ПРОЕКТ «Познавательно-речевое развитие детей в процессе разработки и подготовки патриотического уголка в группе для детей с ОВЗ»
Педагогический проект
Тип проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников группы.
Сроки проекта: 13.04.16 г.– 27.05.16 г.
Актуальность:
Реализация проектной деятельности направлена на сотрудничество воспитателей, родителей и детей, посредством объединения для достижения общей цели (познавательно-речевое развитие воспитанников посредством нравственно-патриотического воспитания в условиях разработки патриотического уголка группы).
Цель:
познавательно-речевое развитие воспитанников посредством нравственно-патриотического воспитания детей в условиях разработки патриотического уголка группы.
Задачи:
1. Активизация и обогащение пассивного и активного словаря детей;
2. систематизация, обобщение, дополнение имеющихся знаний воспитанников по темам: «Я», «Моя семья», «Мой дом», «Детский сад», «Флаг», «Планета Земля», «Растения», «Праздники и традиции»;
3. создание условий для активного участия родителей в дополнительном познавательно-речевом развитии детей;
4. приобщение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей, посредством участия в разработке и подготовке патриотического уголка в группе;
5. развитие коммуникативных навыков детей;
6. приобщение детей к изучению истории своей семьи, своего дома.
7. воспитание нравственно-патриотических чувств воспитанников.
Формы реализации проекта:
Игровая деятельность;
Познавательная деятельность;
Продуктивная деятельность;
Этапы реализации проекта
I Подготовительный
1. Информирование родителей о разработке проекта «Познавательно-речевое развитие детей в процессе разработки патриотического уголка в группе»:
• Сообщение родителям о выставке детско-родительских работ на тему: «Пасха».
• Просьба родителей о помощи в поиске изделий ручного труда (вязаные салфетки, вышивки, гончарное производство, резьба по дереву, кузнечное дело).
• Просьба родителей организовать семейные прогулки в центр города: Мемориал, Аллея пограничникам, Парк Культуры и отдыха, музей Семьи Степановых и принести фотографии.
• Рекомендация родителям о проведении бесед с детьми дома на темы: «Моя семья», «Профессии», «Мой дом», «Город, в котором я живу», «Музей», «Парк».
• Рекомендации организации домашнего чтения с детьми на темы: «Я и мое тело», «Мой дом», «Моя семья», Планета Земля».
• Рекомендации родителям в проведении дома таких дидактических игр, как: «Составь семейку», «Найди такую же фигуру, как и Земля», «Построй домик для мишки (зайки)», «Накорми гостей».
2. Подбор специальной литературы по теме проекта;
3. Подготовка необходимого материала и оборудования.
4. Изучение особенностей быта кубанского казачества в 19-20-х веках.
II Основной
1. Беседы на темы: «Я», «Мое тело», «Моя семья», «Мой дом», «Планета Земля», «Сделано руками человека».
2. Просмотр иллюстраций с изображением человека, частей тела, домов, планеты Земля, семейных фотографий.
3. Моделирование (конструктивные игры): «Мой дом», «Планета Земля».
4. Подготовка к инсценированию стихов, прибауток.
5. Речевая ситуация.
6. Индивидуальная работа по познавательно-речевому развитию вышеуказанной тематики.
7. Индивидуальная художественно-творческая деятельность детей в изготовлении флага, в выставке «Пасха».
8. Подготовка к оформлению «Семейного дерева» воспитанника группы.
9. Подбор фотографий к выставке «Моя семья».
10. Дидактические игры: «Разрезные картинки (дом)», «Матрешка».
III Заключительный
1. Инсценировка стихов, прибауток.
2. Самостоятельное изготовление детьми макетов «Мой дом», «Домик для зайчика».
3. Оформление патриотического уголка группы и презентация его перед детьми.
4. Оформление выставки детско-родительских работ к празднику «Пасха» и презентация ее детям.
