Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Устный журнал в 7-8 классе. День Победы

Устный журнал «Детство, опалённое войной», 7 класс
Автор: Троеглазова Наталья Юрьевна, воспитатель, РГУ «Республиканская специализированная школа интернат колледж олимпийского резерва в городе Риддер» Министерства культуры и спорта Республики Казахстан
Описание: данное мероприятие было проведено в честь 70 - летия Победы в ВОВ. Чаще всего проводят такие мероприятия про воинов и ветеранов войны, я же решила провести про тружеников тыла. А именно про детей, которые трудились на благо Победы.
Назначение: сценарий будет полезен классным руководителям, вожатым,педагогам дополнительного образования

Цель: развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости за свою Родину,
уважительное отношение к историческому наследию родного края.
Задачи:
- Формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне;
- воспитание чувства патриотизма, ответственности за свою Родину;
-воспитание уважения к старшему поколению.
- формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, песня «Журавли», музыкальный центр.
Предварительная работа: учащиеся класса провели поисковую работу и нашли труженников тыла, которым во время войны было 8-14 лет. Заранее были назначены чтецы и роздан материал. Подобраны фонограммы и песни, редколлегия класса нарисовала плакаты.
Ход мероприятия:
Учитель: У каждого народа своя история, свои даты и переживания, связанные с ними. Но одну из них, жестокую и кровавую войну 40-х годов XX века, наш народ не забудет никогда. Великим испытаниям стала она для человечества.
Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны, посвящается…
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Страничка 1. «Сорок первый! Июнь»
Учитель: Сегодня я предлагаю вам ребята прочувствовать и пережить то, через что прошли ваши сверстники во время Великой Отечественной войны. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они встретили войну в разном возрасте: кто-то был на пороге юности, кто-то был подростком, а кто-то был совсем крохой.
Ученица: " Мне было 5 –6 лет. Из блокадного Ленинграда нас везли на Урал в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: "Дядя, не надо мою маму!" Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: "Мама, не умирай!" Но она умерла. Я осталась одна".
Ученик: Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел…»
Ученик: Мама с папой думали, что мы спим, а я лежала рядом с сестричкой и притворялась, что сплю. Видела: папа долго целовал маму, целовал лицо, руки, а я удивлялась, что никогда раньше он так ее не целовал. Они вышли во двор, я подскочила к окну: мама повисла у папы на шее и не отпускала его. Он оторвал ее от себя и побежал, она догнала и снова не пускает и что-то кричит. Тогда я закричала: «Папа!».
Проснулись сестричка и братик Вася, сестричка смотрит, что плачу, и тоже закричала «Папа!». Выскочили мы все на крыльцо: «Папа!». Отец увидел нас и, как сейчас помню, закрыл голову руками и пошел, даже побежал. Он оглянуться боялся…
Солнце светило мне в лицо так тепло, что и теперь не верится, что мой отец в то утро уходил на войну. Я была совсем маленькая, но мне кажется, я чувствовала, что вижу его в последний раз.
Так и связалось у меня в памяти, что война – это когда нет папы.
Чтец:
Мы - маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Из тёплой, полной снов постели,
Из комнат, где цвели цветы,
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли…

Страница 2 « Малолетние узники»
Учитель: Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти
(Дети по очереди выходят со свечами, одетые в лохмотья, на рукавах пришиты номера).

Ученик: Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на моих глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя".
Ученик: Фашистские нелюди стреляли в нас ради забавы, чтобы посмотреть, как мы в страхе разбегаемся, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.
Ученица: Нас заставляли выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю.
Ученица: Здесь все было вытоптано, утрамбовано и словно отцементировано сотнями сапог и ботинок. Здесь не то, что цветку - самой неприхотливой травинке не за что было зацепиться, не во что пустить корни. И вдруг шестилетний житель лагеря увидел за колючей проволокой это маленькое манящее чудо, цветок, которому он не знал названия. И он потянулся за ним, забыв обо всем на свете. Где ему было в те минуты помнить о строжайшем запрете лагерных властей: под угрозой расстрела не покидать пределов лагеря. Его сухонькое исхудалое тельце скользнуло под проволоку; и тут на мальчика обрушился град ударов. Резиновая плеть надзирателя только тогда перестала опускаться, когда его тщедушное тельце покинули последние признаки жизни".
Ученица: В лагере каждую неделю - баня. Но необычная это была баня, и люди её боялись, словно огня. Её окрестили "прожаркой". От такой "прожарки" с густым настоем хлорки многие теряли сознание, в том числе и мы с Валей. Но раньше отведённого на помывку времени никто не имел права выйти из бани. Наши же лохмотья "прожаривались" в другом помещении, потом выкидывались на улицу. В толпе не так-то просто было найти свою одежду".
Ученица: А как цинично нас "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И мы отчаянно тянулись вверх, становились на носочки, казалось, обманем, останемся в живых, но как мы заблуждались, ведь беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.
Чтец:
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла…
Там были женщины и дети,
И эта девочка была…
Сперва велели им раздеться
И стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тут голос детский,
Наивный, чистый и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя?»
На миг эсэсовец обмяк,
Рука сама с собой, с волненьем,
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим.
И, кажется, он в землю врос:
Глаза как у моей Неминьи -
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Не убить её не может…
И дал он очередь, спеша.
Упала девочка в чулочках,
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот также здесь легла.
Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты – человек, не только немец;
Или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз…
Впервые, может, это дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд её светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
-Чулочки тоже, дядя, надо снять?
Учитель: В суровые годы вместе с взрослыми сражались на фронтах и в тылу врага дети. Дети-антифашисты - это Гавроши нашего века, очевидцы и участники больших событий, прокатившихся над миром, маленькие солдаты Великой битвы. Следующая страничка нашего журнала посвящена им.

Страница 3. «Дети в боевых действиях»
Ученица: « Дети войны» имена и подвиги ваши не остались не известными. Среди них Зина Портнова, Вася Коробко, Саша Бородулин и многие другие.
Маленькие герои – патриоты были у каждой области, у каждого района, и хочется особое внимание уделить нашим землякам, о которых мы почти не слышали, но они также, как и другие «дети войны» сражались за нашу Родину.
(Рассказ о пионерах- героях на фоне песни «Журавли»)
Ученик 1: Пионер Петя Шепелев, храбро сражался на фронтах Великой Отечественной войны, с танкистами дошёл до Германии и с боевыми медалями вернулся домой. Имя пионера Пети Шепелева было занесено в списки героев Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.
«…А вот и автоматы. Они грудой лежали на старом, протёртом до пружин диване. От затасканных ремней пахло потом и оружейным маслом.
Петька схватил первый попавшийся автомат, поднялся по лестнице и бесшумно просунул его в отверстие крыши.
Петька не мог знать, сколько времени оставалось у него в запасе: часовой того и гляди выйдет на крыльцо. Закрыв люк, Петька сграбастал автоматы и стал подавать их Ване, потом кошкой спрыгнул на мягкую землю. Теперь самое страшное было позади. Оставалось вынести автоматы за огород и надёжно спрятать…»
Это история первого подвига тринадцатилетнего мальчишки, попавшего в немецкую оккупацию на хуторе Кухта, где он проводил каникулы у тётки, описанная Леонидом Кеккелевым в книге «Землячок». Там же, в районе хутора Кухта Курской области, сибиряк Петя, уроженец села Ново-Покровка Саргатского района, познакомился с бойцами роты технического обеспечения 86 танковой бригады. Бойцы оказались, как на подбор, сибиряки и уральцы. Так что к мальчику накрепко прилепилось прозвище Землячок. К этому времени парнишка остался практически круглой сиротой. Лишь отец воевал на фронте, и в течение всей войны Петя не терял надежды найти его. Поначалу мальчик помогал бригадному повару таскать сучья, поддерживать огонь. Постепенно он вжился в коллектив и со временем был занесён в списки личного состава.
Много повидал Землячок на своём боевом пути. И жизни сослуживцев приходилось спасать, и смерть близких людей видеть и переживать не раз. Но ничто его не сломило. Он отчаянно рвался в бой и не терял сил и веры
Ученик 2: Владимир Валахов, уроженец села Ольгино Москаленского района Омской области. Его боевой путь начался с находки ценных документов, принадлежавших немецко-фашистским захватчикам.
Ну откуда двенадцатилетнему парнишке, оказавшемуся в оккупации, было знать, что портфель, который он стащил из машины фрица, окажется таким важным? Точнее, не портфель, а карта, находящаяся в нём среди пачек немецких денег, сигарет и разных бумаг. Карта оказалась настолько важной, что за неё фашисты так избили мать мальчика, что она больше не поднялась с постели. Да и самому Володе грозила неизбежная казнь.
Во вражеском кителе и с портфелем в руках пробрался к своим, был зачислен в личный состав полка. Как и все мальчишки в его возрасте, Володя не слушал приказов. Однажды он увязался за разведгруппой, когда те отправились в хорошо знакомый ему город Мелитополь, из которого он и ушёл на войну. Зря тогда фашисты не обратили внимания на маленького голодранца. Он хорошо запомнил расположение пулемётов, дотов, оборонительных рвов. Во время боевой операции Володя находился на наблюдательном пункте. Тихонько шмыгнув от командира, он заскочил в один из дотов с гранатой в руках и что есть мочи закричал: «Сдавайтесь, гады!»
За героизм и проявленное мужество Владимир Валахов награждается медалью «За отвагу» и получает звание сержанта.
Чтец:
Мы не забыли,
Всех Вас знаем,
Погибших в огненном котле.
И низко голову склоняем!
В поклоне матери – Земле!

Страничка 4. «Дети Блокадного Ленинграда».
Учитель: Ленинградские дети… У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.
Они разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы.
Ученик: Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего".
Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же. Об этом свидетельствуют записи ленинградской девочки Тани Савичевой:
Учитель: Таню увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. Медицинская сестра рассказала, что Таня умерла у неё на руках, в страшных муках от перенесённого голода, недетских испытаний, крайней дистрофии.
Чтец:
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чём-то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю, не встанут. Я всё понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Страничка 5. «Дети - труженики тыла»
Учитель: Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу: женщин, стариков и детей. Тысячи подростков были оторваны от школы, стали рабочими на военных заводах, где изготовляли мины и снаряды. Разве это нормально для ребенка — стоять 12 часов в сутки на ящике у станка!? Но без ящика им не хватало роста. Они не дотягивались до станка. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Учитель: Весомый вклад в победу внес и наш Казахстан. На территории республики не велись боевые действия, однако события войны теснейшим образом были связаны и с нашим краем. Свой боевой и трудовой вклад в разгром врага внесли миллионы наших соотечественников. За годы Великой Отечественной войны на фронт было мобилизовано, по последним данным, 1 196 164 казахстанца, при населении республики в 6,5 млн. человек, то есть около 20% её жителей. На фронтах войны в общей сложности погибло 601 939 человек, что составляет 12% общей численности населения.
Ученик: География подвигов казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны очень широка: они участвовали в сражениях под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, на территории Прибалтики, Украины, Польши, Германии, Франции, Китая; участвовали в боевых действиях, в партизанском движении, движении Сопротивления. В Золотую книгу Победы вписаны имена дважды Героев Советского Союза - С. Луганского, Т. Бегельдинова, Л. Беды, И. Павлова. Казахстан прославили боевые заслуги А. Молдагуловой, М. Маметовой, Н. Абирова, К. Кайсенова, Т. Тохтарова. Одним из первых водрузил Знамя Победы на воротах поверженного рейхстага солдат из Казахстана Р. Кошкарбаев. По вновь уточненным данным, 520 казахстанцев стали Героями Советского Союза, 110 тысяч награждены орденами Славы.
Ученица: Неоценимый вклад в победу внесли и труженики тыла республики. Казахстан стал прочным арсеналом фронта. С европейской части страны в край было перебазировано около 220 оборонных предприятий, размещенных в городах: Чимкент, Алма-Ата, Петропавловск, Караганда, Актюбинск, Семипалатинск, Акмолинск, Кокшетау. В течение короткого времени, благодаря самоотверженному труду рабочих, трудившихся по 12-14 часов в день, эти предприятия начали давать продукцию. В годы войны было построено ещё около 460 предприятий, ставших важной кузницей победы. Казахстан стал давать 85% всего произведенного в стране свинца, 35% меди, 60% молибдена. Мобилизация на фронт коснулась почти всего взрослого мужского населения, поэтому почти 80% всех работающих на предприятиях были женщины и дети. На их плечи легли все тяготы военных лет, ответственность за обеспечение фронта всем необходимым.
Весомым вкладом Казахстана в победу стала также забота об эвакуированных и перемещённых гражданах. Республика стала родным домом для сотен тысяч жителей Украины, России, Белоруссии. Особенно трогательной была забота об эвакуированных детях и детях-сиротах. Жители республики приютили и усыновили около 47 тысяч маленьких жертв войны. На территории Казахстана было открыто 52 детских дома.
Ученик: Накануне Великой Отечественной войны на территории Восточно-Казахстанской области имелось более 150 промышленных предприятий, в том числе такие крупные объекты металлургического производства, как Лениногорский свинцовый и Иртышский медеплавильный заводы, Лениногорский, Сокольный, Зыряновский, Белоусовский рудники, Лениногорская и Зыряновская обогатительные фабрики.
Благодаря героическим усилиям тружеников тыла природные богатства Рудного Алтая были поставлены на службу фронту. Лениногорский свинец, иртышская медь, вольфрам, олово, молибден и другие редкие элементы сыграли важную роль в производстве боевой техники и боеприпасов. В 1942 г. на базе механических мастерских Лениногорского свинцового завод был создан цех по производству боеприпасов и освоен выпуск 76-миллиметровых снарядов. За период с 1941 по 1945 г. лениногорцы выплавили 109743 тонны свинца.
Ученица: Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
Самым младшим тружеником тыла было около 10 лет. В живых осталось совсем немного. Вот что они сами о себе рассказывают.
Вставали при первых петухах и до заката солнца - в работе. Пололи картофельные поля, пахали, сеяли, убирали хлеб, косили сено, заготавливали лес. Было трудно, сильно уставали, но не падали духом, внося свою трудовую лепту в дело общей победы над фашизмом.
Чтец:
Я – лебеда,
Я – сизая беда,
Глухой сорняк в единоличном поле.
Я самая последняя еда,
Меня глодали только по неволе.
Чтоб как-нибудь до хлеба дотянуть
И ноги с голоду не протянуть.
И люди доживали до еды,
И хинные лепешки лебеды,
С которых напрочь душу воротило,
Склоняли и кляли на все лады.
Да, я несладкая,
Я – лебеда,
Я горькая, невольничья еда.
Учитель: 4 долгих года , 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Но благодаря стойкости, самоотверженности, готовности отдать жизнь за Родину, мы победили. И в этом огромную роль сыграли дети, которые последние силы отдавали восстановлению разрушенного хозяйства.
Рассказ Марии Петровны, которая во время войны была ребенком и трудилась в тылу.
Вручение цветов и памятного подарка.

