Зимний пейзаж в нетрадиционной технике "Заяц под кустом". Пошаговый мастер-класс с фото
Автор: Малёванная Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД СЮН, г.Уссурийск.
Описание: мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, учащихся начальной школы, педагогов дополнительного образования, учителей.
Назначение: использование на занятиях по рисованию.
Цель: ознакомление с нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки рисования гуашью;
2. Познакомить с нетрадиционными техниками рисования (выдувание коктейльной трубочкой, объемное рисование смесью из муки и соли и рисование ватными палочками);
3. Развивать мышление, фантазию, творческое воображение;
4. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
5. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность и активность в работе;
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Инструменты и материалы:
1. Лист бумаги;
2. Гуашь;
3. Кисточки для рисования(№10 и №3);
4. Коктейльная трубочка;
5. Мука, соль мелкая, клей ПВА;
6. Ватная палочка;
7. Небольшая емкость для размешивания мучной смеси;
8. Стаканчик для воды.
9. Губка.
Рассказ о зайце.
В нашей стране наиболее распространены зайцы: беляк и русак. Оба летом буро-серого цвета. К зиме русак чуть светлеет, а беляк резко меняет окраску меха на чисто белую. Беляк живёт в лесу - это лесной заяц. Днём беляк спит, а ночью выходит на кормёжку. Зимой он питается корой деревьев. Заяц возле дерева часто поднимается на задние лапы, чтобы достать кору по нежнее. Чаще всего грызет он молодые осинки, берёзки, бегает на берег реки, чтобы полакомиться мягкой корой ивы.
Заяц-беляк легко передвигается по глубокому снегу. Ноги его к зиме обрастают шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатая шерсть. Зайцу тепло, да и удержаться на снегу легче: нога становится шире, как будто беляк надел лыжи. Когда заяц прыгает, он, так же как и белка, заносит задние ноги далеко вперёд. От них-то и остаются на снегу ямки большего размера, чем от передних лап.
По заячьим следам можно добраться и до зимнего логова зайца - до его "лёжки". Зимой логово глубже и представляет собой продолговатую ямку. В ней заяц прячется и от врагов, и от ветра. Но заяц не уляжется попусту: бежал, бежал, увидел подходящее местечко и улёгся. Нет, он начнет петлять, возвращаться по своему следу, делать сметки - огромные прыжки в сторону. Напутает, напетляет и сделает последнюю сметку. Пробежит ещё немного и ляжет. Иногда в сильную вьюгу зайца заносит совсем. Над ним образуется снежный свод, из-под которого ему приходится выкапываться, чтобы выйти на свет.
Заяц-русак живёт в полях и степях. Он тоже отправляется на кормёжку ночью, раскапывает снег на озимых. Когда поле покрывает глубокий снег, и русак не может добраться до озими, он начинает бегать на огороды - грызть кочерыжки. Если их нет, скачет к стогам сена. Он бегает также и в сады, где обгрызает кору молодых яблонь. Русаки приносят садам большой вред. Днём русак спит в ямке на лугу или в поле. Часто он забивается и под сугроб снега.
Беляк в лесу больше полагается на слух. Скрываясь, он чаще, чем русак затаивается и залегает. От погони зайцы уходят кругами. У беляков они меньше, у русаков шире. Русак на ходу нередко останавливается, пытаясь увидеть врага. А врагов у зайцев тьма: охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Но пуще всего боится он лесной кошки - того и гляди рысь с вершины, как с неба, прыгнет на спину. Зайцев спасает их способность быстро бегать: во время погони они могут пробежать за час 70 км.
Беляка спасает также белая шуба под цвет снега, а русак на поле похож на пенёк или камень, припорошенный снегом. Однако заячье племя довольно живучее. Зайчишка приносит 3-4 помета в год от 3 до 10 детёнышей в каждом. Первые зайчата рождаются, как правило, в марте, последние - с сентябре. После рождения детёнышей зайчиха, покормив, покидает их на 2-3 дня. Зайчата всё это время сидят в траве неподвижно, что спасает их от хищников. Ещё 3-4 раза покормит их мать или другая зайчиха. А через 1,5-2 недели после рождения зайчата начинают самостоятельно кормиться растениями.
