Проект ко Дню Победы - 9 мая «Герой моей семьи»
Автор: Новоселова Любовь Сергеевна, ученица 5 класса МБОУ СОШ№11 города Серова Свердловской области Проект о жизни семьи в годы Великой Отечественной войны.
Цель: обобщить и представить жизнь семьи в годы Великой Отечественной войны.
Введение.
Актуальность
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. Враг напал внезапно. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Враг был жестокий и сильный. Страна превратилась в единый боевой лагерь. Одни ушли на фронт, другие остались работать в тылу. Великая Отечественная война вошла в каждую семью и оставила свой след.
Проблема
Такова уж наша жизнь. Все мы не вечны. Но так грустно, когда из жизни уходят люди, которые были свидетелями событий, вошедших в мировую историю. Я говорю о ветеранах Великой отечественной войны. Этих замечательных людей становится все меньше и меньше с каждым годов. Вместе с ними уходят факты, касающиеся войны 1941-1945 годов.
Мы ни в коем случае не должны потерять свою историю.
Девиз:
"Горжусь своим героическим предком!"
Цель исследования:
сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
Заглянуть в историю своей семьи военного времени.
Собрать сведения и данные о моих родных - героях войны.
Получить представление о роли семьи в Великой Отечественной войне.
Гипотеза
Я считаю, что мы не должны забывать о подвиге наших предков в годы Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
сбор данных (опрос, работа со статьями), обработка информации (анализ, обобщение), создание банка данных о членах семьи – участников ВОВ.
Предполагаемый конечный результат:
Пополнение семейного архива материалами военных лет, их систематизация, создание на их основе видеоролика.
История
Вопреки ожиданиям, неожиданное нападение на Россию не дало результатов – русская армия оказалась оснащена гораздо лучше, чем предполагал Гитлер и оказывала существенное сопротивление. Компания, рассчитанная на несколько месяцев превратилась в затяжную войну, которая позже получила название Великая Отечественная война.
Великая Отечественная война длилась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
22 июня 1941 – план «Барбаросса» - нападение фашистов на СССР. С этого дня началась Великая Отечественная война. К октябрю фашисты были уже возле Москвы. В плен попало около 3,8 млн. бойцов Красной Армии. Ценой огромных потерь удалось победить врага под Москвой. В 1942 году фашисты захватили земли до самой Волги.
Сентябрь 1941 – март 1942 – битва за Москву. Наша победа.
Июль 1942 – февраль 1943 – победа в Сталинградской битве.
Лето 1943 – победа в битве на Курской дуге. Коренной перелом в войне. Фашисты потом больше никогда не наступали.
Август – сентябрь 1943 – победа в битве за Днепр
В 1943 году Красная армия переименована в Советскую, провели смену военной формы (петлицы на погоны), снабжали армию новыми видами оружия и техники. Военные заводы СССР работали в полную мощь.
1944 – 1945 – освобождение от фашизма территории СССР и стран Восточной Европы.
Апрель – май 1945 – битва за Берлин. Разгром фашизма в Европе. Великая победа!
Великая Отечественная война в моей семье.
Эта война коснулась всех семей, она принесла много горя и страданий. Очень много солдат не вернулось домой с полей сражений. Мужчинам было очень тяжело на фронте, а женщинам - в тылу.
Мои родные делали всё для того, чтобы вернуть мирное небо и прекратить ужасы войны. В моей семье 6 тружеников тыла, которые в те тяжёлые годы, работая в колхозе, на лесобазе и заводе, помогали фронту. 4 человека – Дети войны. Мой прадед – герой Великой Отечественной войны.
Мой прапрадед Сошников Фёдор Степанович, работал на лесобазе. Он всегда говорил о небывалом трудовом энтузиазме, безотказности, высокой ответственности людей за порученное дело. Рассказывал о постоянном чувстве голода, изнурительной тяжелой работе, недосыпании. Работал простым рабочим на выкатке леса и проявил себя как хороший работник. Так однажды, готовя вагоны с лесом для отправки на фронт, его завалило, он был на грани жизни и смерти, повреждены органы брюшной полости. Прабабушка выхаживала его, отдавая свою еду, работая за двоих, в итоге его оставили в тылу, хотя он как многие мужчины того времени рвался на передовую.
Моя прапрабабушка Сошникова Анфиса Васильевна работала в колхозе. Она часто вспоминала тяжелые годы во время войны, как она работала в колхозе, выполняла любую работу. Не в счет были ни голод, ни холод, ни жара. Еще вспоминала, что все время хотелось очень сильно кушать и спать. Поражали рассказы о том, как собирала в поле колоски, лепешки пекла, из травы суп варила, очистки картофельные были деликатесом. Также возила сено и силос на быках, лошадях, которые от изнеможения падали и умирали.
Вечерами вязала солдатам на фронт рукавички, носки. Вспоминала, как утром шла на работу, а сама спит на ходу. Но работала из последних сил - так нужно было для Родины, для Победы. А ещё детей поднимать надо было, так от болезней потеряла всех сыновей, остались дочери.
Младшая – Кузнецова (Сошникова) Анна Фёдоровна жива и рассказала о своей семье, имеет статус – «Дети войны». Её воспоминания о военных годах смазаны, говорит о том, что хотелось очень есть, часто оставалась одна, занималась домашней птицей: кормила, собирала яйца.
Её старшая сестра Пушкарь (Сошникова) Пелагея Фёдоровна – моя прабабушка была старше и работала в колхозе: ухаживала за коровами, готовила корм, доила; а в оставшееся время ухаживала за колхозными посадками, собирала урожай, училась и готовила посылки для фронта, так как была рукодельницей. К каждой сшитой и связанной вещи относилась с любовью, вкладывала записки с тёплыми, жизнеутверждающими словами, то есть кусочек сердца.
Это история военных лет родных моего дедушки – Пушкарь Василия Николаевича. Сам он родился через 10 лет после войны, но тоже герой, так как был мобилизован в Чернобыль и один из первых работал над ликвидацией аварии.
Родители моей бабушки: Кашин Алексей Ильич и Кашина ( Пухова) Ефросинья Павловна познакомились во время Великой Отечественной войны на металлургическом заводе, где они работали будучи подростками. Умерли они уже в 21 веке, прадеда я не помню, а с прабабушкой общалась, и она рассказывала о тяжёлых военных годах. Работали на этом заводе подростки и молодежь в возрасте от 15 до 18 лет, а также старики и женщины. Труд был тяжелый и изнурительный. Работать приходилось сутками, а иногда и по двое- трое суток с перерывом часов на пять. Тяжело приходилось... Особенно во второй половине месяца, когда нужно было заканчивать месячный план. Домой часто не уходили, а ложились спать здесь же около станка, чтобы сберечь силы и время для сна продлить. Иногда работники жили впроголодь, теряли сознание. Их отливали водой, отправляли спать на 2-3 часа, потом будили и полусонных вели к станку. Молодежь завидовала старикам, которые лучше держались на работе, были более стойкими к трудностям. Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.
Моя бабушка Новоселова (Попова) Галина Андреевна и её сестры Лидия и Валентина – Дети войны. Родившись в 1937, 1939 и 1941 году – они не помнят военных лет и оперируют лишь рассказами матери Зои, которой трудно пришлось во время войны. В те годы работающий получал 700 граммов, а ребёнок – 300 граммов хлеба, имея на руках трёх маленьких дочерей, работать, было сложно. Позднее, в 1942- она работала в «детском саду», ведь детям нужен был контроль и опека, а матери, чтобы поднять-накормить должны были трудиться, да и патриотизм был высоким, все стремились помочь фронту.
Я ничуть не умаляю подвиг своих родных, работающих в тылу. Они пережили очень сложный период, когда кругом голод, болезни, холод, переживания за судьбы близких на фронте и судьбу страны в целом.
Тем не менее, героем семьи считаю своего прадеда – фронтовика, который смотрел в глаза фашистам, был на передовой, не один год ходил под вражескими снарядами и погиб, очищая Европу от фашизма.
Мой прадед – герой.
Попов Андрей Петрович – мой прадед, дедушка моего папы Новоселова Сергея Витальевича, отец моей бабушки Новоселовой ( Поповой) Галины Андреевны.
Он родился 17 ноября 1912 года в деревне Староболточевского района Башкирии. Его деревенька домов в двадцать. Ее уже давно нет. Родители прадеда были из крестьянских семей. Его детство прошло в дружной крестьянской семье, где он научился работать и любить природу, родину. Как и все крестьянские дети, он многое умел: пахал землю, косил сено, мастерил из дерева, ухаживал за домашними животными, ходил в лес за грибами и ягодами, а на речку за рыбой. То есть в моём представлении, дед – мастер на все руки, с которым не страшно заблудиться в лесу или остаться на необитаемом острове.
В 1928 году он приезжает в наш город. Пробует свои силы, не боится работы. Сначала работает десятичником, а затем и мастером на сплаве леса.
Именно здесь он встречает свою половинку – Зою, молодая семья живёт в районе горпарка. У прадеда – три дочери ( 2 из которых живы и поделились со мной своими семейными историями).
Прадед в феврале 1941 года начинает работать начальником снабжения на городском хлебозаводе. Партиец, он вносит много идей на собраниях, с его мнением считаются. Его считают ценным работником, друзья уверены в нём, супруга любит и во всем соглашается с ним. Две дочери радуют отца, теплится надежда, что в семье появиться сын – продолжатель рода. Вот с чем подходит семья прадеда к трагическим для страны событиям.
Известие о войне было нежданным и всех застало врасплох. Хотя на собраниях обсуждалась такая возможность, всё же не верили, что фашисты решатся на столь опрометчивый шаг. Конечно, мой прадед спешил на фронт, защищать свою семью, свой город, свою страну. Призвали его 25 августа 1941 года, когда семья ждала третьего ребёнка – мою бабушку (11.12.1941).
