Конспект по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной школе группе на тему: «Относительные прилагательные»
Автор: Нетужилова Ольга Сергеевна, учитель-логопед, МБДОУ №124 г. Череповец.
Описание работы: конспект по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной школе группе на тему: «Относительные прилагательные», лексическая тема «Деревья (лиственные, хвойные)». Представленный материал может быть использован в работе педагогов групп компенсирующей направленности
Цель: развитие умения детей образовывать относительные прилагательные
Задачи:
1. Способствовать развитию умения детей образовывать прилагательные от существительных.
2. Способствовать развитию умения детей согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже.
3. Создать условия для обогащения словарного запаса детей по теме.
Оборудование: предметные картинки по теме, листья разных деревьев, схемы для составления предложений, зеркала.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Отгадайте мою загадку и скажите, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Правильно. Скажите, а какие деревья вы знаете?
(называют дерево и садятся на свои места).2. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика.
«Накажем непослушный язычок», «Блинчик», «Толстячки и худышки», «Качели», «Вкусное варенье», «Шарик», «Лопаточка-иголочка», «Конфетка», «Лошадка», «Причешем язычок». Упражнения на снятие напряжения в артикуляционном аппарате.
2. Игра «С какого дерева лист, веточка?» образование прилагательных от существительных.
(Лист березы — березовый. Ветка ели – еловая. и т. д.)
3. Игра «Считай и называй» - согласование существительных с числительными в роде, числе.
Посмотрите, какой красивый букет из осенних листьев перед нами. В нем листья разных деревьев. Давайте посчитаем, сколько в этом букете кленовых листьев? Рябиновых листьев? Дубовых листьев? (считают, называя числительное и предмет)
4. Физ. минутка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями сильными, большими
Ноги – это корни, их поставим шире.
(Ноги на ширине плеч)
Чтоб держали дерево, падать не давали
(Ставят один кулак на другой)
Из глубин подземных воду доставали
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой)
Наше тело – прочный ствол
(Проводят ладонями вдоль тела вниз)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком)
В небо упирается
(Поднимают соединённые руки над головой)
Наши руки – ветки
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны)
Крону образуют
(Смыкают пальцы)
Вместе им не страшно
(Качают головой)
Если ветры дуют
(Качают поднятыми руками)
5. Упражнение на развитие дыхания – как ветер дует
6. Игра «Разговор опавшей листвы»
Так сильно ветер подул, что много-много листьев упало на землю. Давайте попробуем определить с какого дерева, какой листочек упал.
(поднимают по одному листочку) Дети определяют и называют, к какому дереву принадлежат листья.
(пример: Я кленовый листочек, улетел с клёна…).
7. Игра «Зашифрованное предложение» - составление предложений по схеме - согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Посмотрите какие интересные картинки перед нами – в них зашифровано предложение. Предлагаю вам сейчас расшифровать их и составить предложения:
Пример: мальчик увидел еловую ветку; мальчик поднял три дубовых листика и т.д.3. Итог.
О чем мы сегодня говорили?
Что вам понравилось больше всего?
С какими заданиями вам было сложно справиться, а с какими легко?
Оценка деятельности детей педагогом.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие
Совместная деятельность для детей подготовительной группы. Путешествие по сказкам
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе