Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока математики для 5 класса с использованием материала о ВОВ

Урок по теме "Действия с десятичными дробями" (с использованием материала о Великой Отечественной войне), 5 класс
Урок рассчитан на 2 часа

Эпиграф на доске:
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
(Т.Г. Шевченко)

Цели занятия:
Образовательная:
1. Систематизация знаний и умений по выполнению действий с десятичными дробями.
2. Повторение и закрепление приобретенных знаний.
3. Демонстрация тесной связи с историей России.
Развивающая:
1. Развитие приемов умственной деятельности, памяти, развитие умений делать выводы.
2. Развитие логического мышления, математической речи.
3. Развитие познавательной активности, повышение культуры и интереса к предмету.
Воспитательная:
1. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, ответственности, умения работать в коллективе.
2. Воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому, духовно - нравственного развития личности.
3. Воспитание уважения к старшему поколению.
Оборудование:
Репродукции о ВОВ; плакаты, посвященные Победе; выставка книг о Сталинградской битве, Московской битве, Курской битве; музыкальное оформление.
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие.
1) Вступительное слово учителя о предстоящем уроке.
--Какие действия мы умеем выполнять с десятичными дробями? (правила сложения, вычитания, умножения, деления)

- Сегодня у нас необычный урок, не смотря на то, что тема «Десятичные дроби». В чём же его особенность? Вы, наверное, уже догадались, увидев особенное оформление класса.

2) Сообщение темы урока
- Выполните 1 задание и вы узнаете девиз сегодняшнего урока. Вычисления выполняйте, применяя удобные способы для счёта.

Л .1,5*1,3 + 1,5 * 1,7
А . 78 *0,56 + 0,78 *44
Ю. 6,8 *0,21 +0,79 * 6,8
О. 3,9 * 0,062 + 0,038 *3,9
Е. 2,76 * 13 + 13 * 0,24

Т. 6,37 * 5,6 + 3,63 *5,6
С. 5,6 * 0,7 + 0,03 * 56
Б. 3,1 * 10,5 + 3,9 * 10,5
П. 0,02 * 390 – 0,01 *390
Д. 450 * 123 – 350 * 123

Ответы 1). 5,6 ; 2) 78; 3) 4,5; 4) 6,8 5) 56; 6) 3,9 7) 0,39; 8) 73,5; 9) 39; 10) 12300; 11) 78
( салют победа)

- Великая Отечественная война с каждым годом уходит все дальше в прошлое. Уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны, но память о подвиге русского народа должна жить в веках. Нельзя допустить повторения той страшной трагедии.
- Сегодняшний урок мы посвящаем Дню Победы в Великой Отечественной войне. Да, именно на уроке математики познакомимся с самыми памятными датами Великой Отечественной войны, решая примеры и задачи по пройденной теме “Действия с десятичными дробями»
2 Решение задач по данной теме.
Задание 2. Выполните действия цепочки ( по вариантам)
а) 0,4 * 2 ________ + 1,2 ______ + _______ 22,5 - 0,5 =_________
1,5 * 3 _________ + 10,5 _____ : 10 + ________ = 6
120 * 0,3 _________ * 100 ________ + 341 - _______ = 1941

б) 21 * 0,4 ________* _____ 84 + 5,6 _____ - ______ = 9
18,6 : 3 ________ * 0,1 ______ - 0,12 ______ * _____ = 5
2100 : 1000 ______ +7,9 ______ + 19440 ______ : _____ = 1945
Что означают полученные числа? (22 . 06. 1941 и 0 9. 05. 1945)
(Песня “Вставай страна огромная...”.)
- Именно в этот день 22 июня 1941 года в 4 часа началась война, которая продлилась 4 суровых освободительных для нашего народа года. Сегодня мы вспомним только несколько памятных дат Великой Отечественной войны.

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось

1 дата. 1941 год. Московская битва.
6 сентября Гитлером был утвержден план операции по молниеносному захвату Москвы. Наступление на московском направлении нацисты готовили как “генеральное”, решающее.
- Чтобы узнать, как назывался план Гитлера необходимо выполнить следующее задание.
Задание 3
1) 5,1: 3=
17; 1,7; 0,17.
2) 0,84 – 0,54=
30; 0,03; 0,3.
3) 0,4 ∙7 =
2,8; 28; 0,28.
4) 1,3 + 3,6=
0,49; 4,9; 49.
5) 6,9 : 3 =
2,3; 23; 0,23.
6) 2: 100=
0,2; 0,02; 20.
- Установите соответствие между числами и буквами. Заполните таблицу.
2,8 – Й 4,9 – Ф 2,3 – У 0,3 – А 1,7 – Т 0,02 – Н
1,7 0,3 2,8 4,9 2,3 0,02

- Главной стратегической целью для немецко-фашистских войск осенью 1941 г. являлся захват Москвы. 6 сентября Гитлером был утвержден план операции “Тайфун”, который предусматривал не только окружение и взятие Москвы, но и полное её уничтожение вместе со всем населением.
- Всего на московском направлении противник сосредоточил 1700 танков, 19450 орудий и минометов, 950 самолетов.
- Им противостояли войска Западного, Резервного и Брянского фронтов, насчитывавших в своем составе 770 танков, 9150 орудий и минометов, 360 самолетов.

