ИКТ-компетентность учителя начальной школы
Автор: Ивлева Эмма Иосифовна
Это статья предназначена для учителей начальной школы, которые используют в своей работе информационные технологии.
Цель: повышение качества образования.
Задачи: рассмотреть необходимость использования в работе учителя начальной школы ИКТ;
дать представление о роли ИКТ в образовании.
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Сегодня учитель это координатор информационного потока. Информационную культуру необходимо формировать с начальной школы, потому что начальная школа –это фундамент образования. От того каким прочным будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика.
Программный материал в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного, глубокого усвоения: форма, величина, число и многое другое. Здесь на помощь ученику и учителю может прийти мультимедиа со всеми её возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения и многие другие понятия можно увидеть своими глазами. Презентации позволяет наглядно показать те явления и действия, которые трудно продемонстрировать в реальности.
Информационные технологии помогают с наименьшими затратами времени получать знания и активизировать познавательный интерес и самостоятельную деятельность ребенка, приобщить к творческому процессу.
ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала, повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
Применение ИКТ формирует и навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, учит навыкам контроля и самоконтроля, в совокупности - способствует повышению качества образования.
Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее и продуктивнее. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности, а значит обеспечить высокий уровень усвоения предполагаемого материала. А возможности анимации позволяют удачно продемонстрировать на уроках математики суть задач на движение: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Игровая форма тренажёра позволяют легко и быстро выучить таблицу умножения и девочкам и мальчикам. Тренажеры по русскому языку позволяют последовательно формировать устойчивый красивый почерк и осваивать элементарные правила грамматики.
ИКТ можно применять на любом этапе урока, необходимо только продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Урок окружающего мира трудно представить без ИКТ. Они позволяют любоваться красотой природы, слушать пение птиц, проводить виртуальные путешествия, экскурсии «По Красной площади», «С чего начинается Родина», «Природа и человек».
Неоценимую помощь ИКТ оказывает в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентаций, буклетов, к примеру, проекты: «Зачем нужен завтрак», «Секреты чая», "Юные герои" и другие». А участие в дистанционных Международных, Всероссийских конкурсах, олимпиадах: «Эму-эрудит», «Эму-специалист», «Русский медвежонок», «Лисенок», «Золотое руно», «Кенгуру», Человек и природа», «Олимпусик» и многие другие. Так 16 апреля весь наш класс участвовал в Московской олимпиаде «Онлайн Плюс». Задания олимпиады были даны детям в и гровой занимательной форме и нацелены на развитие нестандартного мышления. Они тренируют внимание, логику и пространственное воображение. Результаты были видны сразу по окончанию олимпиады. Человек, который владеет информационными технологиями, имеет новый стильмышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Применение информационных технологий в образовательном процессе увеличивает познавательный интерес и создает большой простор для творчества, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пятинеизвестным ему словам, и
он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…».
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс с презентацией. Как зимой помочь птицам
Технические средства обучения. Классификация и роль в образовательном процессе
Конспект урока окружающего мира, 3 класс. Из истории имен