Влияют ли мультимедиа технологии на развитие познавательных УУД на уроках у младших школьников?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на формирование у учащихся планируемых результатов, в том числе и универсальных учебных действий. Одними из таких УУД являются познавательные УУД, согласно которым учащиеся должны уметь ориентироваться в потоке информации, уметь находить и перерабатывать информацию, находить наиболее эффективные способы решений [4, с. 8-10].
Ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования УУД на ступени начального общего образования содержит раздел, который определяет необходимые для этого элементы ИКТ-компетентности.
Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Учреждения образования как носители культуры и знаний также не могут оставаться в стороне. И речь идет не только о включении уроков информатики в учебный план, но, в большей степени, об использовании информационных технологий (ИТ) учителем для повышения эффективности преподавания.
Издавна известно: детская природа требует наглядности. На сегодняшний день на смену таблицам, схемам, рисункам на ватмане появилось новое средство познания — мультимедиа. Изучению медиа-образования и, в частности, использования мультимедиа-технологий в работе с детьми младшего школьного возраста посвящены работы О.А. Баранова, В.А. Красильниковой, Г.М. Киселева, С.Н. Пензина, Л.М. Баженовой, Е.А. Бондаренко, А.В. Федорова, Ю.Н. Усова и других медиапедагогов.
Обратимся к трактовке понятия «мультимедиа» и «мультимедиа-технологии».
Г.М. Киселев под мультимедиа понимает современную компьютерную информационную технологию, позволяющую объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию) [2, с. 61].
В.А. Красильникова в понятие мультимедиа-технологий вкладывает совокупность технологий (приемов, методов, способов), позволяющих с использованием технических и программных средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных форматах (текст, звук, графика, видео, анимация) с использованием интерактивного программного обеспечения [3, с. 61].
Проанализировав труды Г.М. Киселева и В.А. Красильниковой, мы выделили
следующие возможности использования мультимедиа-технологий в учебном процессе [2; 3]:
1. использование аудиосопровождения;
2. использование видеоинформации;
3. включение игровых элементов;
4. автоматический просмотр содержания продукта (слайд-шоу);
5. представление визуальной информации в анимации;
6. редактирование текстовой, графической и видео-информации;
7. интерактивный диалог обучающегося с программой;
8. создание учебных видеофильмов.
Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами [1, с. 72].
Всю работу с внедрением мультимедиа-технологий в образовательный процесс можно разделить на несколько направлений:
1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ.
Желательно использовать каждый из этих направлений, для этого кабинет должен быть оснащен мобильным классом для учеников, что даёт прекрасную возможность работать на компьютерах всем обучающимся, будь то индивидуальная работа или групповая. Можно выполнять работу по классификации, анализу, синтезу, обобщению, но не в привычной форме, а в форме кластеров или он-лайн презентаций на гугл-дисках. Это позволяет быстро и одновременно собирать информацию с детей, что напоминает мозговой штурм.
Также эффективно использовать готовые тренажеры для актуализации знаний. Это может происходить на уроке или в виде домашнего задания. Такие упражнения обучающиеся выполняют с удовольствием. Они не только тренируют память и направлены на отработку умений по теме урока, но и развивают познавательные УУД.
Таким образом, использование учителем в своей работе мультимедиа-технологий даёт возможность проявить творчество, индивидуальность, широкие возможности не только в построении урока, но и в организации внеклассных мероприятий, классных часов. Доказано, что одновременное включение в процесс обучения слухового, зрительного и эмоционального восприятия повышает эффективность восприятия в несколько раз, экономится время, а приобретённые знания сохраняются значительно дольше в памяти учащихся.
Если размышлять, что лучше: традиционное обучение по книгам или современное обучение с использованием мультимедиа-технологий, то ответ будет очевиден. Мы не отказываемся от привычной системы обучения с печатными книгами и привычной доской, мы лишь пытаемся разнообразить процесс обучения так, чтобы он заинтересовал обучающихся, был представлен в удобной форме для восприятия информации и её переработки.
Список литературы:
1. Губарева Е. Г., Хаустова В. Н., Мальцева Н. Н. Использование мультимедийных технологий в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 94-95.
2. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 304 с.: табл., ил. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02365-1; То же [Электронный ресурс].
3. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 292 с.: ил., табл., схем. - ISBN 978-5-4458-3001-6; То же [Электронный ресурс].
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 31, [2] с.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ
Проектные задачи в начальной школе
ИКТ - компетентность учителя начальной школы
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс с презентацией. Как зимой помочь птицам