Формы работы с детьми
• Чтение
• Обсуждение
• Моделирование
• Беседа
• Диалог
• Речевая ситуация
• Художественно-творческая деятельность
• Решение проблемных ситуаций
Ожидаемые результаты:
• Сформировавшиеся представления ребенка о себе, своем теле, семье, профессиях, праздниках, доме, планете, флаге, городе, особенностях быта и ручного труда.
• Умение самостоятельно сконструировать (построить) дом из разных материалов.
• Активизация и обогащение пассивного и активного словаря детей вышеперечисленной тематики.
• Взаимодействие и сотрудничество, открытые доверительные отношения сотрудников детского сада и родителей.
• Систематическое организованное планомерное взаимодействие, сопровождение, контактирование родителей, направленное на познавательно-речевое развитие детей, воспитание нравственно-патриотических чувств.
Практическая значимость проекта
В результате работы, дети:
• выделяют себя среди других,
• называют себя «Я»,
• знают и показывают на себе и на других детях части тела, и их значимость;
• узнают и называют на фото себя и своих родных;
• знают особенности празднования «Пасхи»;
• имеют представления, что такое семья, дом, музей, планета Земля, флаг, ручной труд;
• самостоятельно и по инструкции могут построить дом,
• инсценируют при помощи взрослого потешки, стихи, физминутки;
• узнают, называют предметы ручного труда и осознают их важность;
В результате работы, родители:
• стараются больше времени проводить с ребенком,
• организуют чаще прогулки на свежем воздухе,
• играют семьей и занимаются познавательным развитием дополнительно в условиях семейного досуга;
• интересуются познавательной деятельностью, успехами и неуспехами детей в условиях детского сада;
• пополняют семейный альбом.
Трудности:
Пассивная позиция родителей;
Низкий уровень речевого развития детей;
Низкий уровень познавательной активности детей.
Реализация проекта
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
13.04 – 19.04
Информирование родителей о разработке проекта (Активизировать родителей к сотрудничеству и взаимодействию Родители - воспитатель)
Получение информации о совместной работе над проектом
Изучение литературы (познавательно-речевое развитие; быт кубанского казачества в 19-20-х веках) Обобщить, систематизировать и дополнить знания о возрастных особенностях и особенностях развития детей с ОВЗ Подборка литературы и наглядного материала
Подбор необходимого оборудования (Подготовить необходимые материалы и оборудование, литературу для реализации проекта)
ОСНОВНОЙ ЭТАП
20.04 – 15.05
Беседы на темы: «Я», «Мое тело», «Моя семья», «Мой дом», «Планета Земля», «Сделано руками человека».
(Обобщить, систематизировать и дополнить знания детей, согласно теме (Обогащение активного и пассивного словаря детей с ОВЗ)
Просмотр иллюстраций с изображением человека, частей тела, домов, планеты Земля, семейных фотографий.
Моделирование (конструктивные игры): «Мой дом», «Планета Земля».
Пополнить активный и пассивный словарный запас детей; познакомить с иллюстрацией казачьей избы; учить отличать избу от современного дома; познакомить со словом «глобус», учить находить похожие предметы по форме. Знание, узнавание, называние, показ частей тела на иллюстрации, на взрослом человеке, сверстнике; знание формы Земли и умение находить предметы окружающего мира такой же формы.
Подготовка к инсценированию стихов, прибауток.
«О Земле», «Про маму», «Мои пальчики», «Водичка», «Я хочу построить дом». Воспитатель, дети Развивать умение детей понимать смысл сказанного, прочитанного и выполнять упражнения, соответственно этого смысла.
Речевая ситуация.
Упражнение «Рассмотри себя», с.6; «Кто это? (семья)», с.10-11, 22; «Тук-тук! Кто там?», с.57 Умение называть и показывать части тела, узнавать и называть своих близких родственников.
Индивидуальная работа по познавательно-речевому развитию вышеуказанной тематики.
