Цель: развивать творческие способности, воображение, речь.
Задачи:
— формировать адекватную самооценку;
— обучать приемам ауторелаксации;
— развивать саморегуляцию.
Материалы: ива бланка с шифром и зашифрованными словами, голубая полоска на полу (река), камень-указатель (может быть напольная подушка), цветные полоски бумаги, аудиозапись «Звуки природы», стрелки-указатели, цветные лепестки, кораблик, игрушки из киндер-сюрприза.
* * *
Вводная часть
Педагог. Здравствуйте. Пусть каждый назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и сделаю вот так: два шага вперед (вариант: похлопать в ладоши, выполнить некоторые движения руками и т.п.).
Дети выполняют.
Ветер дует на ... того, у кого светлые волосы, — и все светловолосые собираются в кружок; ... на того, кто любит животных, умеет плавать, не боится темноты...
Дети выполняют.
Берутся голубые ленты (бахрома, тесьма или мишура) длиной около 1,5 м. Педагог называет детям разные чувства и предлагает с помощью лент показать «волны радости», «волны злости», «волны страха» и т.п.
Дети занимают удобное положение на коврике и закрывают глаза. Проводится релаксационное упражнение «Отдых у речки».
Педагог. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихой небольшой речки. Слышатся лишь ваше дыхание и плеск воды. Светит солнышко, ласково согревая вас своими лучами. Вы чувствуете, как приятное тепло окутывает все ваше тело. Вам тепло и приятно, слышится щебет птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнышко светит. Воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома (расслабленность) охватывает вас. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вам просто лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и теплом. Вы отдыхаете... Но пора возвращаться. На счет «Три!» медленно откройте глаза. Раз, два, три. Мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение.
Звенит колокольчик, появляется Фея, она рада видеть всех и приглашает ребят в Сказочную страну.
Фея. Ребята, на столе лежит рюкзак (как воображаемый, так и реальный), который нам нужно собрать в дорогу. Каждый по очереди положите в него что-то нужное для путешествия. Сделайте это вначале без слов, только с помощью жестов, а потом отыщите нужную картинку. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак нам товарищ, не повторяться, но нужно также отгадать: что положили в рюкзак, например, Дима, Рита и т.п. В рюкзак кладем теплые вещи, компас, еду, фонарь, веревку, спички и др.
Вот теперь мы готовы к путешествию. В путь!
Дети выполняют.
Чтобы наполниться волшебной силой и быть готовыми к сказочным приключениям, я предлагаю вам пройти по чудесному ручейку.
Звучит аудиозапись с журчанием ручья. Дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру), вслушиваясь в его журчание и «наполняясь волшебной силой».
Затем Фея предлагает детям пройти через воротики с навесными колокольчиками... и таким образом попасть в сказку.
Вот мы и в Сказочной стране! Здесь чудеса, превращения происходят на каждом шагу. Здесь спрятаны удивительные сокровища. Помогите мне и жителям Сказочной страны их отыскать. (Показывает карту.) У меня в руках старинное письмо, в котором зашифровано, где находятся сокровища, и карта маршрута. Какие слова здесь зашифрованы?
На одном из листов, предложенных детям, изображены разные фигуры: стрелка, крестик, квадрат, треугольник и другие. Под ними определенные буквы. Это шифр.
Этот шифр вам пригодится в дороге. Рассмотрим карту, направление вашего пути — река! А вот и весь путь:
Дети должны расшифровать слова, используя шифр.
Итак, в первый день нам предстоит преодолеть часть пути: через реку и болото. Нам надо попасть к реке? Давайте встанем на «меняющуюся дорожку».
Дети идут друг за другом по «меняющейся дорожке» (одна рука ребенка на плече впередистоящего, другая — у него на поясе), преодолевая разные препятствия. Ребята проходят: через ручей (голубой шнур), забираются на холм (по лестнице на балкон), спускаются с холма, проходят по узенькой тропинке (две веревки) и...
Стоп! Перед нами камень-указатель, и на нем зашифрованная надпись.
Дети расшифровывают: РЕКА!
Мы на верном пути! А теперь игровое упражнение «Щепки на реке». Внимание! Превращение! Вы — берега реки.
Дети встают в два ряда, один напротив другого: это берега реки.
Мы должны преодолеть, проплыть эту реку! По реке сейчас поплывут щепки. По одному, каждый будет превращаться в «щепку» и «плыть» по реке. Но вначале перед плаванием мы вспомним и назовем слова поддержки. Какие?
Я смогу! Я добьюсь! Я сделаю это! У меня получится! Я справлюсь! Все будет хорошо!
По одному, по очереди ребята превращаются в «щепку», которая поплывет по реке. «Щепка» сама решает, как ей плыть: быстро или медленно, с открытыми или закрытыми глазами; она может плыть прямо, крутиться, останавливаться и поворачивать назад... «Берега» помогают руками, ласковыми осторожными прикосновениями движению «щепки». Когда «щепка» проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая «щепка» начинает свое движение... Но вот все дети - «щепки» (побывав и «берегами» и «щепками») преодолели этот путь.
Но вдруг поднялся ветер, на реке — сильные волны.
Дети - «волны» встают в круг, в центре которого игрушечный (можно бумажный) кораблик, а в нем фигурки людей, животных, сказочных существ (игрушки из киндер-сюрприза).
Бегут по реке волны, одна за другой, вверх-вниз, вверх-вниз. Встаньте в кружок, возьмитесь за руки. Первый приседает, за ним следующий и так далее, пока все не присядем. Потом первый встает, и по очереди встает каждый по кругу. Затем снова приседаем... Все быстрее - быстрее.
