Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ

Развитие познавательного интереса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи ИКТ.
Автор: Исляева Розалия Рафаэльевна, учитель начальных классов ГКСОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №2 г.Владимира".

Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, становление и развитие личности младшего школьника. А одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет эффективность процесса обучения.
Для детей с ОВЗ характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые техники и технологии.
Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников с ОВЗ исследуется различными авторами, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем. У значительной части учащихся с ОВЗ наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у многих остается на прежнем уровне или даже снижается.
Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.
Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

Цель и задачи использования ИКТ для развития познавательного интереса детей с ОВЗ:
Цель: создать условия, способствующие максимальной активизации учебной деятельности младших школьников, развитию общеучебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися программных требований, самостоятельности в учебной деятельности посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
- активизировать образовательный процесс путем включения в него информационно-коммуникационных технологий;
- формировать и развивать самостоятельность и информационно-коммуникативную компетентность учащихся с ОВЗ;
- использовать возможности учебных тренажеров для создания сопровождения уроков в начальной школе;
- раскрыть возможности применения информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с ОВЗ;
- использовать разнообразные творческие задания с помощью ИКТ, способствующие развитию учебной деятельности.
- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;

Формы использования ИКТ:
- Компьютерные презентации
- Работа с интерактивной доской (игры, тесты, тренировочные упражнения)
- Видео и аудиофрагменты
- Готовые программные продукты: учебные диски,
электронные библиотеки, виртуальные экскурсии, и др.
- работа в сети Интернет (поиск информации, общение, публикации)
Свои уроки я стараюсь сделать интересными и яркими, и для этого мне необходимо шагать в ногу со временем. Информационные технологии помогают мне использовать новые методы и приемы в моей работе. Я не только воспитываю, развиваю и учу ребят на уроке, но и самореализуюсь как педагог, нахожу новые средства работы – исследую, наблюдаю и творю.
Для своих уроков подобрала следующие средства ИКТ, которые апробировала и внедрила в работу:
Различные развивающие программы: «Развитие речи. Учусь говорить правильно» где представлены различные упражнения по развитию речи, фонематического слуха, обогащению словаря, «Интерактивное детство» где представлены серии занятий по различным темам «Праздники», «Природа», «Космос».
Программы тренажеры: «Я знаю математику», «Речевой тренажер» Использование флэш-игр; различных видов тренировочных упражнений позволяют восполнить «пробелы в знаниях» обучающихся; тренировать грамматические навыки; пополнять лексический запас.
Работаю на интерактивной доске: создаю уроки и различные игры в СМАРТ Notebook. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, анимация надолго привлекает их внимание.
Обучающие игры: Я пользуюсь серией «Несерьезные уроки», где предложены различные развивающие задания на изучаемые нами темы. Дети в восторге.
Применяю в практике POWER POINT презентации на различных этапах работы (объяснение материала; обобщение знаний по изученной теме). Это позволяет представлять необходимую информацию более наглядно. Пользуюсь авторскими, которые дорабатываю под конкретный класс, либо создаю сама.
Пользуюсь различными дидактическими материалами. Очень нравится комплекс «Академия младшего школьника», с помощью которой можно создавать полноценные уроки.

Возможности использования ИКТ на уроках:
Использовать ИКТ можно на любом предмете общеобразовательного цикла.
На математике можно использовать презентации во время устного счета, или при объяснении геометрического материала т. к. именно на этих этапах возможно более эффективное применение. Тренажеры помогают отрабатывать вычислительные навыки.
Урок чтения должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Возможно использование ИКТ на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение викторин и других творческих заданий.
На уроках письма использование ИКТ помогает организовать работу над звуком, звуковой схемой слова, над предложением, текстом. Так же очень удобно проводить словарную работу, орфографические, слуховые диктанты, проверочные работы. Здесь у учащихся появляется возможность быстро проверить, исправить ошибки и оценить свою работу.
Использование наглядных средств(презентаций, видеофрагментов, аудиозаписей) возможно так же на уроках рисования, развития речи, ручного труда, коррекции психомоторных процессов, обеспечения безопасной жизнедеятельности.
В моей копилке есть презентации по математике, русскому языку, ручному труду, чтению, внеклассной работе, развитию речи.
Использование ИКТ в образовательном процессе:
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ;
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).

Я использую ИКТ не только на уроках, но и в методической работе, что позволяет мне более качественно подготовиться к преподнесению того или иного материала учащимся, самообразовываться, расти и развиваться в своей профессиональной деятельности.
• Разрабатываю, систематизирую и собираю методические разработки и документацию (перспективные планы, конспекты, игры, музыкальная подборка и т.д.)
• Диагностирую развитие детей (строю диаграммы, графики)
• Обмениваюсь опытом, дидактическими материалами и пособиями с другими специалистами в области образования по всей России.
• Имею собственный блог и сайт в сети Интернет;

В процессе работы по развитию познавательного интереса младших школьников с помощью ИКТ могу отметить:
- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, после внедрения в процесс обучения информационных технологий.
- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно - развивающей работы.
- формирование мотивационных компонентов деятельности у учащихся.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности.
Наряду со всеми несомненными достоинствами работы с использованием ИКТ не следует забывать, что компьютер не может заменить учителя, поэтому следует четко планировать время и место работы с электронными средствами обучения.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ ИКТ - компетентность учителя начальной школы
Открытки "Пасхальное яйцо" в технике Айрис фолдинг. Мастер-класс с пошаговыми фото | Конспект внеурочного занятия в начальной школе на тему: «Моя малая Родина. Город Владимир»
Опубликовано: 3527 дней назад (27 марта 2015)
Просмотров: 5925
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Вера Владимировна Визгалова # 30 марта 2015 в 11:27 0
Здравствуйте, Розалия Рафаэльевна! Меня заинтересовал Ваш материал, потому что я тоже работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья, только в среднем звене. Достаточно интересная статья! Я полностью с Вами согласна, что у значительной части обучающихся с ОВЗ наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс у многих остается на прежнем уровне или даже снижается. Вы замечательно проанализировали возможности использования ИКТ для развития познавательного интереса обучающихся с ОВЗ, поделились опытом своей работы в этом направлении. Спасибо за статью!
Розалия Рафаэльевна Исляева # 1 апреля 2015 в 17:00 0
Спасибо за содержательный отзыв! Очень рада, что этот материал может пригодиться!