Детско-родительский исследовательский проект «Чтоб здоровым быть сполна- физкультура всем нужна»
Автор: Меринова Наталья Николаевна, воспитатель АНО ДО "Планете детства "Лада" д/с № 127 "Гуси-лебеди" Самарская обл., г. Тольятти
Данный проект нацелен на взаимодействие детей и родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, разработан для детей старшего дошкольного возраста.
Возрастная ориентация: 5-7 лет
Вид проекта: практико-ориентированный
Продолжительность проекта:1 месяц
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Краткое описание проекта:
Предварительная работа:
Проблемные вопросы: Зачем нужно заниматься физкультурой? Так ли важно систематически делать утреннюю гимнастику?
Цели исследования:
*Разобраться во влиянии занятиями физкультурой на здоровье
* Сформировать привычку к систематическим занятиям физкультурой
Гипотеза исследования:
Если родители и воспитатели рекомендуют нам заниматься физкультурой и спортом, значит это важно, и является эффективным средством улучшения здоровья и хорошего самочувствия.
Цель проекта: Сформировать мотивацию у воспитанников на сохранение и укрепление своего здоровья посредством соблюдения двигательного режима, занятием физкультурой.
Интеграция образовательных областей:
• Формировать представления о значении физкультуры в жизни человека, познакомить с основными правилами занятием физкультурой, формировать умение устанавливать причинные зависимости - связь между здоровьем дошкольника и занятием физкультурой (Познание)
• Формировать эмоционально-волевое общение со сверстниками и взрослыми в ходе проведения спортивных упражнений и подвижных игр (Социально -коммуникативная)
• Формировать позитивное отношение к систематическим занятиям физкультурой (Социально – коммуникативная )
• Формировать знания зависимости здоровья от выполнения физических упражнений, полученных в результате собственного исследовательского поиска (Познавательное развитие)
• Накапливать и обогащать двигательный опыт (Физическое развитие)
• Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе выполнения физических упражнений и спортивных игр (Социально -коммуникативная)
• Формировать умение использовать продуктивные виды деятельности для обогащения и закрепление содержания компонента ЗОЖ-двигательная активность (Музыкально-художественная)
Конечный продукт проекта:
Презентация проекта: Игра – исследование «В гостях у Попрыгунчика»
Актуальность проекта
Челoвеческий организм устроен так, что ему необходима систематическая разумная физическая нагрузка. Самoе важное для людей - это здoровье. Человек, живя в обществе, является егo неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни - одно из важнейших требований, диктуемых современнoстью. А физическая культура, как часть общей культуры человека, призвана помoчь в решении этого вопроса. Также двигательная активность помогает поддерживать иммунитет на высоком уровне, что сказывается на снижении количества заболеваний, это актуально для детей нашего детского сада, так как его посещают часто болеющие дети.
Ход проекта:
1 этап
Поисковый
Дети
*Поиск проблемы
Зачем нужно заниматься физкультурой?
Так ли важно систематически двигаться, делать утреннюю гимнастику?
Педагоги
Определение тематического поля темы проекта
Поиск и анализ проблемы
Родители
Поиск и анализ проблемы
2 этап
Аналитический
*Поиск необходимой информации (что мне нужно узнать?)
*Построение алгоритма деятельности (что мне нужно сделать?)
Дети
Анализ имеющейся информации «Что я знаю о двигательном режиме?»
Интервьюирование медицинских работников, педагогов, родителей, изучение энциклопедической литературы.
Просмотр мультфильмов, содержащие проблемные ситуации: «Спортландия», «Мастер на ринге», «Смешарики», «Уроки тетушки совы»;
Интерактивные компьютерные игры: кроссворд «Спортивная площадка», Игра «Кому что надо», «Золотые правила режима»
Педагоги
Проведение диагностического обследования по выявлению степени сформированности потребности к двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ литературы
Родители
Анкетирование родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья ребенка – дошкольника при организации систематической двигательной активности
Установочная консультация о работе над проектом
Сбор информации (тексты, фото, иллюстрации, подбор литературы)
3 этап
Практический
Дети
Составление энциклопедии «Двигательная активность в режиме дня»
Продуктивная деятельность: изготовление коллажей «Любимый спортивный инвентарь», « Мой двигательный режим»
Чтение художественной литературы (Приложение №2)
Педагоги
Разработка игры-исследования «В гостях у Попрыгунчика» (Приложение №1)
Оснащение предметно-развивающей игры интерактивными пособиями:
«Кому что нужно», «Правильная осанка», «Умные ножки»
Составление энциклопедии «Движение-это жизнь!»
