Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рассказ "Как бы поступили Вы?"

Рассказ "Как бы поступили Вы?"
Автор: Катаева Наталья Сергеевна учитель МАОУ СОШ № 9 Г.Златоуст Челябинской области

Вспоминаю, как несколько лет назад обсуждали поступок учителя в одной из телевизионных передач. Мама ученика подала на классного руководителя в суд за то, что та поставила сына перед всем классом и стыдила его за то, что он бьёт одноклассников. Суд мама выиграла.
После этой истории поведение мальчика ухудшилось, но никто из учителей уже не мог сделать ему замечание, потому что в ответ звучали слова: "Моя мама Вас засудит!"
Наверное, многие учителя сталкивались с такой ситуацией.
Как бы Вы поступили?
Я, например сделала следующее.
Смастерила однажды из альбомного листа маленький почтовый ящик, поставила его около доски, рядом положила треугольники и квадраты из бумаги.
Сказала ребятам: "Если кого-то обидят, то положите в почтовый ящик треугольник, а если кому-то помогли, то можете положить туда квадрат."
В конце дня мы подсчитывали количество и анализировали прожитый день.
"Кому помогли? - говорила я, - расскажите!" - и поднимался "лес" рук. Ребята начинали рассказывать: кого-то выручили: дали тетрадь, ручку, кто-то заступился...
"А кому сделали сегодня больно? Кто расстроился, кто обиделся?"
И вот оказалось, что изо дня в день один и тот же мальчик совершал плохие поступки. Жалобы были в основном на него, потому что он по любому поводу "взрывался" и начинал драться.
Через несколько дней я оставила его после уроков и поговорила с ним. Но ситуация не изменилась.
Как-то после очередных жалоб сказала: "Костя, выйди, пожалуйста, к доске!"
Он вышел, встал лицом к классу.
"Ребята, поднимите руку те, кого он хотя бы один раз ударил или обозвал!" - сказала я.
Почти все ребята подняли руки.
"Посмотри, Костя! Видишь, сколько рук? Теперь ты понимаешь, почему у тебя нет друзей?"
Костя покраснел, опустил глаза.
"Вспомни про крошку-Енота!" - сказала я. "Поделись улыбкой своей, помоги ребятам, и тогда к тебе вернётся их доверие."
Смотрела я передачу и думала: "Не дай, Бог, попалась бы такая мама!".
А мама Кости меня тогда поддержала, пристыдила сына. Мальчик исправился. Парень вырос хороший...
Вспоминается история из моего детства.
Кто-то меня обидел и я убежала из детского сада. Дома никого не было. Вскоре за мной прислали из школы соседскую девочку с одноклассницей. Они хотели зайти, но я грозилась:"У нас собака злая!"
И вдруг раздался голос бабушки: "Это кто тут пугает собакой? Не бойтесь, девочки, заходите, Альфа у нас добрая!"
"Что случилось, почему ты дома, а не в детском саду?"- обратилась она ко мне.
Я взахлёб начала плакать и жаловаться.
"А почему ты побежала домой, а не разобралась сразу? Воспитательница волнуется, девочек с уроков взяли, чтобы они за тобой сходили." - сказала бабушка строго.
"Сейчас пойдёшь с девочками, извинишься перед воспитательницей!"
Я была в изумлении. Мне казалось, что бабушка меня пожалеет и оставит дома.
Номер не прошёл. Пришлось идти в детский сад с повинной.
И вот, спустя много лет, думаю, как же мудро поступила бабушка. Если бы пожалела, оставила меня дома, так бы я и привыкла при любых конфликтах убегать и не пытаться "разруливать" ситуацию, и привыкла бы пугать собакой как делают некоторые дети. Они просят маму: "Купи мне собаку!" Не для того, чтобы был верный друг, а для того, чтобы пугать своих обидчиков.
А как поступать учителям в таких случаях? Какие принять меры? Отвести к психологу? Поставить на учёт?..
Помню, ещё был хороший стимул, когда принимали в пионеры. Были выборы: кто достоин, а кто- нет. Почему? И ребята старались исправиться.
Если решитесь сделать такой почтовый ящик, то наберитесь терпения: ох, как много времени уходило у нас на все эти разборы!Но зато, ребята знали: хорошо прошёл день или плохо, старались исправиться, помочь друг другу.Класс был дружный!
