Педагогическая статья "Оптимизация познавательно-речевого развития детей через коллекционирование"
Автор:
Меринова Наталья Николаевна, воспитатель АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 127 "Гуси лебеди" Самарская область г. Тольятти"
Цель: выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности
Описание материала:Предлагаю вашему вниманию статью, в которой описывается опыт работы по применению педагогической технологии- коллекционирования для всестороннего развития детей дошкольного возраста
Оптимизация познавательно-речевого развития старших дошкольников посредством коллекционирования.
Одна из основных задач дошкольного образования - познавательно-речевое развитие ребенка. Оно сводится не только к тому, чтобы научить ребенка замечать окружающие предметы, говорить о них. Оно подразумевает еще и открытие в окружающем мире свойств, отношений, зависимостей, умение передавать их с помощью средств родного языка. Для формирования у детей познавательно-речевой активности мы используем в работе такой вид практико-ориентированной деятельности, как коллекционирование.
Актуальность работы по коллекционированию состоит в необходимости увеличения запаса знаний, их систематизации, в развитии и поддержании познавательного интереса к окружающему, а так же необходимостью обучить детей связно, грамматически правильно излагать свои мысли в процессе данной деятельности.
В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. Психологи считают, что коллекционирование благотворно сказывается на его развитии, развивает внимание и усидчивость, успокаивает нервную систему, расширяет кругозор, формирует умение задавать вопросы. Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник в первую очередь развивает наблюдательность (зачем? как? почему?), простейшие эксперименты всегда вызывают любопытство и активность. Предметы коллекции стимулируют игровое, речевое и художественное творчество. В процессе создания коллекций развивается внимание, память, гибкость и нестандартность мышления, умение выделять главное.
Хочется отметить, что коллекционирование открывает широкие горизонты интеграции образовательных областей. Например, мы начали собирать коллекцию маленьких машинок. Дети с интересом рассматривали экспонаты друг друга, при этом обменивались впечатлениями, общались непринужденно (образовательная область «Социально-коммуникативная»,). В нашей группе есть дети, непопулярные среди воспитанников. С помощью коллекционирования мы повышаем авторитет таких детей среди сверстников и уверенность в своих силах, ребенок раскрывает свой собственный внутренний мир. И главное, дети нашей группы объединяются общей идеей, работа над поиском предметов для коллекции их сплачивает (образовательная область «Познавательное развитие»).
В своей работе мы организуем с воспитанниками мини-музеи или коллекцию одного ребенка. Автор индивидуальной коллекции берет на себя роль экскурсовода. Опыт показывает, что дети при этом получают много навыков: ведь надо не просто назвать экспонаты, но и рассказать о них что – нибудь интересное, а значит подготовиться заранее (спросить у взрослых, с ними почитать художественную литературу и т. д.) У детей появляются единомышленники (конечно же кто-то захочет собрать свою коллекцию), с которыми ребенок будет общаться, обсуждать свои новые находки, обмениваться предметами коллекции. Следующей нашей работой стала коллекция мячей. Это помогло обогатить представления о материалах, из которых они были изготовлены, а так же расширить представления детей о способах их использования (игры и упражнения для развития метания, самомассаж, ориентировка в пространстве). Экспонаты придумывали вместе с родителями (вязаный мяч, мяч-головоломка). Очень интересной и познавательной получилась коллекция музыкальных инструментов. Так же дети с родителями изобрели собственные нетрадиционные музыкальные инструменты. Дети совершенствовали свои знания и представления об инструментах, истории их создания, способах игры на них.
Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным для детей, конечно же необходима помощь и участие родителей. С целью помочь родителям осознать, что данный вид деятельности не только увлекательный, но и эффективный процесс развития детей, мы использовали такие формы работы с родителями, как консультации, просмотр открытых мероприятий с детьми, знакомство с личными семейными коллекциями.
Коллекцию «Пуговички» поддержали особенно бабушки, в коллекции «Морское чудо» участие приняли дети, родители, друзья и наши коллеги. Создание коллекции «Животные нашей планеты» нам предложили сами родители, данную коллекцию мы использовали в непосредственно образовательной деятельности по коммуникации, художественному творчеству, познанию. На основе данной коллекции нами были разработаны дидактические игры «Чья тень?», «Отгадай по описанию», «Дырочка».
В группе создали «Клуб коллекционеров». С помощью этой группы коллекции живут и постоянно пополняются. Организуем выставки коллекций для детей нашего сада, такие, как «В мире насекомых», «На дне», «Мой любимый календарь», «Удивительные веточки».
Большой популярностью стали семейные коллекция марок, коллекция значков, которые помогают найти взаимопонимание родителей с ребенком. Коллекционирование - отличный способ узнать о разных странах, о великих людях, исторических событиях.
Проводя работу по коллекционированию, мы сделали вывод, что у детей развиваются различные компетентности. Ребенок учится устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми, развивается умение донести до других свои мысли, умение слушать и понимать речь других, адекватно реагировать на высказывание, умение самостоятельно познавать окружающий мир, осмысливать и использовать свой опыт, умение самостоятельно поставить цель, спланировать, выполнить действия и получить результат.
Таким образом, использование коллекционирования в работе с детьми, применение этой деятельности во всех образовательных областях, дает положительный результат в познавательно-речевом развитии наших воспитанников, является действительно доступным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.
Литература:
1. С.В. Машкова Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе - Волгоград: Учитель, 2012.
2. Г.Н. Назарук Развитие элементарных естественно научных представлений. // Дошкольная педагогика 2009, №1
Рекомендуем посмотреть:
Материал для речевого развития дошкольников
Ранняя диагностика речевого развития детей
Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников
Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста