Педагогический проект к 23 февраля для детей старшей группе детского сада
«День Защитников Отечества». Среднесрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста
Автор проекта: Марценковская Нина Ивановна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.
Место работы: МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №161» г.Перми Цели проекта. Создание условий для формирования у детей чувства уважения к защитникам Отечества, сплочения семьи, поднятия авторитета отца в глазах детей, нормализации и гармонизации детско-родительских отношений; укрепления эмоционального контакта между папами и детьми в совместной деятельности. Задачи проекта. Образовательные:
- дать детям доступное их пониманию представление о государственном празднике День защитника Отечества;
- продолжать расширять знания детей о Российской армии, различных родах войск; Развивающие:
- развивать чувство сопричастности к народным торжествам; формировать основы праздничной культуры в семьях воспитанников;
- актуализировать образ отца как защитника Отечества; Воспитательные:
- воспитывать детей в духе патриотизма и любви к Родине, армии, воинам – защитникам Отечества;
- расширять гендерные представления детей, формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины,
- воспитывать в мальчиках мужские качества, чувство ответственности за семью, за Родину;
- воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины;
- воспитывать у детей уважение и любовь к отцу – главному защитнику семьи и Отечества. Сроки проведения проекта: февраль месяц Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста и семьи воспитанников (папы, дедушки, старшие братья); воспитатели; музыкальный руководитель.
Проблема
В настоящее время среди молодежи остро стоит вопрос о службе в армии, поскольку в современном обществе востребовано возрождение чувства патриотизма, гражданственности, любви к Отечеству, стремление к его защите. Многие дети, к сожалению, воспитываются в неполных семьях. В шестидесяти процентах семей роль отца сводится к зарабатыванию денег. Многие мужчины, не имея возможности удовлетворять потребности семьи, бросают жён и своих детей.
В таких семьях у детей отсутствует понимание взаимоотношений мужчины и женщины, нет положительного примера отца. У юношей отсутствует желание служить в армии. Следовательно, не развито и чувство ответственности за близких, семью, Родину в целом. Это порождает снижение отцовского авторитета в современной семье.
Мы считаем, что именно отец и мать приобщают ребёнка к традициям и культуре своего народа, воспитанию гражданских чувств. Родители являются основным связующим звеном между ребенком и Отечеством. От их уроков во многом зависит то, какими станут дети в будущей жизни, какими будут их гендерные представления, сформируется ли у мальчиков желание вырасти сильными и смелыми, чтобы впоследствии стать защитниками Родины и своей семьи, будет ли развито у девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам.
Чтобы обеспечить более эффективное и продуктивное взаимодействие педагогов, детей и родителей в решении поднятой проблемы, расширении знаний детей об армии, о функции защитников, о роли мужчины в обществе, в семье, нами был разработан среднесрочный проект, ориентированный на один месяц (февраль), содержащий разные формы и виды деятельности:
• Экскурсия в музей военной техники под открытым небом.
• Творческая деятельность по созданию фотовыставки, выставки рисунков и работ детей на тему «Защитники Отечества».
• Проведение сюжетно-ролевых игр «Рота, подъём!», «Разведчики» и др.
• Интервьюирование детей в группе.
• Составление творческих рассказов папами о своём ребёнке.
• Чтение рассказов и стихов об армии, её защитниках.
• Разучивание стихов и песен о папе, о службе в армии.
• Организация праздника, посвящённого Дню защитника Отечества.
• Подготовка презентации-отчёта о проведённом мероприятии.
Ожидаемые результаты
Пробудить у детей интерес к трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. Привлечь родителей к проектной деятельности, к активной форме совместной деятельности с детьми, способствующей гармонизации детско-родительских отношений, возникновению ярких эмоций, развитию общения детей и взрослых.
Итоговые мероприятия:
- фотовыставка «Они защищали Родину» с фотографиями отцов, дедов и прадедов в военной форме;
- выставка детского творчества;
- совместный праздник с родителями;
- презентация проекта.
Предварительная работа:
• Примерные вопросы для интервьюирования детей:
1. Как зовут твоего папу? (полное имя и отчество)
2. Кем работает твой папа, чем он занят на работе?
3. Чем ты любишь заниматься в свободное время с папой?
4. В какие игры ты чаще всего играешь с папой?