И закончить рассказ хочется такими словами:
"Когда вы прощаете кого-то, вы делаете это не только ради того человека, но и ради себя. Злость и обида – это разрушающие чувства, они никогда не позволят вам быть счастливыми."
И ещё:!Если план «А» не сработал, у вас есть ещё 32 буквы, чтобы попробовать."

Рекомендуем посмотреть:

Эссе учителя. Мой взгляд Не дают работать... Мои мечты Размышления педагога об образовании
Конспект интегрированного мероприятия «Изобразительное искусство, литература и биология», 6-7 класс | Классный час на тему «Как прожить долго и счастливо?», 8-11 класс
Опубликовано: 3668 дней назад (10 декабря 2014)
Просмотров: 2375
+7
Голосов: 7
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 10 декабря 2014 в 20:14 +3
Добрый вечер Наталья Сергеевна! Познакомилась с вашим рассказом "Как бы поступили Вы?". Мне понравился ваш рассказ и то правильное решение которое вы применили. И очень хочется верить, что этот ребенок осознает свои поступки и пересмотрит свое поведение по отношению сверстников. Такие воспитанники есть везде и порой хочется взять ремень. Но мы должны находить правильное решение и убеждать в том, что он не прав. Мне в этом отношении намного легче, чем вам преподавателям. Я веду кружок и если ребенок себя ведет не так, как должен он бывает наказан. Я его не беру в поход и он начинает задумываться, что и как. И когда он осознает свои неправильные поступки он снова с нами в строю. Другие видят, чем это грозит и не поступают, как он. Вы же с ними все дни. И вы нашли правильное решение. Спасибо, что поделились с коллегами своим рассказом. Примите мой первый голос.
Наталья Сергеевна Катаева # 10 декабря 2014 в 20:32 +2
Спасибо, Галина Евгеньевна! Хотела несколько дней назад написать рассказ. Но пишу и корректирую сейчас для своей бывшей ученицы, которая сегодня у меня просила совет по поводу своих сыновей.
Елена Николаевна Иванова # 10 декабря 2014 в 20:51 +2
Наталья Сергеевна, читалась Ваш рассказ и стало даже как-то грустно и обидно...к сожалению, это правда жизни, горькая правда. Ведь очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, где необходима поддержка родителей учеников и воспитанников, но наталкиваемся на стену не понимания. Но, к счастью, есть и другая сторона, когда происходит полное взаимодействие родителей и педагога при решении каких-то спорных ситуаций. А Вы молодец, дай Бог Вам здоровья и мудрости!
Наталья Сергеевна Катаева # 10 декабря 2014 в 21:02 +2
Спасибо за то, что прочитали мой рассказ. Да, ситуация меняется, современные родители не всегда понимают учителей, не занимаются воспитанием, заняты зарабатыванием денег. Раньше, было легче работать, родители занимались детьми. Если были какие - то проблемы, то и решались они легче.
Ирина Евгеньевна Науменко # 10 декабря 2014 в 21:20 +1
Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Вы очень мудрый учитель. Решение, предложенное Вами в рассказе, действительно заслуживает уважения. Бесполезно ругать, читать нотации, убеждать постоянными беседами. Зачастую это приводит к тому, что ребенок озлобится и перестанет реагировать на все разговоры, будет действовать наперекор. Тем более если родители занимают неправильную позицию и оправдывают плохие поступки. Чувство полной безнаказанности не приведет ни к чему хорошему. На Вашем примере мы имели возможность убедиться, что есть способы, позволяющие найти достойный выход из положения. Конечно, тяжело найти время, которого всегда не хватает, на ежедневный анализ поведения ребят и разбор различных ситуаций, имевших место, но результат, несомненно, будет стоит того, чтобы набраться терпения, моральных сил и осуществить задуманное. Вы - молодец! Успехов Вам в нашем нелегком труде и побольше мудрых решений, подобных описанным в рассказе!
Наталья Сергеевна Катаева # 10 декабря 2014 в 21:38 +2
Ирина Евгеньевна! Я проработала в школе 36 лет. Ситуации бывают разные. Было много ошибок, которые невозможно исправить. Очень трудная у нас профессия, как и профессия врача, только наши ошибки травмируют не тело, а душу. А ведь это очень важно не нанести ребёнку эту травму. А где взять силы, терпение, когда приходится работать на износ, брать 2 ставки, чтобы жить достойно? Страдают дети, мучаемся от ошибок мы и родители. Когда изменится ситуация?
