Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тактильная тетрадь по экологии для детей 4-5 лет с нарушением зрения

Тактильная тетрадь по экологии для детей 4-5 лет с нарушением зрения.

Автор: Косарева Нина Николаевна, воспитатель специальной группы с нарушением зрения.
Место работы: МКДОУ д/с «Родничок» г. Слободской.

Назначение. Перед вами тактильная тетрадь по экологии для детей 4-5 лет с нарушением зрения, которая в доступной, занимательной форме поможет ребенку пополнить знания в области экологического образования. Занимаясь по тетради, ребёнок познакомиться с основными обитателями различных экосистем, названиями животных, птиц, растений, деревьев. Он узнает о том, что нужно для их роста, развития, сохранения и преумножения. Разовьёт мелкую моторику, т.к. все эти занимательные задания предусматривают различную работу (например, раскрашивание цветными карандашами и восковыми мелками, обведение по предложенному контуру, аппликация и рисование акварельными красками) и позволят детям легко усвоить учебный материал. Также, дети научатся классифицировать объекты природы, в зависимости от времени года, называть обобщающими словами их группы, разовьют внимание, мышление, память, связную речь, обогатиться их словарный запас. С помощью тактильной тетради ребенок с ОВЗ сможет заниматься на занятии более уверенно и самостоятельно, наравне с другими детьми. Заниматься по тетради можно как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Цель: Познакомить ребенка с ОВЗ с наукой - экология.
Задачи:
• Формировать элементарные экологические представления: т. е. правильное отношение ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
• Учить обводить фигуру по контуру и ее закрашивать.
• Учить рисовать акварельными красками и восковыми мелками.
• Учить аккуратно, пользоваться клеем.
• Учить классифицировать объекты природы, в зависимости от времени года, называть обобщающими словами их группы.
• Развивать связную речь, тактильные анализаторы.
• Пополнять словарный запас.
• Развивать когнитивные процессы мышления, внимания, памяти.
• Воспитывать уверенность в своих силах.
• Воспитывать бережное отношение к природе и желание сохранить и приумножить ее богатства.
Краткая познавательная информация.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Эти знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. Цитата из книги С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст]/ С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 152 с

Это важно! Для обследования и знакомства с новыми объектами предлагаются ребенку с ОВЗ не иллюстрации, а близкие к реальности муляжи животных, птиц, рыб, насекомых, грибов, объектов живой и неживой природы. Как можно больше знакомить его с реальными объектами живой и неживой природы. В некоторых городах нашей страны открыты тактильные зоопарки, где создана возможность для ребенка не просто погладить, а полностью обследовать животное.
Подробно узнать о том как изготовить эту тетрадь можно в моем мастер - классе с пошаговыми фото «Экология малышам -тактильная тетрадь для детей 4-5 лет с нарушением зрения». /blogs/nina-nikolaevna-kosareva/master-klas-s-poshagovymi-foto-yekologija-malysham-taktilnaja-tetrad-dlja-detei-4-5-let-s-narusheniem-zrenija.html

В тактильной тетради ребенку предложены, для изучения, следующие темы.

1. Осень. Цель: Познакомить детей с признаками осени.
Задачи: Учить чувствовать контур рисунка, пытаться определить, что нарисовано.
Рассказ воспитателя об осени.
Беседа по содержанию рассказа.

Как ты думаешь, почему деревья сбрасывают листву? А что будет, если этого не произойдет? Много рябины к морозной зиме. Почему?


2. Овощи. Цель: Научить различать овощи по форме.
Задачи: Учить аккуратно, закрашивать, не выходя за контур. Развивать речь, сенсорные способности. Формировать умение объединять по сходному признаку. Чтение художественных произведений об овощах, об их пользе.
Чтение: Дж. Родари: « Однажды хозяйка с базара пришла»
Беседа: Какие овощи растут на вашем огороде? Твой любимый овощ? Какой салат ты любишь? Как можно различать овощи? (по цвету, по форме, по гладкости, по наличию листьев…) Где и какие овощи растут? (В земле или над землей). Какие условия нужны для выращивания овощей? Какая польза от овощей? Что такое витамины и зачем они нужны ?

3. Фрукты. Цель: Учить определять и называть фрукты по контуру.
Задачи: Уточнить представления детей о фруктах, названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости)
Беседа с дегустацией фруктов. Рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу. Узнать какие фрукты ты знает ребенок. Какой твой самый любимый фрукт?
Дид.игра: «Определи на вкус» Какие фрукты растут в вашем саду? Как по форме и размеру можно узнать фрукты?

4. Грибы. Цель: Познакомить детей с съедобными и несъедобными грибами.
Задачи: Развивать мелкую моторику рук.
Беседа. Какие грибы мама не возьмет для грибовницы? Обследование муляжей грибов.
Дид.игра: «Чем похожи грибы, чем отличаются?»


5. Зима. Цель: Познакомить детей с признаками зимы и со строением снежинки.
Беседа. Как человек готовиться к зиме? Зачем природе нужен зимой снег? Много снега - много хлеба. Почему?

6. Зимняя красавица.Задачи: Учить детей точно и аккуратно наклеивать «снежные» комочки на елочку.
Аппликация «Елочка».
Возьмите белую салфетку, порвите ее на маленькие кусочки, из них скатайте комочки и наклейте их на елочку.

7. Животные севера. Цель: Познакомить детей с разнообразной флорой и фауной крайнего севера.
Беседа. Что такое северное сияние.
Рисование: «Северное сияние» цветными мелками.


