Тактильная тетрадь по математике для детей 4-5 лет своими руками
Мастер - класс с пошаговыми фото «Тактильная тетрадь по математике для детей средней группы».
Автор: Косарева Нина Николаевна, воспитатель специальной группы с нарушением зрения.
Место работы: МКДОУ д/с «Родничок» г. Слободской. Назначение. Данный мастер-класс будет, несомненно, интересен и полезен для воспитателей детских садов и родителей. Предназначен для детей 4-5 лет. Эта тактильная тетрадь поможет ребенку с ОВЗ заниматься на занятии более уверенно и самостоятельно, наравне со своими сверстниками. Цель: Помочь ребенку с нарушением зрения в обследовании и восприятии окружающего мира, дать возможность заниматься наравне с другими детьми. Задачи:
Формировать элементарные математические представления.
Развивать тактильные анализаторы.
Учить обводить фигуру по контуру и ее закрашивать.
Развивать когнитивные процессы мышления.
Воспитывать уверенность в своих силах. Материалы. Альбом для рисования, тетрадь по математике, цветной картон, клей ПВА, песок, фломастеры, клеевой пистолет, дырокол, двухсторонний скотч, ножницы. Краткая познавательная информация.
Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный». Тактильная тетрадь — это тетрадь с объемными контурами, которые выполнены из различных материалов: силуэты из цветного картона, наклеенные на клей или двухсторонний скотч; линии выполненные клеем ПВА и посыпанные песком; контуры изображений, выполненные с помощью фломастеров и клеевого пистолета.
Обследуя задания на страницах тактильной тетради пальчиками, ребенок знакомится с контурами простейших предметов из его окружения. С помощью тактильной тетради ребенок впервые получает возможность выполнять задания по математике наравне со всеми детьми. Также, развитие тактильных ощущений способствует в дальнейшем обучению его чтению по Брайлю и к осязанию выпуклых рисунков, карт, учебников, выполненных в формате тифлографики. Как отмечал, доктор педагогических наук В. П. Ермаков, широкое использование тактильной тетради в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт». Практическая работа.
Сначала предлагаю приготовить саму тетрадь. Возьмите альбом для рисования. Сложите листочки и проклейте их для получения твердой страницы, которую ребенок легко сможет ощутить и самостоятельно переворачивать.
Для большей самостоятельности и ориентировании, ребенка в тетради, внизу страницы приклеиваем кружочки, нарезанными, с помощью дырокола, последовательно, от одного до десяти.
Начинаем заполнять страницы силуэтами предметов, ориентируясь на тетрадь по математике, по которой занимаются остальные дети группы. Первый вариант контура выполнен с помощью цветного картона.
Начинаем вырезать и приклеивать силуэты геометрических фигур из цветного картона.
Для проверки своего действия сразу предложила ребенку обследовать страницу и определить, что на ней приклеено? Ребенок узнал и назвал геометрические фигуры, попытался обвести их и закрасить, и остался, очень доволен, тем, что выполнял задание самостоятельно. Второй вариант. Для разнообразия и большей выпуклости и объема можно использовать клей ПВА и песок. Для этого на нарисованный простым карандашом контур наносим клей ПВА и сразу сверху засыпаем песком и оставляем до полного высыхания. Затем просто стряхните песок, и контур готов.
Третий вариант с помощью клеевого пистолета. Контур изображения обведите фломастером. Цветовая гамма должна быть натуральной, т.к. у слепых (не у всех) есть «ощущение света», и в то же время, контрастной (для слабовидящих детей). А сверху по контуру проходим клеевым пистолетом.
Для большего объема и более легкого определения маленьких деталей используем для приклеивания их на двухсторонний скотч. Пояснительный текст задания располагаем вверху или внизу страницы.
Выполненное задание.
Тактильная тетрадь по математике для малышей 4-5 лет.
Спасибо за внимание.
Презентация на тему: Тактильная тетрадь по математике для детей 4-5 лет с нарушением зрения
Здравствуйте, Нина Николаевна! Какая замечательная тетрадь по математике.Здорово придумали и показали М К. Материалы доступные и идея хорошая. Сделаю что-то подобное, для детей с нормальным зрением, чтобы с закрытыми глазами, на ощупь могли описать и рассказать, что там нарисовано. С удовольствием, голос!
Здравствуйте!Вы изготовили отличное пособие для развития всех психических процессов дошкольника.Хороший и подробный мастер-класс.Весь материал подобран грамотно и доступно!Спасибо за Вашу работу!Голос!
Добрый день Нина Николаевна!
С удовольствием ознакомилась с вашей работой. Замечательная идея , хорошее и доступное выполнение материала.
Примите голос!Желаю творческих успехов!
Здравствуйте, Нина Николаевна! Большое спасибо за приглашение. Очень понравился Ваш Мастер-класс. Очень доступно, а главное красочно. Уверена, что ребятишкам, в такой тетради будет работать очень интересно. С удовольствием оставляю свой голос. Творческих успехов!
Спасибо, Нина Николаевна, за приглашение. Отличная идея смастерить такую тетрадь. Ее можно использовать и для детей с хорошим зрением, например, с закрытыми глазами определить геометрическую фигуру или силуэт животного. С удовольствием отдаю голос.