Татьяна Юрьевна Хмелева # 10 декабря 2014 в 22:18 +1
Ирина Евгеньевна, хорошо, что Вы затронули эту тему. Проблемы треугольника дети - родители - учителя(воспитатели) близки и понятны всем учителям и воспитателям детских садов.Конечно, стыдить перед всем классом может быть не очень хороший метод, надо учитывать возраст мальчика.Конечно, в таких вопросах лучше начинать с беседы с родителями, чтобы хоть как-то понять причину происходящего.У нас в детском саду тоже был мальчик, который очень дрался и обижал всех детей.А причина была в папе, который учил мальчика давать сдачи, чтобы постоять за себя. Но папа не понимал, что дети в основном не видят, когда они кого-то обидели, а видят только то, что потом обидели их и на это уже дают сдачи.Сколько времени и сил было потрачено, чтобы объяснить это папе, объяснить, что надо учить ребенка не давать сдачи, а учить разбираться в происходящем, учить ребенка понимать, где он был прав, а где не прав, учить сознавать свои ошибки.
Наталья Сергеевна Катаева # 12 декабря 2014 в 14:39 0
Татьяна Юрьевна! Я поняла, что Вы ошиблись, и написали неправильно мои имя и отчество. Проблема важна: мы все вместе работаем для одной важной цели: воспитать хорошего человека, способного влиться в общественный коллектив, способного понимать других людей, не обижать их. Да, Вы правы, 30 лет назад я поступила неправильно. Нужно было набраться терпения, сейчас я так не делаю.
Антонина Петровна Гаврилова # 11 декабря 2014 в 09:26 0
Хочется поблагодарить Вас, Наталья Сергеевна, за столь содержательный рассказ. Работая в детском саду, уже здесь иногда приходится наблюдать, насколько жестоки наши дети... и от этого на душе становится ой как грустно. Своих детей я учу тому, что они должны быть дружными, опорой друг для друга на различных примерах: рассматривая иллюстрации, читая книги, наблюдая за окружающей жизнью и всегда стараюсь перевести тему именно в это русло. Например, рассматривая листья на прогулке и сравнивая их между собой мы отметили для себя что у березки листики по одному, поэтому они быстрее облетают, а у рябины их много на одной веточке, они крепкие и дружные, как наши детки, поэтому и держатся дольше... в общем все в таком плане. Кроме этого у нас в группе запрещено "ношение оружия" и игры в "стрелялки", еще есть "Коробочки добрых длел", которые тоже служат большим стимулом "творить добро". Я это веду к тому, что мой первый выпуск детей был и остается очень дружным, за что я испытываю огромное чувство гордости. но добилась я этого конечно же не сразу, а после длительной работы с родителями, детьми. Очень надеюсь, что и следующих выпускников мне будут халить за их чувство единения. Конечно же воспитывать доброту, отзывчивость, скромность и все остальные качества нужно как можно раньше. Ведь недаром великие педагоги утверждали, что ребенок до 7 лет впитывает в себя все словно губка, и усваивает 30% всей информации. Вам хочется пожелать только удачи и успехов в вашем нелегком труде!
Наталья Сергеевна Катаева # 11 декабря 2014 в 09:29 0
Антонина Петровна! Спасибо за добрые слова в мой адрес! У Вас тоже есть интересные моменты.Вы придумали Коробочки добрых дел!интересно! Можно применить! Удачи и терпения Вам, творческих успехов!
Юлия Александровна Илларионова # 12 декабря 2014 в 00:25 0
Спасибо за полезный опыт. Читала, расчувствовалась,даже слезы выступили.
Наталья Сергеевна Катаева # 12 декабря 2014 в 14:43 0
Юлия Александровна! Спасибо за отзывчивость. Но я бы не советовала ставить ребёнка перед классом, не всякий это может выдержать: ребёнок может очень сильно переживать по этому поводу и замкнуться в себе. Вот мне понравились "коробочки добрых дел" у Антонины Петровны Гавриловой, для 5-6 классов подойдёт!