Задание 4.
Выразите числа в тысячах и сравните их. Каково было превосходство противника?
Оборона Москвы (операция “Тайфун”).
- 30 сентября с переходом в наступление 2-й танковой группы немецкое командование приступило к осуществлению операции “Тайфун”.
2 октября на московском направлении перешли в наступление и главные силы группы армий “Центр”.
Советское контрнаступление под Москвой.
- 5 декабря войска Калининского фронта (генерал-полковник И. С. Конев), а 6 декабря – Западного (генерал армии Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронтов (маршал С. К. Тимошенко) перешли в контрнаступление. К началу контрнаступления советские войска насчитывали более 1 млн. солдат и офицеров. 8 декабря главнокомандующий вермахтом А. Гитлер подписал директиву № 39 о переходе к обороне на всем советско-германском фронте.
Итоги Московского сражения.
- В ходе сражения немецкие войска потерпели ощутимое поражение. В результате контрнаступления и общего наступления они были отброшены на 100–250 км. Полностью были освобождены Московская, Тульская и Рязанская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.

2 дата. 1942–1943 год. Сталинградская битва.
Имя "Сталинград" золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.
Помнишь, как в бой за Царицын,
Шел за отрядом отряд
Подвиг бойцов повторился
В битве за наш Сталинград.
“Стоять на смерть, ни шагу назад!” –
Таков был девиз у наших солдат
И жизни своей не жалели они
Врага изгоняя с родимой земли.

Задание 5
Великая Отечественная война длилась 1418 дней. Сталинградская битва в 7,09 раза меньше. Сколько дней и ночей длилась Сталинградская битва?

- 200 дней и ночей солдаты Сталинграда стояли насмерть. Страшным позором считался отход хоть на один метр. Если же противник все-таки прорывался, то только там, где не оставалось в живых ни одного советского воина. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость. Ярким примером подобных действий является оборона Дома Павлова. Во время бомбежек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось захватить дом. Четыре советских разведчика во главе с сержантом Яковом Павловым изгнали врага и сами расположились в нем. Гитлеровцы попытались отбить дом назад, но им это не удалось. Фашисты обстреливали дом из пулеметов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой, несчетное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошел.
Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.
После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведен главный Монумент – Родина-мать, ставший памятником погибших в Сталинградской битве. В ознаменование подвига героев на Мамаевом кургане был сооружен мемориальный комплекс (скульптор Е.В. Вутетич, архитектор Я.Б.Белопольский)
В Сталинградской битве сотни тысяч советских воинов проявили беспримерный героизм и высокое воинское мастерство. Около 100 воинов получили звание Героя Советского Союза. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль “За оборону Сталинграда”, ею было награждено 707 тыс. участников Сталинградской битвы. Сталинграду было присвоено звание города-героя.

Задание 6
Запишите 707 тыс. числом

Задание 7
От подножия Мамаева кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась двести огненных дней и ночей. Высота ступеней 0,15 м, ширина 0,35 м. Какова высота Мамаева кургана?

3 дата Курская битва.
(5 июля 1943 – 23 августа 1943 Битва на Курской дуге).
По своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряженности, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны.
Массовый героизм защитников Родины проявлялся не только на фронте, но и в тылу, где в цехах эвакуированных заводов, пенсионеры и дети ремонтировали вооружение и технику для фронта. Лозунгом для каждого рабочего были слова: “Все для фронта! Все для Победы!” В результате самоотверженного труда, когда работать приходилось порой и днем и ночью, вооружение советских воинов к началу Курской битвы имело превосходство над вооружением противник.

Статистические данные на начало Курской битвы.
Германия
2154 танков,
2000 самолетов.
СССР
3600 танков,
2500 самолетов.

Задание 8
Используя статистические данные, вычислите, во сколько раз силы Советской армии превосходили силы противника по вооруженности в Курской битве. Результаты округлите до десятых.

Сражение под Прохоровкой – встречный танковый бой между частями германской и советской армий в ходе Курской битвы произошло 12 июля 1943 года в районе станции Прохоровка на территории совхоза Октябрьский (Белгородская область РСФСР). Считается крупнейшим в человеческой истории танковым сражением. Ни одной из сторон не удалось достичь целей поставленных на 12 июля, немцам не удалось захватить Прохоровку, прорвать оборону советских войск и выйти на оперативный простор, советским войскам не удалось окружить группировку противника. Непосредственное командование войсками во время сражения осуществляли генерал-лейтенант танковых войск Павел Ротмистров и обергруппенфюрер СС Пауль Хауссер.