Андрей Петрович так её и не увидел.
После мобилизации он был отправлен в Ивановское танковое училище, где полгода готовился к участию в танковых битвах. Невысокий рост способствовал выбору его военной специализации.
Сохранилась фотография его с другом из танкового училища.
После шести месяцев напряженной учебы (подъем в 6 часов утра, отбой в 11 вечера) получил удостоверение командира танка.
Из выпускников сформировали экипажи по пять человек. В их числе были командир танка, командир орудия, механик-водитель, радист-пулеметчик и заряжающий. «Причем последний из них был главной фигурой в этой пятерке. Еще бы! Заряди он вместо бронебойного снаряда осколочный — и поминай, как тебя звали!» - это я узнала из воспоминаний танкистов.
Он регулярно писал о том, что любит свою семью и обязательно вернётся со скорой победой. Письма в те годы были немногословны, но наполнены уверенностью в своих силах, патриотизмом. Прабабушке было достаточно знать, что супруг жив и здоров.
Три года мой прадед – старший лейтенант, командир танкового взвода был на войне.
Мальчишек, отучившихся по ускоренной программе, необкатанных и необстрелянных, отправляли на формирование и в бой, после чего 70% танков и личного состава выбывала (чаще всего невосполнимо). Почти все уцелевшие меняли танки не по одному, а по 3-4, 5 и более раз. Если танк подбили, то это ещё не значит, что всё, конец. Но нужно было быстрее выбраться из горящей машины, пока не рванул боекомплект или пока её, обездвиженную, не расстреляют в упор. Выбраться из танка - дело непростое, и у каждого члена экипажа свои шансы на выживание. Например, стрелок-радист или заряжающий имели больше шансов погибнуть в бою при попадании снаряда, нежели командир или механик-водитель. А выбрался - так это ещё половина дела. Нужно уцелеть дальше, в бою. Вышел из боя - не нарвись на контрразведку, которая могла придраться как обоснованно, так и совершенно нет. Командиры рот обязаны воевать до последнего танка. Так что мечты мальчишек о героических танковых маршах, красивых машинах во многом не оправдались - их ожидала тяжелая и кровавая работа, уносящая с бешеной скоростью их молодые жизни в смертельных мясорубках. Всё это происходило на глазах моего прадеда, который отвечал не только за машину, но и за свой экипаж. Он, 30-летний мужчина, опекал своих молодых бойцов, когда-то жалел и делился пайкой, когда-то приходилось встряхнуть и крикнуть, чтобы привести в себя, а может и жизнь спасти. Много смертей видел мой предок, но сам в госпиталь не обращался.
Он участвовал ни в одном сражении, среди известных – битва при Курской дуге. «Немцы потеряли в нем почти полмиллиона солдат и офицеров и около 1500 танков. Наши потери составили 800000 солдат и офицеров и 5000 танков» (Из книги Г.К. Жукова «Воспоминания»).
Потом была дорога на Польшу.
В составе Первого Белорусского фронта 6 гвардейского механизированного полка он участвовал в Висло-Одерской операции. Участвовал в прорыве стратегического фронта противника в полосе около 500 км, в стремительном преследовании врага. «Преследование не прекращалось ни днём, ни ночью» – вспоминают выжившие.
Погиб в схватке с выдвигающимися из глубины резервами противника около Кельце у села Любейздюв 14 января 1945 года на 1303 день войны.
Он шёл впереди, и ценой своей жизни не дал ни малейшей возможности остановить операцию и позволить врагу собраться с силами.
Был похоронен в западном лесу деревни Любейздюв, а затем в послевоенные годы перезахоронен на военном кладбище Кельце(Польша).
Ещё в 1985 году одна из дочерей, сестра моей бабушки смогла побывать на могиле отца и оставить горсть родной уральской земли.
Возможно, и я когда-нибудь там побываю, чтобы отдать дань памяти, любви своему предку.
Мой прадед – герой. Всех истинных героев объединяет и роднит одна всем им присущая черта – самоотверженность. Без самоотверженности нет ни подвига, ни героя.
Заключение.
Изучив воспоминания, бережно хранящиеся в моей семье, опросив родственников, я попыталась сама проследила его фронтовой путь. Для меня было важным проделать такую работу. Горжусь своим прадедом, расскажу о нем будущим своим детям. Я поняла, каким сильным и нравственным было поколение моего предка. Только таким людям под силу было одолеть самого агрессивного, самого страшного врага, имя которому – фашизм. Спасибо им за долгое терпенье, за боль, за страх, что они превозмогли. И пусть сердца грядущих поколений их подвиг не сотрут с лица земли!
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время. Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие, 3-6 классы. Письма в Великой Отечественной войне
Проект на День Победы для 5 класса
Беседа о Великой Отечественной войне для учащихся 5 класса
Выступление команды в военно-патриотическом конкурсе. Сценарий
Похожие статьи:
Классный час в 5 классе на тему: День Победы 9 мая