5. Что твой папа умеет делать лучше всех?
6. Если бы ты был папой, чем помогал бы тогда маме?
• Материал в папку-передвижку для родителей: «Роль отца в семье и воспитании детей»
Важное воздействие на развитие ребенка оказывает отец.
Специалисты изучили роль отца в современной семье и выделили ряд основных позиций:
1. Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи.
2. Как муж, мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несет ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение супругов, творческое и разнообразное, способствует гармоничному развитию личности обоих супругов.
3. Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой и другими членами семьи выполняет объем домашней работы.
4. Как родитель он несет ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным.
Все отмеченные позиции взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на развитие ребенка как прямо, так и косвенно.
Вывод:
Отец в семье несет определенный образец поведения, является источником авторитета и уверенности, порядка и дисциплины.
Отец оказывает серьезное влияние на социальные и духовные потребности ребенка: потребность в защите и любви, в авторитете, в образце мужского поведения.
По мнению известного психолога Э. Фромма, отец представляет ребёнку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребенку на всех этапах развития нужен отец, однако особо остро он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после шести лет.
Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.
Ученые доказывают наличие у детей потребности в отце или человеке, его замещающем, в течение всей жизни.
Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, агрессивным в отношении взрослых и детей.
• Творческое задание для пап: «Составить рассказ о своем ребенке» Примерные вопросы для подготовки рассказа:
1. Растет ли ваш ребенок здоровым и счастливым?
2. Часто ли он смеется? Что его смешит?
3. Как часто он огорчается? Что расстраивает его больше всего?
4. Любит ли ваш ребенок интеллектуальный труд? Нравится ли ему отгадывать загадки, решать ребусы и головоломки?
5. Много ли вопросов задает ваш ребенок?
6. Как поступает ваш ребенок, если у него что-то не получается?
7. Что он умеет делать очень хорошо?
8. Бывают ли случаи, когда ваш ребенок говорит неправду? Как вы думаете, почему он так поступает?
9. Во что любит играть ваш ребенок?
10. Как вы думаете, ваш ребенок любит вас? Что дает вам основание так думать?
11. Чем вы любите заниматься вместе с вашим ребёнком? Есть ли у вас любимые совместные игры или занятия?
• Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества.
• Разучивание пословиц и поговорок о защитниках: «Жить – Родине служить»; «Русский боец – всем образец!»; «Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает» и других.
• Разучивание стихов и песен о Российской армии, её защитниках, о папе.
• Оформление книжного уголка литературой советских и русских авторов на тему: «Наша Армия».
• Оформление фотовыставки «Они защищали Родину».
• Посещение музея военной техники под открытым небом.
Перспективный план реализации проекта
Первая неделя февраля ООД «Познавательное развитие»: формирование целостной картины мира.
Тема: «День защитника Отечества».
• Продолжать расширять представления детей о Российской армии, родах войск, о доблести воинов - защитников Отечества.
• Воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, армию, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны.
ООД «Художественно-эстетическое развитие»: детская продуктивная деятельность - рисование на тему «Наша Армия родная».
• Формировать у детей самостоятельность в выборе сюжета, композиции рисунка, цветового решения.
• Побуждать их к поиску выразительных средств, для передачи образов защитников, мощи армии.
• Поддержать детскую творческую инициативу в создании художественного продукта.
ООД «Чтение художественной литературы»:Митяев «Почему наша армия родная?»
• Формировать у детей интерес к художественной литературе, в которой рассказывается об армии.
• Дать представление о том, почему российскую армию народ считает родной, об отношении к воинам, которые охраняют нашу Родину.
• Закреплять знания детей о родах войск, о воинских профессиях.
ООД «Музыкальное развитие». Тема: «Наша армия сильна, защищает мир она».
Репертуар:
восприятие музыки: «Военный марш» Г.Свиридова;
разучивание песен: «Бравые солдаты» А.Филиппенко;
«Будем в армии служить» Ю.Чичкова; «Любимый папа» Д.Тухманова;
игра на детских музыкальных инструментах: «Марш» А.Радецкого.
• Обогащать представления детей об армии, главной её функции защищать Родину через восприятие песен об армии, о защитниках, о мальчиках, мечтающих служить в армии.
• Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен.