Чтец:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье — не в забвенье!
Учитель: Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Многих сейчас нет уже в живых. Давайте почтим минутой молчания память тех, кто свои жизни отдал в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Для них всегда будет гореть Огонь Памяти!
Прошу всех встать.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы к 9 мая День Победа, 7-8 класс Внеклассное занятие «Ордена и медали Великой отечественной войны», 7-9 класс Беседа к 9 мая - День Победы для учащихся 6-8 классов Классный час «Дети военной поры» для 7 – 9 классов

Похожие статьи:

Классный час к 9 мая – День Победы в 8 классе

Классный час «Письмо неизвестному солдату», 7 класс

Литературно-музыкальная композиция для школьников «Сталинградская битва»

Историческая игра - викторина о Второй мировой войне, 7 класс

Классный час «Битва за Москву», 7 класс

Спортивный праздник в 5 классе. Сценарий
Опубликовано: 3557 дней назад (25 февраля 2015)
Просмотров: 3546
+4
Голосов: 4
Лариса Нестеровна Марченко # 26 февраля 2015 в 11:41 0
Добрый день, Наталья Юрьевна.Огромное спасибо за вашу потрясающую работу! 70 лет Великой Победе и как человеку, благодарному погибшим в этой страшной войне, мне хочется рассказать ученикам о ней так, чтобы и они прониклись уважением и помнили всегда, что Победа пришла не сама, а её добыли ценой собственной жизни, такой маленькой ещё, детскими слезами, болью и кровью.Ваш устный журнал трогает до слёз, погружает в ту страшную атмосферу, но дети должны знать, как родилась наша Победа. Очень полезный материал, хотя форма и не новая, я обыграю дальше, пусть журнал ведут военкоры. Спасибо вам большое.
Наталья Юрьевна Троеглазова # 27 февраля 2015 в 05:16 0
Спасибо! Да эта тема для нас всегда самая волнительная, особенно когда видишь как с каждым годом становится все меньше ветеранов войны... но это наша история и мы должны ее помнить и передавать следующим поколениям!
Сидорова Зоя Григорьевна # 27 февраля 2015 в 10:12 0
Наталья Юрьевна! Замечательный материал! Содержание просто поражает своей правдивостью. Многие из нас потеряли в этой войне родственников. Задевает то, что именно дети по-настоящему воевали, сражались, помогали приближению победы, многие из них погибали, но шли под пули и выстрелы. Спасибо за публикацию, обязательно поведу беседу со своими воспитанниками на эту тему. Голос!
Зоя.
Наталья Юрьевна Троеглазова # 27 февраля 2015 в 14:50 0
Спасибо!!!
Ольга Фёдоровна Шепелева # 2 марта 2015 в 13:18 0
Наталья Юрьевна! Прочла Ваш сценарий, мне очень понравился. Трогательный, задушевный.Тема, касаемая детей, всегда воспринимается трепетно, а уж если про детей войны говорить...Мероприятие воспитывает патриотизм и уважение к историческому прошлому. Вам удалось достичь поставленных целей. Спасибо!Есть материал для классного часа.Вам успехов!
Наталья Васильевна Севостьянова # 4 марта 2015 в 09:34 0
Здравствуйте, Наталья Юрьевна! С желанием ознакомилась с Вашей устной газетой "Детство, опаленное войной". Очень интересное занятие. Начала читать - заплакала, со слезами на глазах дочитывала, после не могла долго успокоиться. Мой дедуша по маминой линии Ветеран войны. Вернулся с фронта живым, но инвалидом. Поэтому тема близка. Поразительный итог. Спасибо! Желаю успехов в дальнейшей работе. С уважением, Наталья Васильевна.
Наталья Юрьевна Троеглазова # 4 марта 2015 в 15:00 0
Спасибо большое!!!