Ирина Юрьевна Куликова # 20 декабря 2014 в 11:02 0
Здравствуйте,Наталья Сергеевна.Читала Ваш рассказ и понимала,как не хватает сейчас нам таких добрых и справедливых педагогов. В школах, где главной целью является не воспитание а обучение,а теперь это вообще - оказание услуг по образованию ребёнка, просто не хватает времени. А по поводу совета,не ставить ребёнка перед классом из-за переживаний,то уже начиная со второго класса дети не комплексуют по этому поводу. Да и каждый учитель уже к концу 1 класса понимает,кого можно поставить ,а кого - нет. в детском саду,конечно,надо быть осторожней в такой ситуации. А вообще мне понравилось то,как Вы поступили. Вы сама добрый человек.А у добрых учителей вырастут добрые дети.Ничего в жизни не проходит бесследно,и доброта,вложенная Вами в детские души,отзовется.Спасибо Вам.Не понимаю,почему так мало отдано голосов.
Наталья Сергеевна Катаева # 20 декабря 2014 в 13:13 0
Ирина Юрьевна! Спасибо за то, что Вы - тоже понимающий педагог! Да, действительно, мы знаем и чувствуем детей, и знаем, кому вот такое ранит душу,и с ним можно говорить только "по душам" а кто-то это сможет "перемолоть" через себя и исправиться!
Я придерживаюсь принципа: "Никогда не ждите благодарности от людей". Просто выполняю то, что мне предназначено, читают - хорошо! Кому-то пригодится мой опыт, будет меньше искалеченных судеб!
Татьяна Александровна Караева # 20 декабря 2014 в 13:32 0
Доброе время суток Наталья Сергеевна. Мне очень понравилась Ваша статья, а еще больше Ваш принцип. Примите мой голос. С уважением Караева Т.А.
Раиса Владимировна Коломыцева # 20 декабря 2014 в 18:13 0
Добрый вечер, Наталья Сергеевна! Большое спасибо за приглашение в участии такой важной дискуссии. Прочитала все комментарии и отзывы, мнения по такой важной теме почти единодушны. Хотелось бы добавить, что этот вопрос настолько щекотливый и деликатный, что очень тяжело найти ту золотую середину, где интересы всех могли бы совпасть. Придерживаюсь мнения, что тут нужна огромная работа с родителями, они для ребёнка авторитет, но и самому мальчику вы правильно нашли стимул понимания в ящике добрых дел и обсуждения с детьми. Ребёнок должен понимать, что важно уметь находить контакт со сверстниками, потому что нельзя жить одному и плохо быть одному, что жить в обществе гораздо веселее и приятней, а если будет обижать, то будет один. Даже немного переживаю за этого мальчика. Ещё раз большое спасибо за то, что поделились своим опытом , желаю успеха и терпения! +1
Наталья Павловна Цой # 7 августа 2015 в 16:58 0
Наталья Сергеевна! Очень понравился Ваш рассказ, большое спасибо! У нас тоже было нечто похожее - у девочки мама работала помощником судьи, и при всякой неудобной для нее ситуации она грозила всем - и детям, и взрослым, и мне в том числе, что подаст на нас в суд! Дети очень пугались и плакали, а я отвечала, что она может даже написать на меня жалобу хоть самому президенту... Детей приходилось успокаивать и объяснять, что им нечего бояться, но они стали проявлять осторожность при общении с ней. А мне было совершенно нестрашно... Жаль только, что, по молодости лет, не хватило мудрости объяснить еще и то, что так здорово прописано у Вас в Вашем рассказе - что нельзя построить добрые отношения на страхе и ненависти... Очень понравилась идея с треугольниками и квадратами - хоть и требует времени, но очень полезно и важно. Еще раз спасибо!
Елена Анатольевна Клопова # 1 ноября 2015 в 04:51 0
Наталья Сергеевна! Спасибо за свою историю, попробую в своей группе тоже такой ящик. В прошлом году за помощь другому человеку вешали на кабинки, то звезочки, то цветочки, то снежинки. Потом и без них ребята помогают друг другу, плохое поведение не отмечаем, иногда дети пытаются подражать плохому. Ваш рассказ, если можно, прочту на родительском собрании, у нас тоже появился мальчик, родители которого считают что он идеален и не замечают своих огрехов. Спасибо за мудрость и совет!