Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для воспитателей детского сада «Коррекционная работа по совершенствованию речевых и вокальных навыков»

Коррекционная работа по совершенствованию речевых и вокальных навыков детей дошкольного возраста в группе. Консультация для воспитателей
Автор: Марценковская Нина Ивановна, музыкальный руководитель МАДОУ «ЦРР - детский сад № 161» г. Перми
Цель данной консультации дать воспитателям представление о том, какие методы и приёмы они могут использовать в работе с детьми в группе по развитию речевых и певческих навыков детей, их музыкальных способностей, вокального и двигательного творчества, вырабатыванию правильного певческого дыхания с использованием широкого спектра попевок, чистоговорок, упражнений, игр с пением и движением.

Для музыкального и речевого развития детей очень важна совместная деятельность педагогов: музыкального руководителя, воспитателя и логопеда. Для успешной работы над пением, ясной и выразительной речью детей недостаточно только музыкальных и логопедических занятий с детьми. Чем чаще ребёнок слышит выразительную речь, песню, исполняемую со словами или без слов, с использованием различных видов аккомпанементов (шумовых, ударных, музыкальных инструментов, звучащих жестов), тем результативнее мы развиваем его речевые и певческие навыки, музыкальные способности, желание творчески проявить себя.
Помощь воспитателя, его активное участие в этом процессе неоценимо, так как именно он определяет и направляет всю работу с детьми в группе, имеет возможность постоянно наблюдать, оценивать и корректировать развитие детей, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Специалисты ДОО являются активными помощниками воспитателя, помогающими определить направление в его деятельности. Только в содружестве можно добиться высоких результатов в работе с детьми.

Все музыкальные работники знают насколько велико значение пения без инструментального сопровождения.

Это и воспитание внутреннего слуха, и работа над чистотой интонации. Существует ещё один важный аспект: если мы с детьми будем петь лишь на музыкальных занятиях и только с аккомпанементом, то выработаем у них условный рефлекс – петь только с аккомпанементом, т.е. только на музыкальных занятиях. А наша задача сделать так, чтобы песня вошла в жизнь ребёнка, чтобы ему захотелось самостоятельно петь, когда захочется: в игре, в раздевалке, на прогулке, дома. Для этого нужно петь с детьми постоянно не только под аккомпанемент, но и без него.

Необходимы и определённые условия, которые стимулировали бы желание ребёнка петь самостоятельно, для себя. Это, прежде всего, хорошие условия пребывания ребёнка в детском саду; он должен быть спокоен, чувствовать доброжелательное отношение взрослых и детей и с радостью заниматься тем, что ему нравится.
Например, ребёнок взял новую, красивую игрушку – мишку, прижал к себе и стал петь ему песенку. Если воспитатель сделает ему резкое замечание: «Положи нового мишку на место! Кто тебе разрешил? Возьми кубики!», то – конец песне. Внимательный воспитатель, зная характер ребёнка, его замкнутость или зажатость, например, не будет прерывать пение малыша даже взглядом, не станет мешать ему или отвлекать даже похвалой. А другому малышу, наоборот, необходимо, чтобы его похвалили: «Как Танечка хорошо поёт мишке песенку! Молодец, спой ещё, а я послушаю».

Музыкальные руководители учат детей петь, а насколько будет важна песня для ребёнка в дальнейшем, зависит во многом от воспитателей и родителей.

Пение необходимо ребёнку не только для развития его певческих навыков, оно помогает правильному формированию его речи, дыхания, умственных способностей.

Речь связана и с двигательным аппаратом ребёнка, его физическими данными.

К сожалению, в современном обществе появилось много детей с нарушениями речевого и двигательного аппаратов, патологиями в здоровье. Поэтому так важно проводить совместную коррекционную работу с детьми, чтобы помочь им справиться с этими недостатками, используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей речь, музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическую выразительность движений.

Эти умения надо развивать как можно раньше и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и в играх. Игра является естественной деятельностью, в процессе которой ребёнок познаёт жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях.

Это очень важный вывод, который надо принять к сведению и строить свою работу с детьми на принципе интереса и доступности, используя сочетание слов, музыки и движения, доступных возрастным и психологическим особенностям детей. Введение слова, особенно в стихотворных формах (речевых, коммуникативных играх), облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения.
Таким образом, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей. В решении этой задачи могут помочь различные виды чистоговорок, маленьких песенок на все виды звуков.