Фея берет кораблик и объясняет, что он попал в бурю, и все, кто находятся в нем, могут пострадать. Их нужно спасти, но каждый из детей может спасти кого-то одного. Ребенок выбирает одну фигурку и объясняет, почему именно это существо ему захотелось спасти и при помощи какого способа он это сделает (можно сказочного).
Мы продолжаем путешествие, идем по меняющейся дорожке до камня-указателя. Надо расшифровать следующее слово.
Внимание! Превращения! Все мы — кусты и деревья, растущие в волшебном лесу. Лес дремучий, сплошные заросли. Кусты и деревья переплелись своими ветками, не пропускают одинокого путника. Лес дремучий. А как сказать по-другому?
Дети. Темный, непроходимый, непролазный, мрачный, страшный, густой, таинственный, заколдованный...
Дети идут друг за другом. По сигналу первый ребенок останавливается и начинает спиной надвигаться на детей, идущих за ним. Задача ребят — удержаться на месте без помощи рук; затем первый становится последним и упражнение повторяется.
Путешествие по лесу продолжается.
Теперь один из детей — это путник, которому надо во чтобы то ни стало пробраться через заросли леса. Ребенок пробирается по лесу, ему мешают деревья и кусты — это остальные участники. Проходя этот путь, он становится новым деревом, и следующий путник спешит пройти сквозь «дремучий лес».
Фея. Лес остался позади! Все вели себя замечательно. Были смелыми. Уверенно пробирались сквозь чащу.
Дети на карте отмечают свое продвижение по маршруту: или фишкой, или чертят на карте линию продвижения по дороге.
А теперь послушайте стихотворение Э. Мошковской «Не буду бояться».
Страшно в лесу...
А если в грозу?
А в темные ночи?
Страшно очень.
А если там медведь, и медведица есть,
И ежик живет, и детки его...
И волки даже.
А заяц — как же?
А заяц живет, и — ничего!
И бегают детки, резвятся!
Организуется упражнение «Ассоциирование».
Предложить детям выбрать, с чем они связывают смелость и трусость, уверенность и неуверенность.
По цвету. На столах у каждого цветные полоски бумаги, 7—8 основных цветов. Какой цвет больше соответствует их представлению о своей трусости-смелости, уверенности или неуверенности.
На ощупь. Предлагаются материалы разной фактуры: мех, вата, бумага, дерево, фанера, пластмасса и т.п.
На вкус. Назвать какие-либо овощи, фрукты, сладости (реально предложить кусочки овощей и фруктов, ребенок пробует и определяет категории: уверенность — неуверенность и т.д.).
С какими животными. По картинкам с изображением животных дети определяют, с кем ассоциируются смелость — трусость, уверенность — неуверенность, а затем, используя пантомиму показывают, например, трусливого (смелого) льва, трусливого (смелого) воробушка.
Молодцы, а теперь представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед, ладонями вверх, а теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
Путешествие продолжается. В путь — по «меняющейся дорожке».
Теперь детям предлагается шахматное поле. На нем с помощью цветного шнура выкладывается движение маршрута, который надо пройти по «меняющейся дорожке». Ребята встают друг за другом, повторяют линию движения по схеме: например, пять клеток прямо — пять шагов прямо, затем три клетки влево — три шага налево и т.п.
А теперь представьте, что вы идете по узенькой тропинке через лес.
Дети идут гуськом, держась одной рукой за пояс впередистоящего ребенка, вторую — положив ему на плечо.
Что вы видите вокруг?
Впередистоящий ребенок придумывает окружающий ландшафт (1 — 2 предложения).
Стоп! Остановка.
В этот момент первый встает последним, а второй становится первым и т.п. Психолог помогает детям некоторыми вопросами.
Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие ароматы ощущаете? Что еще вы чувствуете?
Но вот внезапно тропинка поворачивает и выводит нас к какому-то маленькому домику. Вы хотели бы заглянуть внутрь? Вам интересно, что там? Раз, два, три! Мы заходим...
Используется ширма, получается словно дверца. Дети проходят по одному и оказываются в магазине игрушек. Там на полочках стоят различные игрушки.
Просто царство игрушек!..
Дать возможность взять в руки и подержать игрушки.
Двум детям психолог бросает по мягкой игрушке и говорит: «Поменяйтесь местами!» Они должны сделать это быстро. Игра повторяется несколько раз.
Этот магазин игрушек необычный. Вы можете и сами превратиться на время в игрушку. Хотите?
Дети. Да!
Фея. Дается три минуты, чтобы побыть в образе какой-нибудь игрушки. Раз, два, три! Превращения! Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, машину, мячик, юлу или во что-нибудь другое... Откройте глаза. Вы — та игрушка. Я переворачиваю песочные часы, вы — игрушки на три минуты! Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку превратился.
Дети изображают игрушки. Потом по очереди (по кругу) говорят: например, «Я машинка...».
У ребенка уточняется: новая или старая машинка, какого цвета, что или кого возит. Любит ли ее хозяин и т.д.
Песочек пересыпался, вот и последние песчинки волшебства упали... Мы снова превращаемся в детей, покидаем удивительный домик.
Дети выходят через ту же «дверцу», через которую заходили в «домик».
Заключительная часть
Фея благодарит ребят и прощается с ними, приглашает продолжить волшебное путешествие в следующий раз. Напоминает, что клад еще не найден.
Дети проходят по «чудесному ручейку», затем идут через воротики, звенят колокольчиками... Затем им предлагают присесть на ковер и закрыть глаза.
Педагог. Раз, два — мы возвращаемся домой! Три! Откройте глаза! Мы здесь, в игровой комнате. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг.
Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Автор: Юрчук Екатерина Николаевна
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!