Подборка мультфильмов, содержащих проблемные ситуации «Сестрички-привычки», «Здоровье начинается дома»
Педагогический час «Формирование у дошкольников осознанного отношения к пользе занятиями физкультурой, как аспекта формирования основ здорового образа жизни»
Родители
Выпуск стенгазеты «Спортивная семья»
Выпуск буклетов « Русские народные подвижные игры на воздухе»
Рекомендации по созданию презентаций ребенка «Двигательный режим выходного дня»
«Мои любимые подвижные игры»
4 этап
Презентационный
Дети
Презентация энциклопедии «Двигательная активность в режиме дня»
Педагоги
Проведение итогового мероприятия: игра-исследование «В гостях у Попрыгунчика»
Родители
Проведение родительского собрания «Формирование осознанного отношения к пользе занятиями физкультурой, как аспекта формирования основ здорового образа жизни»
Презентации домашнего задания родителями
5этап
Контрольный
Модель трех вопросов
«Что мы знаем о пользе движения для человека?»
«Что хотим еще узнать о роли физических упражнений для здоровья?»
«Как будем соблюдать двигательный режим?»
Дети
Беседы с детьми
Педагоги
Проведение диагностического обследования по выявлению степени сформированности потребности к соблюдению двигательного режима у детей старшего дошкольного возраста
На когнитивном уровне:
Сформировано представление о правильном двигательном режиме, как одной из составляющих здорового образа жизни
На эмоционально-оценочном уровне:
Сформировано эмоционально-положительное отношение к физкультуре.
На поведенческом уровне:
Сформированы умения, навыки, привычки выполнять все компоненты двигательного режима с помощью взрослого.
Родители
Опросник по итогам проекта и анкеты обратной связи. Сформировано представление о пользе физкультуры в жизни дошкольника, как одной из составляющих здорового образа жизни.
Приложение №1
Игра-исследование « В гостях у Попрыгунчика»
Цель: сформировать представление о двигательном режиме в течении дня.
Задачи:
*Фoрмировать представление о значении движений в режиме дня, формировать умение устанавливать причинные зависимости – связь между здоровьем дошкольника и занятием физкультурoй;
*Фoрмировать позитивное отношение к выполнению режима-утренняя гимнaстика, выстраивание взаимоотношений c людьми при выполнении режимных моментoв;
*Oбогащать знaния зависимости здoровья от соблюдения двигательного режимa, полученных в результате собственнoго исследовательскогo пoиска;
*Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе выполнения физических упражнений, подвижных игр;
*Формировать опыт здоровьесберегающего поведения: как правильно двигаться, как использовать спортивный инвентарь.
Предварительная работа: чтение художественной литературы А.Bейцман, М. Кравцов; Гимнастика; Чемпион.
Kвитко, Л. М. На катке; На санках; Бегуны; Лыжники (стихи )
Выставка детских рисунков «Спорт ребятам очень нужен, мы со спортом крепко дружим!»
Проблемные вопросы
*Важно ли соблюдать двигательный режим?
*Зачем человеку заниматься физкультурой?
Оборудование:
Игрушка или картинка героя Попрыгунчика, пиктограммы, видеопроектор, мультфильм «Азбука здоровья», кубики «Отдыхай активно», листы самооценки, смайлики.
Ход игры:
1.Проблемный вопрос
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в гости к Попрыгунчику. Как вы думаете, почему его так зовут? (Ответы детей)
А можно ли все время бегать и прыгать без остановки? (Ответы детей) Сегодня мы в этом должны убедиться.
Воспитатель: Давайте спросим у Попрыгунчика, что он знает о двигательном режиме?
Попрыгунчик: Утром делаю зарядку, после занятий в лесной школе играю в спортивные игры. Я очень подвижный и веселый. Когда занимаюсь физкультурой, мои мышцы укрепляются, осанка сохраняется правильной, улучшается мое настроение! Ребята, а перед сном можно заниматься физкультурой? (Ответы детей)
Попрыгунчик: Ребята, помогите собрать картинки по порядку « Подвижные игры в режиме дня». Правильно, полезнее всего это делать утром, днем, а вечером лучше почитать книжку с мамой!»
2.
Д/И «Прямая спинка», Д/И «Умные ножки»
Цель: формировать умение подбирать упражнения (пиктограммы) для профилактики осанки и плоскостопия
Воспитатель: Ребята, подберите картинки, на которых изображены упражнения для осанки и профилактики плоскостопия. Покажите их Попрыгунчику. Почему надо регулярно выполнять эти упражнения? (Гипотезы детей)
3. Рассуждалки
Попрыгунчик: Ребята, скажите мне по секрету, а вам хочется каждый день делать утреннюю гимнастику? Давайте порассуждаем, что может получиться из того, если вы не будете заниматься утренней гимнастикой? Почему так говорят: «Двигайся больше - проживешь дольше!»
Продолжи предложение: «Мы думaем, что люди делaют утреннюю гимнастику для того, чтобы…»
Беседа - рассуждение.
4.Пальчиковая гимнастика
Ну-ка, братцы за работу!
Покажи свою охоту. Большому - дрова рубить,
Печи все - тебе топить
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить.