• Закреплять умение инсценировать содержание песен, исполнять их с движениями, в ансамбле и сольно.
• Формировать уважение и любовь к отцу через эмоциональное исполнение песни о папе.
• Способствовать развитию навыков ритмичного движения под музыку марша; умение выполнять различные перестроения и упражнения в соответствии с ритмом и темпом музыки (как солдаты).
Вторая неделя февраля Творческое задание для пап: «Составить и оформить рассказ о своём ребёнке».
• Пробудить в родителях интерес к своим детям.
• Побудить пап задуматься об их взаимоотношениях в семье, с ребёнком.
• Привлечь их к творческой работе по созданию и оформлению рассказа.
ООД «Художественно-эстетическое развитие»: детская продуктивная деятельность - рисование на тему «Папин портрет».
• Обсудить с детьми идеи по созданию портрета папы.
• Учить рисовать мужской портрет, передавая особенности внешнего вида, характера, настроения папы.
• Вызвать интерес к поиску выразительных средств.
• Продолжать знакомить детей с жанром портрета.
Третья неделя февраля Интервьюирование детей в группе.
• Пробудить в детях интерес к деятельности папы на работе, к его занятиям, к образу отца.
• Проверить знания детей об отцах, их профессии, имени и отчества.
• Побудить мальчиков задуматься, о том, какими они видят себя в роли отца в семье.
ООД «Художественно-эстетическое развитие»: детская продуктивная деятельность – аппликация «Корабли на рейде».
• Совершенствовать навыки по созданию аппликации, сюжетному изображению морских кораблей на рейде.
• Развивать чувство композиции, умение красиво располагать фигуры на листе.
Посещение музея военной техники под открытым небом.
• Формировать представления детей о военной технике разных эпох и времён, производимой на предприятиях Пермского края, нашего города.
• Воспитывать интерес к истории своей страны и края.
Оформление фотовыставки на тему: «Они защищали Родину».
• Актуализировать образ отца как защитника Отечества.
• Формировать у детей интерес к совместной деятельности с родителями.
Выставка совместного детско-родительского творчества «Парад военной техники»
Выставка детского творчества на тему «День защитника Отечества»
Четвёртая неделя февраля
Совместный праздник с родителями, посвящённый «Дню защитников Отечества»
• Расширять представления детей о государственном празднике.
• Развивать чувство сопричастности к народному торжеству.
• Создать атмосферу веселья, доброжелательности, дружеского состязания, радостных эмоций и удовольствия от общения с папами.
Под звуки «Военного марша» Г. Свиридова в группу входят дети, выполняя перестроения в две колонны, затем в четыре колонны, встают в шахматном порядке. Ведущая: Здравствуйте, дорогие наши гости – папы и дедушки!
Мы рады видеть вас сегодня на празднике у нас!
С Днём защитников Отечества мы поздравляем вас!
Спешит весна, конец зиме,
И папы наши в сборе все.
Сегодня день особенный,
Он раз в году у пап,
Поэтому сегодня они у нас в гостях. 1 ребёнок: День нашей Армии сегодня,
Сильней её на свете нет!
Привет защитникам народа!
Всей нашей Армии…привет! (все дети хором) 2 ребёнок: Наша Армия родная
И отважна, и сильна,
Никому, не угрожая,
Защищает мир она! 3 ребёнок: Очень, очень я мечтаю
Поскорей солдатом стать,
Чтобы мамочку родную
И Россию защищать! 4 ребёнок: Нам лет ещё немного,
Но все мы молодцы!
И мы шагаем в ногу,
Как в армии бойцы!
Дети исполняют песню «Бравые солдаты» А. Филлипенко Ведущая: В нашей Армии российской есть много различных родов войск.
Попрошу вас отгадать:
Кто летит быстрее птицы,
Охраняя все границы?
Кто всегда готов к полёту? Дети(хором): Наши лётчики – пилоты! Ведущая: Ракетчики-герои покой наш берегут,
Так пусть же все ребята
Счастливыми растут! 5 ребёнок: Проходят танки быстро,
Им рада детвора!
Прославленным танкистам
Мы крикнем все…
Ура!!! (кричат хором и машут руками)
Ведущая: А какие ещё рода войск вы, ребята, знаете? Кто из военных есть в российской Армии? (дети перечисляют) Ведущая: Верно! Это пехотинцы, пограничники, моряки, десантники, артиллеристы, подводники. Есть инженерные войска. Кем же мечтают стать наши мальчишки? Пусть они об этом нам сами и споют.
В одну шеренгу становись!
Песню запевай!
Дети исполняют песню «Будем в армии служить», садятся на места.
Ведущая: Мечтают мальчишки скорей подрасти,
И взрослыми стать, и на службу пойти.
А папы, наверно, мечтают опять
Такими, как в детстве, мальчишками стать! Девочка: В душе каждый папа – ну, просто мальчишка!
Бывает, ведёт себя как шалунишка.
Поэтому, следует им разрешать,
Пусть редко, но всё же, мальчишками стать! Ведущая: Ну что ж, такую возможность мы им сейчас предоставим,
Пусть, хотя б на полчаса мальчишками все станут
И вместе с сыновьями, дочками немного поиграют.
Ну как, папы, вы готовы? Тогда слушайте первое задание:
Чтобы в армии служить,
Нужно ловким, смелым быть!
Игра «Попляши и покружись, самым стойким окажись!» Цель: развитие детско-родительских взаимоотношений. Задачи: Развитие двигательной активности, гибкости, выносливости, координации движений.
Все папы встают в пары со своими детьми. Пока звучит весёлая музыка, они кружатся, держась за две руки. По команде: «На одной ноге замри!» пары (папа с ребёнком) замирают, стоя на 1 ноге, и держа друг друга за руки. Команды каждый раз могут меняться: «Пистолетиком замри!» или «Друг друга за ногу держи!» «Все присели и замри!» и т.п. Папы и дети должны помочь друг другу удержать равновесие и не упасть.
Ведущая: Новое для вас предстоит испытание: «Чья пара защитников быстрей соберётся по тревоге»? Для этого надо сложить в рюкзак всё, что вам пригодится в пути.
Игра «Соберись по тревоге» Цель: развитие физических качеств: быстроты, ловкости детей. Задачи:
- Развивать внимание, сообразительность, память детей.
- Способствовать развитию детско-родительских отношений.
Эту игру можно провести в форме эстафеты, в которой сначала бегут дети, собирая отцу в рюкзак по одному предмету: пакет сухарей, сушек, кружку, ложку, бутылку или фляжку с водой, бинокль, бинт, компас и т.п. А затем роли меняются, и уже соревнуются папы, выполняя то же задание, что и дети, на скорость (под музыку).
Ведущая: Отправившись в путь по боевой тревоге, наши защитники оказались ночью на заминированном поле: обратный путь отрезан, идти надо только вперёд.
Задание для сапёров: «Разминировать поле с закрытыми глазами». Причём, каждый из сапёров разминирует и собирает в ёмкость свой тип мин (показывает одному из детей мячик, а другому – кубик).
Игра «Сапёры» Цель: развитие сообразительности, ловкости; умения ориентироваться в пространстве.
Эта игра проводится на полу, где вперемежку рассыпаны мячики и кубики. Двум участникам выдаются ёмкости, объясняется задание, кто и что должен «обезвредить» и собрать с закрытыми глазами.
Это же состязание можно провести и между двумя папами, чтобы проверить, не потеряли ли они свою ловкость.
Ведущая: Наши храбрые сапёры обезвредили заминированный участок пути, и вот разведчики отправились разведать обстановку в стане врага.
А у нас начинается новая игра. Задача её такова: разведчикам, пройдя все препятствия, необходимо доставить своё донесение в штаб и при этом постараться перехватить чужое донесение.
Игра «Доставь донесение в штаб» Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.
Игра проводится до тех пор, пока звучит музыка. Все участники игры в это время свободно передвигаются по залу, держа в одной руке предмет (пакет), а другой рукой пытаются забрать предмет у другого игрока, но так, чтобы свой не потерять. Как только удастся захватить и сохранить оба предмета, сразу бежать к столу.
Ведущая: С боевыми задачами все справились отлично, подошло время отдыха, прозвучал сигнал «Отбой!» Но утром вновь звучит команда «Подъём!» и наши доблестные защитники готовы отправиться в поход.
Сейчас нам предстоит выяснить, насколько быстро вы умеете выполнять эти две простые команды.
Итак, по команде «Отбой!» игрокам предстоит расстелить на земле коврик, снять куртку, шапку, обувь и лечь.
А по команде «Подъём!» предстоит действовать в обратном порядке: надеть на себя обувь, шапку, куртку, свернуть коврик и стать по стойке «Смирно!» Кто быстрей!
Игра «Отбой-подъём» Цель: развитие внимания, памяти; воспитание аккуратности и ловкости.
Игра проводится с количеством участников не более 4-6 (по 2 или 3 участника одновременно).
Ведущая: Наши славные защитники охраняют наш покой,
Чтобы мирным было небо над любимою страной!
Нет ничего важнее слова «Мир»!
Это значит: мама, солнце, небо – нет войны!
Последнее задание для наших игроков:
Добежать, перевернуть в обруче 1 карточку,
Пока не удастся составить заданное слово «МИР».
Финальная эстафета
Игра проводится в форме эстафеты для всех участников.
В обручах лежат карточки с буквами перевёрнутые рубашкой вверх. Каждый участник подбегает к обручу, переворачивает 1 карточку и бежит к следующему участнику, передаёт ему эстафету. Так продолжается до тех пор, пока не составится из карточек слово МИР.
Победит тот, кто быстрее откроет это слово.
Ведущая: Русские люди всегда уважали солдат – защитников России и свою родную Армию. Они сложили о них пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним некоторые из них:
Ведущая начинает произносить первую часть пословицы, а дети её завершают, произнося хором вторую часть.
• Жить – Родине служить!
• Русский боец – всем образец!
• Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает! Ведущая: Великий русский полководец Суворов любил повторять своим бойцам:
• Тяжело в учении – легко в бою!
И кем бы вы, ребята, в жизни не стали, помните о мудрости народной, сложенной в веках. А ваши папы сегодня ещё раз доказали, что они достойны звания защитника своих детей, своей семьи, нашей земли!
Когда-то в армии служить
И вам придёт пора.
Другою будет ваша жизнь,
Закончится игра.
Кто будет танком управлять,
Кто по небу летать,
Глубины моря изучать,
Границу охранять…
А сегодня пап поздравим
Им сюрприз мы свой подарим.
Ребёнок: Папы мы вас очень любим!
И желаем вам сейчас
Дружно хлопать, улыбаться,
Эта песенка – про вас!
Дети исполняют песню «Любимый папа» муз. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина.
По окончании песни, они дарят своим папам и дедушкам подарки. Затем папы берут ответное слово и благодарят всех участников праздника.
Начинается праздничное чаепитие, организованное мамами в группе.
Результаты реализации проекта
- Дети получили знания о Российской армии, о почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность, о разных родах войск в соответствии с возрастом.
- У детей сформировался положительный образ защитника Отечества.
- Воспитанники получили элементарные знания об Армии, военной технике.
- Игровая деятельность обогатилась новыми сюжетами: «Лётчики», «Моряки», «Танкисты».
- Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Используемая литература:
1. «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва – «Мозаика-Синтез», 2010 г.
2. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет. Москва – «Мозаика-Синтез», 2008 г.
3. «Педагогика детства: из прошлого в будущее. Инновации в дошкольном воспитании». Санкт-Петербург, 2011 г. Статья «Проектная деятельность в образовательной практике современного детского сада» В.И.Ребровой.
4. В.Я.Лысова, Т.С.Яковлева, М.Б.Зацепина, О.И.Воробьёва «Спортивные праздники и развлечения». Сценарии. Старший дошкольный возраст. Москва – «Аркти», 2001 г.
5. О.Н.Козак «Зимние игры для больших и маленьких». Санкт-Петербург – «Союз», 1999 г.
6. День защитника Отечества // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 119.
7. «Ладушки. Праздник каждый день» Программа Новоскольцевой и Каплуновой
Приложения к Педагогическому проекту «День Защитников Отечества» в старшей группе детского сада
Спасибо за актуальный полноценный, решающий разнообразные задачи проект, посвящённый Дню защитника Отечества. Обязательно воспользуюсь играми, идеями, предложенными вами в проекте, в работе с нашими детьми!
Спасибо, Татьяна Николаевна, за Ваш отклик!
Я буду рада, если Вам пригодится что-то из материалов, включенных в проект, для работы с детьми.
С уважением, Нина Ивановна.