Распевки следует больше давать на гласные звуки, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть. Начинать эту деятельность нужно с упражнений на дыхание. Жизненная ёмкость лёгких детей тем меньше, чем меньше по возрасту ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому дети часто и поверхностно дышат. Вот почему в комплекс вокальных, речевых, физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Необходимо предлагать детям упражнения на разные виды дыхания (быстрое, лёгкое, с длинным выдохом, или коротким, резким, с задержкой дыхания и т. п.) в игровой форме (понюхать цветок, аромат духов, передать лёгкий ветерок или сильный ветер со звуком), используя атрибуты для дыхательных упражнений (тучки с капельками, снежинками, пёрышки, листочки, маленькие воздушные шарики и т.п.).

Подобные детские забавы, как надувание мыльных пузырей, подуть на одуванчик, подышать на окно, чтобы нарисовать узор, задувание свечки, передать, как жужжит пчела, гудит самолёт, стучат колеса поезда являются отличной тренировкой дыхания. Хорошо такие игры сочетать с артикуляционной гимнастикой, но нужно помнить об основных правилах, условиях проведения подобных занятий:
1. Они должны проходить в чистом и проветренном помещении (в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания). При сухой и тёплой погоде их можно перенести на улицу.
2. Температура воздуха в помещении не должна превышать 20 градусов.
3. Одежда детей должна быть лёгкой, удобной.
4. Нельзя дыхательной гимнастикой заниматься сразу после еды.
5. Ребёнок, с которым проводятся дыхательные упражнения, должен быть здоров.
6. Занятия дыхательной гимнастикой не должны превышать 5-10 минут в зависимости от возраста детей.

Как только почувствуете, что дети (ребёнок во время индивидуальных занятий) стали уставать, гимнастику необходимо тут же прекратить. Учащённое дыхание, бледность или покраснение кожи – это признаки переутомления.

В этом случае нужно выполнить упражнение на восстановление дыхания: сложив ладони «ковшиком», закрыть ими лицо и три раза подышать в них медленно и глубоко, не объясняя ребёнку суть упражнения – просто показать пример и превратить занятие в весёлую игру.

Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. Слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые положительно сказываются на разработке детской мимики.

Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребёнка, пробудить его мысль и фантазию, развивает умение создавать разноплановые образы посредством мимики, интонаций, жестов и движений.

Упражнения позволяют тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движений. А создание определённого образа развивает творческую фантазию ребёнка, его слуховое внимание.

Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям.

Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для воспитателей младших групп детского сада Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Как привлечь внимание детей
Проект для детского сада ко Дню Победы в Великой Отечественной Войне "Я помню! Я горжусь!" | Педагогический проект к 23 февраля для детей старшей группе детского сада
Опубликовано: 502 дня назад (5 мая 2020)
Просмотров: 252
+3
Голосов: 3
Ирина Петровна Набатова # 5 мая 2020 в 11:32 +2
Нина Ивановна, очень содержательная консультация. В ней подробно описано, как музыкальное развитие важно для развития речевых функций. Возьму себе на заметку.
Нина Ивановна Марценковская # 5 мая 2020 в 12:04 +1
Спасибо, Ирина Петровна, за ваш отклик! Желаю Вам успехов в вашей педагогической деятельности!
Наталья Николаевна Бывальцева # 5 мая 2020 в 11:41 +2
Отличное занятие, актуальное и методически хорошо написанное, спасибо. Уверена оно будет полезно педагогам!
Нина Ивановна Марценковская # 5 мая 2020 в 12:06 +1
Наталья Николаевна, спасибо Вам за отклик! Пусть удача всегда сопутствует в вашей деятельности педагога-психолога!
Ольга Васильевна Яковлева # 6 мая 2020 в 16:51 +2
Нина Ивановна, здравствуйте! Интересная, полезная, актуальная консультация! Большое спасибо за материал! Дальнейших творческих успехов! голос
Нина Ивановна Марценковская # 7 мая 2020 в 15:46 +1
Спасибо, Ольга Васильевна, за положительный отклик!
Желаю Вам успехов в вашей профессиональной деятельности и удачи во всех начинаниях!