Мастер-класс:
Приступим к рисованию нашего зимнего пейзажа "Заяц под кустом".
Сначала нам нужно затонировать лист бумаги. Для того, чтобы краски ложились равномернее, смачиваем лист бумаги водой используя губку.
В первую очередь рисуем небо. Мы будем рисовать зимний вечер, поэтому небо на рисунке будет сиренево-розовых оттенков. Смешивать краски будем сразу на листе. Для начала в верхней части листа наносим широкой кистью мазки красной гуашью.
Добавляем мазки синей краской. И красных и синих должно быть примерно одинаковое количество.
Набираем на широкую кисть белую гуашь, следим за тем, чтобы она не была слишком густой (но и не жидкой). Размываем на листе нанесенную ранее краную и синюю краску при помощи белой.
Вот что у нас получается:
Насыщенность цвета неба зависит от соотношения синей и красной гуаши. У кого-то оно может получится светлее, у кого-то темнее. Мне показалось, что на моем небе недостаточно красных отблесков заката, поэтому я сразу же, пока краска еще влажная (тонировать вообще в данном случае нужно как можно быстрее, чтобы краски не успевали высыхать), добавляю несколько мазков красной гуашью.
Размываю их, чтобы они не выделялись слишком резко на общем фоне.
Теперь приступаем к рисованию снега на земле. Я всегда детям объясняю, что любая вода - это зеркало, которое отражает то, что находится рядом, именно поэтому озеро к примеру окрашивается в красные оттенки на закате, в цвет неба. А снег - это тоже вода, но только превратившаяся в льдинки, поэтому конечно и снег, лежащий на земле в зимнюю пору, будет отражать цвета, которые есть на вечернем небе, только в меньшей степени, чем водоем.
Таким образом, внизу нашего листочка мы будем делать тонирование по тому же принципу, что и сверху, только на этот раз красной и синей краски будем брать намного меньше. Тут важно не переусердствовать, в противном случае может снег получиться ярче, чем небо, а нам этого не нужно.
Пока я рисовала небо, нижняя часть листа подсохла, пришлось добавить воды, поэтому я сразу же влажной кисточкой размыла синюю краску, а только потом стала добавлять красную(на этом этапе поняла, что лучше смачивать ту часть, на которой будешь рисовать, непосредственно перед нанесением краски, не повторяйте мою ошибку!)
Добавляем совсем немного красной краски.
Размываем опять при помощи белой гуаши.
Фон довольно быстро подсыхает, если все делать правильно. Поэтому сразу же можно продолжать рисовать дальше. Черной жидкой краской (берем побольше воды на кисточку) рисуем основание кустарника в нижней части листа, у нас будет четыре основные ветки.
Выдуваем при помощи коктейльной трубочки ветки в разные стороны, добавляя по мере необходимости еще черной краски (лучше перед каждым выдуванием). Вот что у меня получилось:
Рисуем белой краской зайку, спрятавшегося под кустиком. Пока только тело, лапки, голову, ушки и хвостик, не прорисовывая мелкие детали.
Теперь приступим к объмному рисованию используя смесь из муки, соли и клея ПВА. Смешиваем чайную ложку белой муки с половиной чайной ложки мелкой соли и разводим клеем ПВА (смесь должна быть похожа на густую сметану).
Наносим на ветки кустарника получившуюся смесь. Это будет снег. Я наносила смесь при помощи кисточки. Хотя может кому-то удобнее это будет делать пальцем.
Зайчику придаем форму при помощи этой же мучной смеси. Прорисовываем глазки, носик, контуры ножек и тела черной гуашью. Ватной палочкой рисуем снегопад.
Подкрашиваем снег на кустарнике и зайчика нежно-сиреневой краской.
Вот что получается в итоге:
Оформляем рисунок в рамочку:
Используя такую же смесь из муки, соли и клея ПВА, можно нарисовать что-нибудь другое, например вот такое осеннее дерево(окрашенное в желто-зеленые тона после высыхания смеси):
Рекомендуем посмотреть:
Зимний пейзаж в смешанной технике. Поэтапное рисование
Декоративный зимний пейзаж. Поэтапное рисование
Зимние забавы. Рисование пошагово
Аппликация с элементами рисования и оригами для детей 5-6 лет на тему: Зима