А малышке песни петь.
Песни петь, да плясать, родных братьев забавлять.
(Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы)
5.Просмотр кадров мультфильма «Азбука здоровья»
Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть мультфильм «Азбука здоровья». Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Ответы детей)
Воспитатель: Если мало двигаться, не делать утреннюю гимнастику, то снижается иммунитет и человек может заболеть.
Попрыгунчик: Ребята, что-то мы засиделись, приглашаю вас на физкультурную паузу!
6. Физкультурная пауза
Утренняя зарядка
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы вставать.
(Присесть-встать)
Ну-ка, быстро, не ленись,
На зарядку становись!
(маршируем)
Раз, два, три, четыре -
Руки выше! Ноги шире!
(руки вверх, прыжки «ноги вместе - ноги врозь»
И наклон туда - сюда,
Как по горочке вода!
Я водички не боюсь,
Из ведёрка обольюсь.
Будем закаляться,
Спортом заниматься!
7. Семейная презентация
«Двигательный режим выходного дня»
Воспитатель: Попрыгунчик, предлагаю тебе послушать рассказы детей и родителей о том, как они соблюдают двигательный режим в выходные дни
А остальные ребята проследите, все ли правильно делают ваши друзья.
Стас с мамой расскажут, как надо соблюдать двигательный режим и какую пользу это приносит.
8. Дидактическая игра «Отдыхай активно!»
Цель: формировать интерес к двигательной активности, учить детей узнавать и называть виды активного отдыха. Развивать мышление.
Ход игры: детям предлагается собрать кубики так, чтобы получилось целое изображение, затем рассказать, что изображено на картинке, какую пользу приносит данное упражнение, игра.
9. Рефлексия
Воспитатель: Игра подошла к концу, Попрыгунчик принес вам смайлики. Возьмите свои карточки Здoровячков, разложите смайлики. Дети фиксируют на листе самооценки: нравится ли им играть в подвижные игры, делать утреннюю гимнастику, отметить свое настроение после игры. Попрыгунчик, а тебе понравилась наша игра?
Попрыгунчик: Да, я вижу на ваших лицах улыбку, а радостное и веселое настроение помогает нашему здоровью. Доброго вам здоровья! До свидания!
Приложение №2
Стихи о здоровом образе жизни
А. Барто «Зарядка»
На зарядку стройся в ряд! На зарядку все подряд!
Левая, правая, бегая, плавая
Мы растем смелыми, на солнце загорелыми.
Ноги наши быстрые, метки наши выстрелы,
Крепки наши мускулы
И глаза не тусклые!
По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд!
Левая, правая, бегая, плавая
Мы растем смелыми, на солнце загорелыми.
В.Берестов
«Лыжный след»
И снова лыжная стезя,
Как рельсы врезанные в снег.
Отталкиваясь и скользя
Бегу, не отстаю от всех!
Пусть мой последний лыжный след
Растаял столько лет назад
Но память детства шепчет: «Нет, он здесь. Дела идут на лад».
Л. Флоря «Кошкин мяч»
По полу катился мячик,
Напугал он двух собачек,
Что лежали на подушке,
Как две лучшие подружки.
Не могли они понять,
Что мяч надо погонять.
Из под койки вышла кошка:
«Ох, устала я немножко!
Вот уже который раз
Я бросаю мяч для вас.
Надо вместе поиграть!
С. Маршак «Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый звонкий мяч, ты куда пустился в скач,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился и уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.
Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота, там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все!
Л. Квитко «На катке»
Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться
С буйным ветром повстречаться,
Чтоб звенело, чтоб несло,
Чтобы щеки обожгло!
Раскатиться спозаранок
И на санках, и без санок, на поленьях, на бревне, на коленях, на спине,
Лишь бы в низ, лишь бы в снег,
Лишь бы съехать раньше всех!
Л. Квитко "Лыжники"
Вьюга, вьюга, вьюга, вьюга
Не видать совсем друг друга,
Мерзнут щеки на бегу,
Перегоним мы пургу!
Все быстрей мелькают лыжи,
Цель все ближе,
Ближе, ближе,
Через ельник, сквозь кусты,
С перевала, с высоты.
Нет для лыжников помех.
Кто домчится раньше всех?
По дороге белой
Смело, смело, смело
Мы несемся
Все вперед.
Пусть опасен поворот,
Пусть тропинки узки,
Очень круты Спуски,
Тяжелы подъемы, -
Скорость не сдаем мы!
Ввысь и вниз вихрем мчись!
Ель, сосна, посторонись!
Пусть свирепствует Мороз -
Состоится Лыжный кросс!
Рекомендуем посмотреть:
Беседа с элементами игры, для детей старшей группы на тему: ЗОЖ
Проект в средней группе детского сада. Здоровое питание
Проект в старшей группе детского сада. Витамин С
Проект на тему: Витамины. Вторая младшая группа