Образовательная практика «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих нарушения речи в процессе выполнения творческих заданий на занятиях естественнонаучной направленности»
Представляю педагогический опыт развития мелкой моторики у дошкольников, имеющих нарушения речи в процессе выполнения творческих заданий на занятиях естественнонаучной направленности. Занятия проводятся по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Занимательная экология».
В работе с этой категорией детей подход ориентирован на коррекцию и компенсацию речевых нарушений.
Дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются психологическими особенностями: неустойчивость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудность в общении с окружающими, обидчивость, трудности формирования самоконтроля и саморегуляции, поэтому по рекомендациям врачей нагрузки у них дозированы.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Таким образом, цель данной педагогической практики: развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих нарушения речи в процессе выполнения творческих заданий на занятиях естественнонаучной направленности.
При работе с обучающимися, имеющими нарушения речи, выстраиваю учебные занятия, применяя общепедагогические методы в сочетании с использованием специальных приемов и средств, разработанных с учетом специфики развития данной категории обучающихся - рече-языковой недостаточностью, ограниченностью их жизненного и коммуникативного опыта, особенностями познавательного и личностного развития. Для наблюдения за динамикой развития речи обучающихся, использую элементы следующих методик: изучение словарного запаса, грамматической стороны речи и уровня связной речи детей.
Важной составляющей успешности каждого ребенка является выполненная им творческая работа на занятии. Большая часть учебных занятий занимает практическая деятельность, связанная с развитием мелкой моторики. В этом прекрасно помогают творческие практические задания и упражнения, используемые в логопедии, а также построение занятий на основе выполнения детьми различных творческих заданий, мини-проектов. Дети учатся составлять рассказы на основе того, что они выполняют своими руками и говорить, представляя результаты своего труда. В качестве сбора и накопления творческих работ, выполненных ребенком, в течение года оформляется тетрадь «Удивительные животные и растения Хабаровского края» или "Красная Книга Хабаровского края". В тетрадь входят все наработки конкретного ребенка, по которым можно проследить динамику освоения материала и развития творчества (фото 1).
Приведу пример построения занятий при изучении раздела программы «Занимательная экология» - «Природа Хабаровского края». Занятия строятся следующим образом: в начале занятия в рамках теоретической части, учащимся демонстрируется презентация или видеоролик, сюжет об изучаемом объекте. Ребятам предлагаются специальные задания на развитие речи по изучаемому объекту живой природы.
Затем учащиеся приступают к практической части занятия, которая занимает большую часть времени. С использованием различных техник декоративно-прикладного творчества ребята выполняют индивидуальные или групповые творческие работы, мини-проекты, используя следующие виды деятельности: лепка из пластилина, оригами, бумагопластика, рисование, аппликация (фото 2-8). Все творческие задания направлены на развитие мелкой моторики, умения работать с ножницами, трафаретами и т.д.
Динамические паузы проводятся с использованием стихотворений, пословиц, поговорок, связанных с тематикой занятия.
Таким образом, на занятиях по программе «Занимательная экология» создаются условия, которые позволяют обучающимся с ограниченными возможностями здоровья демонстрировать свои достижения, прослеживать динамику качественных и количественных показателей успешности каждого конкретного обучающегося.
Фото 1. Так выглядит тетрадь каждого ребенка. Ребята сами оформляют обложку и затем в нее вкладывают или вклеивают свои работы в течение учебного года.
Фото 2. Тема "Киты морей Хабаровского края". Работа выполнена в смешанной технике - оригами и аппликация.
Фото 3. Тема "Тис остроконечный". Работа выполнена из пластилина в технике объемной аппликации. Ребята учились катать "колбаски" и "ягодки" на ладони одной руки пальчиками другой руки.
Фото 4. Тема "Рыбный филин". Работа выполнена в смешанной технике - аппликация на "pop up" конструкции.
Фото 5. Тема "Первоцветов весенняя песня". На занятиях ребята учатся аккуратно вырезать, пользоваться трафаретами. Данная работа выполнена в технике аппликация.
Фото 6. Тема "Утка-мандаринка". Техника - оригами.
Фото 7. Тема "Перелетные птицы". Часто на занятиях я использую для работы бросовый материал - спичечные коробки, обрезки ниток, пробки и т.д. В данном случае, ребята делали "домики" для птиц из спичечных коробков.
Фото 8. Тема "Адонис амурский - солнечный цветок". Часто на занятиях ребята работают с трафаретами - учатся аккуратно обводить, вырезать.
Рекомендуем посмотреть:
Особенности проведения диагностики детей с ОВЗ
Специфика общения с детьми с ОВЗ. Доклад
Краткосрочные проекты в детском саду в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ в соответствии с ФГОС. Из опыта работы