Упражнения: «Кто тут? (семья)», с.41, 50-53; «Тук-тук! Кто там?», с.57 (О.А.Новиковская «Альбом по развитию речи для самых маленьких», М., 2011г.); «Найди такую же по форме (цвету)», «Найди себя (Илью, Рому, Данила)», «Разрезные картинки» Умение находить и правильно соединять части от целого и называть изображенный предмет; умение находить на картинке, фото себя и близких, называть их.
Индивидуальная художественно-творческая деятельность детей в изготовлении флага, в выставке «Пасха». (Данил – аппликация (пластилин) «Укрась яйцо», «Цыпленок»; Никита, Дима, Матвей – аппликация «Флаг России»)
Закрепить изученное новое слово «Пасха»; закрепить умение составлять простые предложения, объяснять свои действия словом, словосочетанием; закрепить умение работать с пластилином, кистью, клеем, пользоваться тканевой салфеткой при наклеивании. Воспитатель, дети Дети имеют представление о православном празднике «Пасха», и необходимых атрибутах этого праздника.
Подготовка к оформлению «Семейного дерева» воспитанника группы.
Активизировать родителей к созданию «Семейного дерева»; приобщить семью к изучению своей родословной; систематизировать и расширить знания детей о своей семье. Воспитатель, родители, ребенок Фотографии мамы, папы, сестры, бабушек и дедушек.
Узнавание и называние детьми себя и своих родных, детей группы.
Подбор фотографий к выставке «Моя семья».
систематизировать и расширить знания и представления детей о своей семье. Родители Фотографии семей воспитанников. Узнавание и называние своих родных и себя.
Дидактические игры: «Разрезные картинки (дом)», «Матрешка», «Построй дом для зайки», «Найди по форме, как глобус», «Тук-тук! Кто там?», «А что в шкатулке?»
Познакомить детей с особенностями быта и культуры, ремесла кубанского казачества 19-20 вв. Воспитатель Иллюстрации, фотографии казаков, избы казачьей, изделий из дерева, глины, железа.
Узнавание и называние: «изба», «дом», «салфетка», «ложка», «матрешка», «глобус», «шкатулка».
Оформление выставки детско-родительских работ к празднику «Пасха» и презентация ее детям. Приобщить семью к систематическому взаимодействию, результатом которого является продуктивная деятельность, выученные стихи, потешки, прибаутки. Воспитатель, дети, родители Продуктивная деятельность (поделки, рисунки)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
16.05-27.05 Инсценировка стихов, прибауток («Посидим в тишине», «Солнышко», «Про Землю», «О бабушке», «Колыбельная»)
Закреплять умение детей выполнять определенные движения, согласно ритму, темпу рассказанного стихотворения Воспитатель, дети Инсценированные стихи, потешки и прибаутки детьми
Самостоятельное изготовление детьми макетов «Мой дом», «Домик для зайчика».
Закреплять умение последовательно строить домик из деревянного и пластикового конструкторов, модулей, комментируя последовательность своих действий. Воспитатель, дети, родители (дома) Макеты домика для зайчика и своего дома, построенные из конструкторов детьми.
Умение самостоятельно и по инструкции воспитателя построить домик.
Оформление патриотического уголка группы и презентация его перед детьми.
Оформить патриотический уголок группы, используя изготовленный ребятами флаг России, макеты домов, глобус, вышивки, изделия из дерева, «Дерево Семьи» и представить детям Воспитатель, дети, родители Оформленный патриотический уголок в группе. Узнавание и называние детьми содержимого патриотического уголка.
Литература:
1. О.А.Новиковская «Альбом по развитию речи для самых маленьких», - М., 2011г.
2. Л.Ф. Фатихова «Изучение нравственного сознания дошкольников»
Современное дошкольное образование 2012 №1, с.44
3. Т. Питерс «От теоретического понимания к педагогическому воздействию», - М., 2009г.
4. О.С. Рудик «Как помочь аутичному ребенку?», - М., 2013г.
5. В.Н. Ратушняк «История Кубани», - М., 1998 г.
Рекомендуем посмотреть:
Образовательный проект в детском саду
Летний проект по экологии для средней группы детского сада
Проект. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы
План проекта в детском саду. Старшая группа