Задание 9
В Прохоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС “Лейбштандарте-СС Адольф Гитлер”, имевшая около 200 танков, в том числе 13 "Тигров", а в 5-ой танковой армии П. Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?
Важнейший итог Курской битвы: НЕМЕЦКАЯ АРМИЯ ПОТЕРПЕЛА ТАКОЕ СОКРУШИТЕЛЬНОЕ поражение, от которого не могла оправиться до конца войны. Если после Сталинградской битвы гитлеровцы еще решались на наступление, то после Курской битвы они окончательно отказались от наступательных операций и перешли к обороне на всем советско-германском фронте, а позже только к отступлению.
Курская земля – родина 232 Героев Советского Союза, за вклад в великую победу Курская область награждена орденом Ленина, а г. Курск – орденом Отечественной войны первой степени и почетным званием “Город воинской славы” – Указ президента РФ от 27.04.2007 г.

На прошедших уроках мы с вами решали задачи на действия с десятичными дробями, чем же задачи сегодня отличались от них?

Вспомним еще раз жестокую «арифметику» той грозной и беспощадной поры.

ЗАДАНИЕ 10
Запишите называемые мною числа в тетради.
Война длилась 1418 дней и ночей. Каждый день мы теряли 14 104 соотечественника; 27 миллионов человеческих жизней - такими были потери в страшной, разрушительной за всю историю войне.
Разрушено 1710 городов СССР.
Более 700 000 городов и деревень.
Угнано на каторгу около 5 млн. советских людей.
Превращены в руины 31 850 предприятий.
Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР во второй мировой войне, составляет 2 триллиона 600 миллиардов рублей.
Согласно статистике 1998 года, общие безвозвратные потери Советской Армии составили
11 944 100 человек, в том числе погибло 6 885 000 человек, пропало без вести и пленено 4 559 000. В общей сложности Советский Союз потерял 26 600 000 граждан. По другим сведениям, общие потери могут составлять 29 592 749 человек. В числе жертв войны 13,7 миллиона человек составляет мирное население, из них преднамеренно было истреблено оккупантами 7,4 миллиона, 2,2 миллиона погибло на работах в Германии, а 4,1 миллиона вымерло от голода в оккупации.
(проверка правильности записи чисел)
Люди!
Покуда сердца
стучатся, –
Помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, –
пожалуйста,
Помните!
Задание 11
Вычислите:
1 сутки=1440минут.
1 год=365 суток.
Сколько понадобится лет, если объявить минуту молчания за каждого погибшего в Великой Отечественной войне. (27 миллионов человеческих жизней). Ответ округлите до целых.(30 лет)
Почтим память павших минутой молчания.

Задание на дом : 1.Составить задачу на военную тематику и оформить на альбомных листах.

Итог урока.
---Какие факты, события, цифры вы запомнили?
----Что можете сделать вы, чтобы такое никогда не повторилось?

Долгих четыре года продолжалась война.9 мая 1945 года прогремел победный, долгожданный салют. Закончилась Великая Отечественная война, которая унесла миллионы жизней нашего народа.
Песня «День Победы» (звучит фонограмма , все поём)
Ученик:
Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил,
И тех, ушедших в обелиски.
И тех, кто вовсе без могил.
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война,
Мы в сердце вечными словами
Погибших впишем имена.
У нас, до этих дней доживших,
О прошлом память не умрет,
Пока мы чтим за Русь погибших,
Дотоль бессмертен наш народ.

Заключительная часть. Ребятам вручаются георгиевские ленточки.
Георгиевская ленточка с незначительными изменениями вошла в советскую наградную систему под названием «гвардейской ленты» как особого знака отличия. Цвета ленты - черный и оранжевый, означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
«Георгиевская ленточка» - патриотическая акция, посвященная празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, впервые прошедшая в России в 2005г

Рекомендуем посмотреть:

Проект ко Дню Победы - 9 мая в школе, 5 класс Устный журнал для 5-11 класса ко Дню Великой Победы с презентацией Проект к 9 мая в 5 классе: Дети войны Внеклассное мероприятие по английскому языку, 5-6 класс. Великая Отечественная война

Похожие статьи:

Классный час в 5 классе на тему: День Победы 9 мая

Игра "Звёздный час", 5-6 класс. Сценарий к 9 мая | Проект к 9 мая - День Победы, 5 класс
Опубликовано: 3499 дней назад (24 апреля 2015)
Просмотров: 2956
+3
Голосов: 3
Ермакова Наталья Александровна # 1 мая 2015 в 23:03 +2
Здравствуйте,Нина Александровна!
Потрясающее занятие!
Очень интересно, прекрасный материал, интересный, замечательный творческий подход! Примите голос!
Светлана Викторовна Лукьянченко # 18 октября 2015 в 20:08 +1
Нина Александровна, Вы молодец. Такой интересный урок. На нём дети сразу и математике учатся и истории и всё это проходит с применением игровых технологий. Удачи Вам и творческих успехов в работе.
Людмила Васильевна Биткова # 24 февраля 2020 в 20:57 0
Нина Александровна, Вы разработали интересный урок. Учителям Ваш опыт пригодится. Голос.