Рисуем портрет. Методическая разработка для уроков ИЗО в среднем звене школы
Автор разработки: Боголапова Наталья Викторовна, учитель изобразительного искусства, МБОУ гимназия № 44, г. Иваново.
Цель урока: познакомить учащихся с правилами рисования портрета.
Задачи урока: заинтересовать учащихся темой урока, донести в доступной форме сложные правила рисования портрета.
Материалы к уроку: альбомный лист, карандаш и ластик.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня учитель, занимаясь построением урока, должен создавать условия для того, чтобы дети сами определяли тему урока, цель и задачи. Хочу поделиться своей разработкой урока рисования по теме «Портрет».
Правила рисования портрета
Ход урока
Сегодня мы будем рисовать в очень сложном, но и очень интересном жанре. Но называть этот жанр я не буду, потому что надеюсь, вы сами его назовёте, разгадав мою загадку:
Карандашиком рисую зеркало души,
Зеркало прекрасно, глазки хороши.
Что же я рисую? Это мой секрет!
Сами догадайтесь, что за жанр?
(Портрет)
Если эта загадка окажется сложной, можно предложить другую:
Я сестру изображу, её уже двенадцать лет.
Карандашиком рисую, создаю….(Портрет)
Итак, целью нашего сегодняшнего урока будет нарисовать портрет.
Решение каких задач поможет нам достичь цели?
1. Композиционно грамотно расположить рисунок на листе.
2. Изучить пропорции и строение лица человека.
3. Аккуратно прорисовать детали и, при желании, раскрасить рисунок.
Если дети затрудняются в определениях задач, подвести их к правильным ответам наводящими вопросами. Например: Можно ли грамотно нарисовать портрет не зная, где расположить глаза, уши, нос? Можно ли хорошо нарисовать портрет, не зная, как определить высоту уха? Будет ли хорошо смотреться рисунок, если он будет слишком мелкий? И т.д.
Чтобы заинтересовать детей темой, можно начать урок с краткого рассказа о портретном жанре.
Изображение человеческого лица всегда интересовало художников и зрителей. Но не всегда портретный жанр был таким, каким мы привыкли его воспринимать.
В первобытном обществе человек изображался схематично, черты лица не прорисовывались. И даже в скульптурах палеолитических Венер, лицо было скрыто странной причёской.
Возможно, люди боялись передавать портретное сходство из-за влияния магических сил на человека через портрет, как они думали. По этой же причине на Руси мастерили тряпичную куклу без использования иголки и без изображения лица.
В Древнем Египте верили в загробную жизнь, в то, что душа должна найти своё тело. Поэтому тело мумифицировали и создавали точную копию портрета умершего человека.
В Древней Греции ценилась красота тела человека, поэтому, создавая статуи, приукрашивали и лицо и тело. Неудивительно, что главными героями изобразительного искусства были боги и спортсмены.
Реалистичность в портретном жанре достигла наивысшей точки у Древних римлян на основе культа почитания умерших предков.
Портретное искусство развивалось, появлялись различные его виды, такие, как: семейный портрет, парадный портрет, камерный, автопортрет, шарж, карикатура. Современное искусство предложило своеобразное представление о человеке, через абстрактные формы и совмещение ракурсов.
Об истории развития портретного жанра можно говорить очень долго. Чтобы перейти к процессу рисования, хочу лишь сказать, что создавая портрет, художник вольно или невольно передаёт своё отношение к портретируемому. Наверное, именно поэтому, нам интереснее рассматривать нарисованный портрет, чем фотографию.
Итак, приступим к рисованию.
Мы сегодня не будем ставить себе цель нарисовать конкретного человека, с передачей сходства и характера. Мы постараемся понять и запомнить основные правила построения лица. Эти правила понадобятся нам в последующих творческих работах.
Первое, что нам нужно сделать, это наметить композицию рисунка. Лёгкими, еле заметными линиями намечаем овал головы и линии шеи.
Проводим центральную линию ось симметрии и делим её пополам, намечая линию глаз.
По этой линии проверяем правую и левую половинки горизонтальной линии, стараемся, чтобы они были ровными, так как лицо симметрично.
Теперь горизонтальную линию нужно разделить на пять частей. Глаз занимает одну пятую часть. От центральной линии откладывает примерную ширину глаза. Проверяем правую и левую половинки, чтобы отрезки были равны (не забываем о симметрии).
Замеряем на карандашик длину отрезка . Откладываем вправо и влево эту длину по два раза.
В результате должны получить пять равных отрезков. Если у края лица отрезки будут чуть длиннее, то немного увеличивает длину расстояния между глаз, или чуть уменьшаем ширину овала.
Рисуем овальные глаза. Форма глаза напоминает лимончик. Стараемся придать ему эту форму.
Рисуем радужную оболочку и зрачок каждого глаза.
Глаза приобрели испуганное выражение, но это до тех пор, пока мы не прикроем их верхним и нижним веками. Верхнее веко подвижное и более широкое.
Сверху, недалеко от глаз намечает линию бровей.
Рисуем брови, не забывая, что ближе к носу, брови шире. Форма бровей может быть любой.
Теперь намечаем положение кончика носа. Для этого расстояние между бровями и подбородком делим пополам. Ширина кончика носа определяется линиями, проведёнными от уголков глаз.
Начинаем рисовать нос от бровей, проводя наклонные линии к центральной оси до линии глаз.
Мы определи примерную ширину центральной части носа. Дальше проводим линии вниз и завершаем среднюю часть кончиком носа. Добавляем по бокам от кончика носа ноздри.
Линию губ мы определим, разделив расстояние от кончика носа до подбородка на три части.
Через верхний отрезок проводим линию губ. Ширина губ определяется линиями, проведёнными от середины глаза.
Рисуем верхнюю губу. Она напоминает форму птички. Средняя линия губ повторяет верхнюю, только изгиб более плавный.
Теперь определимся с положением и высотой уха. Ухо находится напротив носа и высота его равна расстоянию от бровей до кончика носа.
Поправляем линии шеи, так как начинаться они должны от мочек ушей.
Теперь будем рисовать причёску. Нужно определиться с точкой начала роста волос. Расстояния от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до начала роста волос имеют одинаковую длину.
В верхней части головы должна остаться половина этой длины. То есть лицо по высоте имеет три с половиной части.
От начала роста волос рисуем причёску, не забывая о том, что волосы придают дополнительный объём голове.
Теперь убираем все линии построения и моделируем объём, передавая свет и тень. По краям лицо уходит в тень. Верхняя губа, по этой же причине будет темнее нижней. Тень ложится под нижней губой и под бровями. Не торопясь, аккуратно доводим рисунок до логического завершения.
Работа над портретом трудная, но и очень интересная. Может получиться не сразу. Но терпение и труд помогут овладеть вам этим сложным портретным жанром.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД к 23 февраля в подготовительной группе по изодеятельности на тему «Портрет папы»
Как нарисовать мамин портрет для детей поэтапно с фото
Рисование портрета пожилого человека поэтапно с фото для начинающих
Рисунок ко Дню Матери поэтапно с фото, 1-3 класс