Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие эмоциональной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Развитие эмоциональной выразительности старших дошкольников с нарушением зрения через театральную деятельность.
Автор: Косарева Нина Николаевна, воспитатель МКДОУ д/с «Родничок» г. Слободской
Описание: Данная статья предназначена для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования и родителей. Развитие эмоциональной выразительности как никогда отвечает требованиям современного общества и задачам ФГОС. Ведь только эмоционально выразительному человеку будет легко в непростом современном мире. А детям с нарушением зрения все это сложно и помочь в преодолении этих сложностей сможет театральная деятельность.

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок…»
В.Сухомлинский

Для ребенка с нарушенным зрением существуют проблемы в выражении эмоций, поскольку их мир чувств беден в своих проявлениях, по сравнению с другими детьми. Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у этих детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности и т. д. и поэтому требует социальной коррекции. В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Театральное искусство это своеобразный инструмент психической и речевой коррекции обеспечивающий гармоничное развитие личности ребенка. С помощью театрализованной деятельности, сказочных историй, специальных этюдов, упражнений игр и т.д. воспитанник усваивает новые образцы творческого поведения, язык поз и жестов, и перенесению их в естественные жизненные ситуации. Ведь отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
Зрительный дефект значительно обедняет способность детей к подражанию, образному взаимодействию, поэтому перед взрослым стоит серьезная, актуальная задача довести до ребенка необходимые чувства и эмоции, нравственные и этические понятия на должном дошкольном уровне.
Эмоциональная выразительность включает в себя:
1. Взгляд.
2. Оптико-кинетическая подсистема: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица),
3. Пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая, или околоречевая, подсистема (вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр).
5. Экстралингвистическая, или внеречевая, подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д.
Психология и педагогика стали уделять большое внимание эмоциям. «Лицо – это центр передачи и приема социальных сигналов, которые являются решающими для развития индивида» (К. Изард) Лицо и его выразительные особенности, в сравнении с другими реальными стимуляторами, например, игрушками, привлекает и удерживает внимание ребенка, и даже способствует более уверенной двигательной координации ребенка, снижению сердечного ритма, общему успокоению.
Вудвортс и Шлосберг (1995) отметили, что классификация мимических выражений эмоций, как правило, осуществляется в соответствии с шестью основными категориями: радость (любовь), удивление, страх (страдание), гнев (решимость), отвращение, презрение. При этом существуют трудности опознавания сходных по качеству и интенсивности эмоций. Это осложняет процесс восприятия и опознавания эмоционального состояния партнера по общению ребенком с нарушением зрения. Дошкольник с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении со взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера. Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональной адаптации.
Поэтому важно формировать эмоциональную выразительность у старших дошкольников с нарушением зрения на основе развития невербальных и вербальных средств общения как одно из условий дальнейшего его развития. Привлечь к участию по возможности всех детей, особенно замкнутых.
Задачи: Образовательные: Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.). Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки. Воспитательные: Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки). Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.). Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка. Коррекционные: Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики. Развитие интонационной стороны речи. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.
Методики для определения уровня эмоционального развития старшего дошкольного возраста.
1. «Выбери нужное лицо» (авторы Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен).
2. «Какой я?» (определение самооценки дошкольника, выделение ведущих качеств, на основе которых строится общение).
3. «Определение понятий» (оценка уровня представлений о предметах, явлениях внешнего мира).
4. «Придумай рассказ» (определение особенностей монологической речи и личностной оценки сюжетной основы повествования).
Цели:
- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- создание атмосферы творчества;
Этапы достижения цели:
I этап- развитие у детей умений и навыков выступать для себя;
II этап -развитие умений и навыков выступать для других;
III этап - показ сказок, инсценировок.
Основными требованиями в работе с детьми являются: разнообразие тематики; активность детей; планирование театрализованных игр; сотрудничество детей друг с другом; последовательность и усложнение содержания и сюжетов; импровизации детей;
Предметно-развивающая среда включает в себя разнообразные игровые атрибуты для театрализации: перчаточный. пальчиковые театры; театр игрушек; различные виды настольного театра; фланелеграф; кукольный театр, игрушки для настольного театра; плоскостные предметы-заместители, театральные куклы, театрализованные костюмы, шапочки-маски, ширма, декорации, элементы костюмов, подборка художественных и музыкальных произведений и т.д.
Формы работы с детьми.
1. Этюды пластические и мимические: « Я ем» (лимон, арбуз..- показать мимикой свои вкусовые ощущения), «Мое настроение», «Волшебное зеркало» и многие другие
2. Гимнастика для развития мышц мимической мускулатуры, релакционные упражнения для снятия напряжения и дыхательную гимнастику.
3. Комплекс специальных приемов по отработке интонации на материале междометий: выражающих радостные чувства и положительную оценку фактов действительности (Ай-ай-ай! О! Браво! Вот это да!); выражающих удивление (Ой! Ух, ты! Ах!); страх (Ой-ой! Ух! Ужас!).
4. Игры-имитации на мышечное расслабление, психогимнастические упражнения «Маски», «Разговор без слов», «Немое кино», «Надувной буратино», «Походка».
5. Дидактические игры. «Где мы были мы не скажем», «Рассмеши царевну Несмеяну», «Веселые стихи» и др..
6. Игра-драматизация с использованием разных видов кукольного театра.
7. Взаимосвязь с выпускниками детского сада – учащимися МКОУ СОШ №5.
8. Показ сказок младшими дошкольниками нашего детского сада.
9. Участие в конкурсах и фестивалях различных видов деятельности дошкольников.
10. Работа с родителями, самыми главными помощниками. Кто костюм сошьет, кто на выступление привезет, кто волнуется за нас это наши любимые родители.
В процессе работы над эмоциональной выразительностью персонажей, дети с нарушением зрения научились передавать эмоциональное состояние человека в мимике, в выразительных движениях и в речи. Стали более раскрепощенными, общительными, перестали стеснятся быть эмоциональными, активными. Театрализованная деятельность позволила решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также явилась неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Произведения искусства заставили волноваться, сопереживать персонажам и событиям. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» (Б.М. Теплов). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.
Итак, театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка с нарушением зрения, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Особенно в формировании в них такого личностного стержня, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешными в сложном современном мире.
Литература:
Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 137 с.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 205 с.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.4
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Теневой театр своими руками Фотоотчет со сказки "Аленький цветочек" Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе Тест для дошкольников 4 лет

Похожие статьи:

Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников

Нетрадиционное рисование в детском саду. Младшая группа. Мастер-класс с пошаговыми фото | Нетрадиционное рисование в младшей группе на тему: Природа. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3081 день назад (15 июня 2016)
Просмотров: 3725
+2
Голосов: 2
Любовь Владимировна Лычангина # 16 июня 2016 в 07:56 +3
Нина Николаевна, добрый день.
Мне понравилось, что свою статью "Развитие эмоциональной выразительности старших дошкольников с нарушением зрения через театральную деятельность" Вы предворили цитатой В.Сухомлинского.
Эти слова мне очень близки и по духу, и по роду деятельности.
Вы подробно описываете составляющие эмоциональной выразительности у детей обычных, и подсказываете, как эту эмоциональность можно развивать у детей особенных при помощи терапевтического воздействия театрализованной деятельности.
Положительно хочу отметить приведённые Вами разнообразные формы работы с детьми и методики для определения уровня эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста.
С такими детьми работать трудно, нужен опыт и узкая специализация. Разработка безусловно достойна внимания.
При оформлении на будущее рекомендации: в начале публикации размещается описание, затем указывается автор, цель, задачи. Именно в таком порядке.
Примите голос за педагогически ценный материал.
Желаю Вам удачи!!!
Нина Николаевна # 17 июня 2016 в 19:50 +1
Спасибо вам Любовь Владимировна, за добрый отзыв и пожелания. Вот уже больше 10 лет мои воспитанники успешно выступают в различных конкурсах. И все это лишь, для того, чтобы они уверенно чувствовали себя среди своих сверстников в школе и в жизни. И вам желаю удачи.
Нина Николаевна # 19 июня 2016 в 21:19 +1

Сцена из спектакля "У Слоненка день рождения" авт. Д Самойлов

Сцена из спектакля "Кто сказал мяу" авт. В. Сутеев
Наталья Косарева # 14 июля 2016 в 17:52 0
Здравствуйте, Нина Николаевна! Как хорошо, что вы уделяете в своей работе время театральной деятельности. Современные дети все свободное время находятся у экранов телевизора или компьютера, а современным родителям некогда почитать книжку ребенку или просто поговорить по душам, так как они загружены работой и заботами. Вы учите детей не только театральным этюдам, но и даете возможность им выступать со спектаклями, не только перед своими сверстниками, но и на большой сцене. Участвуя в конкурсах и фестивалях дети с нарушением зрения приобретают огромный опыт выступления, умения держаться на сцене, а самое главное не стесняться своих очков. Спасибо вам. Голосую.
Наталья Косарева # 14 июля 2016 в 17:54 0
И еще, скажите детям:
Быть умным - модно
Быть в очках - стильно,
Быть уникальным - круто.
Привет вашим детям.