8. Весна. Цель: Уточнить с детьми признаки весны. Познакомить с понятием ледоход. В каких местах растет мать-и- мачеха? Почему она так называется? Рассказать об опасности для человека сосулек, льда, луж и ледохода.


9. Птицы. Цель: Предложить ребенку узнать птицу по силуэту.
Назовите сколько крыльев у птиц и как они летают? Что нужно для роста и развития птиц? Предложить обследовать фигурки игрушечных птиц.


10. Цветы.Цель: Познакомить детей со строением цветка. Показать, что красоту цветов дополняет листва.
Беседа. Расскажи, какие условия необходимы для роста и развития цветка. Кому еще нужна вода? Как человек бережет воду? Зачем строят очистительные сооружения?


11. Насекомые. Цель: Учить обследовать и выделять основные части насекомого.
Беседа. С помощью чего летают насекомые? Чем отличаются насекомые?

12. Цветы.Цель: Познакомить с детей с разнообразными растениями нашей земли. Побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок.
Беседа. Какие еще цветы ты знаешь? Назови. Чем отличаются цветы друг от друга. ( по месту обитания – полевые, луговые, садовые, комнатные, по способу выращивания, многолетние или однолетние, лекарственные или ядовитые, по цвету, по фактуре)…


13. Вода. Цель: Познакомить с обитателями рек, озер, морей.
Задачи: Формировать у детей представления о том, при каких условиях живут рыбки. Уточнить представления детей о приспособительных особенностях передвижения рыб в воде.
Беседа. Кто живет в воде? Чем питаются рыбы? Какая по чистоте должна быть вода в водоеме? Смогут ли в загрязненной воде рыбки жить?
Рассказать, что рыбки плавают легко, быстро, в разных направлениях, у них всегда спина сверху, брюшко снизу, так плавать им помогают вытянутое и скользкое тело, заостренная голова, плавники; рыбки легко поворачиваются в разные стороны – им помогает хвост.


14. Деревья.Цель: Учить различать и называть деревья по листочкам.
Задачи: Познакомить детей со значением слова - лес.
Беседа. Назови, от каких деревьев эти листочки? Чем отличаются и чем похожи листочки у деревьев? Рассказать, что в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами.


15. Воздух. Задачи: Учить рисовать акварельными красками. Воспитывать желание сохранить и приумножить красоту окружающей среды.
Беседа. Как сохранить красоту окружающей среды?
Каким воздухом легче дышать летом: на городской улице или в парке и почему?
Выдвинутую гипотезу, можно проверить во время экскурсии.


16. Дикие животные Цель: Учить обследовать игрушечные фигурки животных.
Задачи:Учить детей различать животных по особенностям внешнего вида Расширять представления детей о лесе. Ознакомление детей с животными с их внешним видом, повадками
Чтение сказок, рассказов о животных. Почему этих животных называют дикими? Как люди заботятся о животных? Рассказать, что в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь), все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу и кров. Чтение произведений К. Ушинского и Е. Чарушина о животных.


17. Домашние животные Задачи: Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, уточнять представления о взрослых животных и детенышах. Воспитывать заботливое отношение к животному.
Беседа. Расскажи, чем животных кормят, как человек ухаживает за домашними животными, что от них получает? Какое домашнее животное живет в вашем доме.
Предложить отгадать загадки о домашних животных.
Рассказать о собаках – поводырях, собаках – спасателях, собаках – санитарах и служебных собаках. Привести примеры дружбы животного и человека. Об их верности и преданности.

Список литературы
1. Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.
2. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет / С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 152 с
Благодарю за внимание. Творческих вам успехов!

Рекомендуем посмотреть:

Тактильная тетрадь по математике для детей 4-5 лет своими руками Тактильная тетрадь по Экологии для детей средней группы с нарушением зрения своими руками пошагово с
Участник №93 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Тактильная тетрадь по Экологии для детей средней группы с нарушением зрения своими руками пошагово с фото | Педагогический проект в средней группе с презентацией на тему: «Мой родной город - Слободской»
Опубликовано: 2782 дня назад (10 апреля 2017)
Просмотров: 2054
+3
Голосов: 3
Светлана Николаевна Жукова # 7 мая 2017 в 22:40 +1
Здравствуйте! Какая занятная разработка, я и сама бы с удовольствием посидела с такой тетрадкой, не говоря о детях. Для любого ребёнка такая тетрадь будет кладезем развития.И сенсорика, и познания в области природы, и беседы на разные темы по ней провести можно. Поздравляю очень удачная разработка!
Лилия Сергеевна Казакова # 20 июля 2017 в 00:57 0
Здравствуйте, Нина Николаевна! Всегда приятно встретить человека, который творчески и заинтересованно относится к своей работе! Чтобы изготовить такую тетрадь, требуется много времени, сил, а главное желания, чтобы помочь ребёнку с нарушением зрения наиболее полно воспринять окружающий мир. Возникают некоторые вопросы относительно применения этой тетради. Обычно такое пособие изготавливается с целью многоразового применения (поскольку на его изготовление уходит очень много времени), то есть пособие обычно предусматривает только ознакомление с объектами путём тактильного восприятия. Здесь же предусматривается работа в этой тетради: закрашивание, наклеивание. То есть тетрадь предназначена для одного ребёнка и после её использования нужно готовить другую (ну или хотя бы те листы, которые предназначались для конкретной индивидуальной работы) ?! И для занятия с подгруппой детей нужно несколько таких тетрадей?! Если это так и Вы всё это осуществляете, то Вы просто героический, в смысле работы, человек! В целом, пособие очень нужное и очень полезное для детей с тяжёлыми нарушениями зрения! Есть, что взять тифлопедагогу для работы! Голос!