пила?

- Какими словами обозначили животное, что мы поняли, что это белка?

- Интересно загадки разгадывать, а еще интереснее их придумывать и загадывать. Давайте попробуем! А Петрушка будет отгадывать загадки.

(Воспитатель совместно с детьми составляет загадки о зайчике, мячике, которые построены на сравнении и отрицании.)

Какой?                                              Что бывает такое же?

Он маленький, но не...                      гном

Он пушистый, но не...                       котенок

Он быстрый, но не...                         ветер

Он серенький, но не...                       волк

Кто это? (заяц)

Какой?                                              Что бывает такое же?

Он летает, но не...                               птица

Он прыгает, но не...                             кузнечик

Он скачет, но не...                                лягушка

Он катится, но не...                              ежик

Что это? (мяч)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Нет комментариев. Ваш будет первым!