Из опыта работы учителя начальной школы
Из опыта работы по теме «Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир»
Автор: Ивлева Эмма Иосифовна, учитель начальных классов, МБОУ «Школа №17», г. Полысаево, Кемеровская область.
Данную статью могут использовать в своей работе педагогические работники ДОУ и школы.
Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности, т.е. от развития умственных способностей ребенка.
По определению выдающегося детского психолога Д. Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные качества личности ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой стороны, начальная школа как приёмник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Общетеоретическое определение «готовности к школе» характеризуется как развитие на необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые определяют его как ученика, то есть помогают учиться. Мы хорошо знаем, что в дошкольном возрасте у детей формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника. Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы: Я хочу учиться! Характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; Я готов к познанию! Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о подготовке к школе; Я – субъект детского сообщества! Ребенок отдает предпочтение коллективным занятиям, деловому сотрудничеству со сверстниками, желанию получить оценку своих знаний.
В ФГОС ДО задан «портрет» ребёнка 7 лет, представленный его социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений. «Портрет» является целевым ориентиром современного дошкольного образования и базисом развития ребёнка, на который опирается учитель начальной школы и развивает далее на новом содержании, в адекватных технологиях.
Согласно ФГОС НОО требования к результатам обучающихся рассматриваются с позиции метапредметных, предметных и личностных результатов.
Следует заметить, что портрет выпускника ДОО по основным позициям так же совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.
Под предметными результатами в дошкольном возрасте могут подразумеваться те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает по ходу освоения содержания конкретных образовательных областей, а также овладение различными видами детской деятельности; под метапредметными – предпосылки универсальных учебных действий; под личностными – характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, морально-нравственного развития.
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в вышеуказанных нормативных документах требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели сотрудничества, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса и повысить качество дошкольного и начального общего образования.
Ключевые пути преемственности представлены в статье 64 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Дошкольное образование должно быть направлено на формирование предпосылок учебной деятельности (пункт 1), а именно умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. В методической литературе описано большое количество эффективных методик формирования предпосылок учебной деятельности. Любой вариант организации дошкольного образования имеет конкретный с точки зрения нового законодательства результат - уровень развития ребенка, необходимый и достаточный для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. А не утрированная подготовка к школе, "убивающая" учебную мотивацию.
Такой уровень развития требует обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности; в процессе восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования) и охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Именно такая образовательная деятельность должна быть организована в рамках любой вариативной формы дошкольного образования.
Для реализации индивидуального подхода актуально и необходимо проектировать индивидуальный образовательный маршрут будущего первоклассника. Документально зафиксированная траектория индивидуального развития окажется серьезным подспорьем учителю, заинтересованному в организации эффективной психолого-педагогической поддержке своего ученика.
Наше образовательное учреждение, как и другие школы, взаимодействует с близлежащим детским садом №2, из которого поступают воспитанники детского сада. Ежегодно заключаем договор о сотрудничестве детского сада с начальной школой. Составляется план работы по организации преемственности
по трем направлениям:
1. Работа с детьми:
• экскурсии дошкольников в школу;
• посещение школьного музея боевой и трудовой славы «Память», библиотеки;
• знакомство дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в игровых программах, проектной деятельности (День игры и игрушки, проекты «Загадочные снежинки», «Мороженое: вред или польза»);
• организация выставок рисунков и поделок в школе и ДОУ;
• совместные праздники («День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Как хорошо учиться в школе!», «Прощание с Азбукой», «Вот и стали мы на год взрослей») и спортивные соревнования (Весёлые старты, День Здоровья, эстафеты) дошкольников и первоклассников.
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы («Дошкольное и школьное детство»);
• семинары, мастер- классы («Развитие умственных способностей ребенка»);
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы («Формы и методы работы», «Из опыта работы»);
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые занятия в ДОУ и открытые уроки в школе («Современные образовательные технологии»).
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы (Мы - вместе», «Семья, детский сад и школа – крепкий союз»);
• вечера вопросов и ответов («Что Вас волнует?»);
• консультации с педагогами ДОУ и школы («Как помочь ребенку?», « У Вас проблема»);
• встречи родителей с будущими учителями (Давайте знакомиться!»);
• дни открытых дверей («Мы рады, Вам», «Просим в гости»);
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
Образовательно-воспитательный процесс, как в дошкольном учреждении, так и в школе подчинён становлению личности ребёнка.
Только конструктивный диалог мудрых взрослых позволит оптимально решить проблему преемственности ДОУ и школы, выстроенной на основе партнерских позиций. Давайте бережно передавать друг другу хрустальный сосуд по имени «РЕБЕНОК», тщательно продумывая каждое слово и действие, с высокой степенью сознательности и ответственности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Успешность в обучении младших школьников
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели»
Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе
Похожие статьи:
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке