Мастер- класс по рисованию "Черные львы". Африканская живопись тингатинга
Автор: Терентьева Наталья Сергеевна учитель МОУ " Шерагульская ООШ" д. Новотроицк.
Назначение работы: мастер-класс по рисованию предназначен для учащихся среднего школьного возраста, учителей, педагогов дополнительного образования. Рисунок можно использовать для украшения интерьера, в качестве подарка.
Цель: создание рисунка в технике тингатинга.
Задачи:
- научить рисовать анималистические рисунки в технике тингатинга;
- развивать творческие способности;
- воспитывать аккуратность в работе.
Живопись тингатинга появилась в Танзании 60-х годах ХХ века, название получила по имени основателя направления – Эдуардо Саиди Тингатинга.Что именно сподвигло Эдуардо рисовать – воспоминания о деревенской жизни, сказки и мифы, которые он слышал от своих бабушек и дедушек, красочные европейские постеры или изображения индусских божеств, виденные им в магазинах и домах, где он работал или просто необходимость заработать деньги – об этом до сих пор спорят современные авторы, пишущие о тингатинга.Первые картины рисовались на картоне, а прежде того – на стенах домов. Надо сказать, что до сих пор искусство создания красочных рисунков на стенах процветает в Танзании. И это имеет не только декоративное, но и практическое назначение – именно так зачастую выглядит наружная реклама. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратная живопись».
Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды – эмаль. В дальнейшем художники пробовали переходить на другие краски, но все равно до сих пор излюбленными являются эмалевые и акриловые, иногда с добавлением масла. А вот другое нововведение – холст - прижилось. И уже давно все используют именно его для создания картин тингатинга. Но это все уже появилось после смерти Эдуардо, после того, как яркие красочные картинки стали признанным произведением искусства и получили именование «школа тингатинга».
Яркие, необычные картины стали пользоваться популярностью. Первыми на них обратили внимание европейцы – выходцы из Скандинавии, в первую очередь, Дании.
70-е годы – время взлета тингатинга – одна за другой следуют выставки, школа получает признание на государственном уровне. Живопись тингатинга, основанная простым крестьянином без образования получила в Танзании статус почти что «академического» искусства, «визитной карточки» страны.
С середины 80-х годов практически ежегодно организуются выставки в различных галереях и музеях Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Италии, США и, конечно же, в Скандинавских странах. В это же время к перечню стран, где проявился интерес к тингатинга, добавляется и Япония. Более того, отдельные исследователи именно успехом на японском рынке объясняют появление новых техник – более тонкие проработки линий, многоцветные, перетекающие колористические решения фона.
За время существования школы тингатинга внутри нее сформировалось несколько стилей: ставшие классическими изображения животных и птиц, сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей, часто изображаемые в виде своеобразного «рассказа-комикса», сюжеты традиционной мифологии, библейские мотивы.
Несмотря на то, что это искусство постоянно развивается и приобретает новые сюжеты, выделяются некие общие черты:
1.как правило, одноцветный фон с небольшим количеством оттенков;
2.основной мотив наносится с помощью простых и четких линий и, как правило, занимает почти весь фон;
3.отсутствие перспективы;
4.размашистость и зачастую повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента.
Искусство тингатинга получило известность и признание в мире и, как и полагается, критики, искусствоведы выдвигают свои трактовки, объяснения и классификации этого явления. Ведутся споры, насколько тингатинга может именоваться народным искусством - если возникло всего лишь в середине прошлого столетия, насколько можно считать его традиционным – если первыми ценителями стали европейцы, насколько уместно именовать его наивным – ведь простота только кажется примитивной.
Для работы вам потребуется:
- 2 листа плотной бумаги.
- гуашь.
- кисточки.
- ватные диски.
- вода.
1. Подготавливаем основу.
Красим лист бумаги красным и жёлтым цветом. Пол листа закрашиваем красной гуашью используя много воды, другие пол листа желтой гуашью, делаем плавный переход от красного к желтому. Берем ватный диск и начиная с желтого цвета размазываем краску, удаляя разводы.
2. Делаем набросок на другом листе бумаги.
3. Переносим контуры животных и дерева на основной фон, заполняем черным цветом.
4. По краям фигур животных наносим белую краску и растушёвываем ее.
5. Начинаем прорисовку мордочки льва, его тела. Прорисовываем мелкие детали тела львицы. Закрашиваем солнца белым цветом.
6. Обводим контур дерева оранжевой краской, растушёвываем, добавляем белые разводы.
7. Коричневой краской рисуем траву, украшаем ее точками белой гуаши.
8. Рисуем силуэты деревьев на заднем плане, птиц. Рисуем траву по всему поле картины.
Работа готова!
Рекомендуем посмотреть:
Как нарисовать зимнее дерево
Мастер-класс по рисованию для школьников. Птицы на дереве в технике тингатинга
Мастер-класс по рисованию для школьников. Жираф в технике тингатинга
Мастер-класс по рисованию для младших школьников. Газель в технике тингатинга
Похожие статьи:
Мозаичное рисование. Мастер-класс
Нетрадиционная техника рисования пейзажа манной крупой для младших школьников
Рисование в технике граттаж на тему «Осень»
Техника рисования Набрызг
Нетрадиционное рисование в технике «Грифонаж». Мастер-класс