Нина Николаевна! Отличная идея для создания пособий для плохо видящих детей. Можно познакомить с разными понятиями, фигурами, объёмами и т.п. А какая радость для слепых детей самим что-то делать! Вы - умница!
Добрый день! Очень понравилась Ваша идея о тактильной тетради. В коррекционной работе весьма пригодится и не только слабо видящим детям, но и детям с ЗПР! Желаю успехов!
Здравствуйте, Нина Николаевна! Вот фетровые книжки по сенсорике видела, а тактильные в таком варианте впервые. Очень интересный вариант, решает целый ряд задач. Вы молодец! голосую!
Здравствуйте, Нина Николаевна! Ваша тактильная тетрадь просто супер, Вы такая молодец.Вот смотришь на такие работы, и не перестаешь удивляться, как работает фантазия у людей. Как вашим подопечным повезло с Вами. Творите, и удачи Вам! От меня класс.
Здравствуйте, Нина Николаевна! Спасибо вам за мастер - класс. Очень интересный материал. Данный материал очень будет полезен в коррекционной работе с детьми. Голосую. Творческих успехов.
Добрый вечер, Нина Николаевна! Познакомилась с Вашей работой - очень полезное пособие не только для детей с ослабленным зрением, но и для всех дошкольников! Очень подробный, доступный и качественный мастер-класс!!! С удовольствием голосую!!!
Здравствуйте, Нина Николаевна! Спасибо большое за подробный и интересный мастер-класс по изготовлению тактильной тетради. С помощью такого пособия дети с ОВЗ могут изучать программный материал в полном объёме. Примите мой голос!
Здравствуйте, Нина Николаевна! Очень кропотливая работа, наверное не мало времени понадобилось на ее изготовление, но польза для ребенка от нее огромна! Примите голос!
Нина Николаевна, здравствуйте!Спасибо за приглашение и замечательную тетрадь,просто необходимую для таких деток.Кто с ними работал,тот знает! Мастер-класс проведен Вами понятно, доступные материалы, хорошие фото.Примите мой голос! Творческих Вам успехов!
Нина Николаевна, доброе утро. Спасибо за приглашение. Очень понравилась ваша тетрадка. Возьму себе на заметку на будущее для своего внука. Творческих вам успехов. ГОЛОС!
Здравствуйте, Нина Николаевна! Спасибо за приглашение. Я также работаю с детьми с нарушением зрения, поэтому подобные пособия меня очень интересуют. Тетрадь замечательная. На изготовление таких пособий педагогу требуется много времени, а главное желание тратить на это своё время. Поэтому по этой работе можно судить о том, какой Вы увлечённый своим делом человек. Дальнейших Вам успехов! Голос!
Добрый вечер, Лилия Сергеевна! Спасибо за добрые слова. Я много лет работаю с детьми с нарушением зрения, но все дети хоть что-то видели, как говориться "Носом", да рассматривали", но все же видели, а в прошлом году пришел ребенок, который совсем ничего не видит, а заниматься очень любит, у него отличная память, превосходный слух, красивый голос. И сколько радости было, когда на занятии по математике у него появилась своя тетрадь, в которой он может самостоятельно, на ощупь, выполнять задания.
Вот в таких условиях и появилась эта тактильная тетрадь.
Удачи!
Какой интересный и заслуживающий внимания мастер-класс. Адаптация детей с нарушением зрения в окружающей среде через использования таких тетрадей будет проходить безболезненно и быстро. Терпения Вам и творчества при создании таких тетрадей. Голос.
Здравствуйте, Нина Николаевна. Очень достойная тема - помощь тем, кто в ней нуждается. Вы - заботливая мама для своих питомцев. Воспитание и поддержание уверенности в своих силах, расширение социального и художественного опыта - важнейшие задачи воспитания. Понимаю, как много Вам приходится изготавливать подобных методических материалов, но только таким путём можно добиться движения в развитии малышей. Видно, что работаете с детьми в постоянном контакте, поиске. Это самое важное условие. Если видите интерес в душе ребёнка, не это ли награда?
Разработка оформлена грамотно целью и задачами, описанием и назначением материала. В ней доступно для повторения изложены этапы по изготовлению тактильной тетради, подкреплённые фотоматериалом.
Хочу спросить Вас, используете ли Вы при изготовлении материалов для тетради трафареты (картонные или пластиковые) для облегчения и скорости труда. Может, есть ещё не очень затратные варианты наподобие детских формочек для куличей или форм для выпечки печенья?
Успехов в обучении Вам и Вашим детям. С уважением, В.О.Седова
Нина Николаевна! Замечательная, интересная тетрадь, подробный материал, эффектный результат работы. Видно, что все сделано грамотно и с любовью к делу! Отлично, а Вам мой голос!
Добрый день,Нина Николаевна! С большим интересом просматривала МК по изготовлению «Тактильной тетради по математике для детей средней группы». Эта тактильная тетрадка действительно , решает все те задачи, которые Вы перед собой поставили: формировать элементарные математические представления, развитие тактильных анализаторов, учить обводить фигуру по контуру и ее закрашивать. Но очень понравилась задача: ВОСПИТАНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СВОИ СИЛЫ!!! Этим деткам так это необходимо! С удовольствием голос! С Уважением, Марина!
Нина Николаевна, здравствуйте! Отличное пособие «Тактильная тетрадь по математике для детей средней группы». Замечательная идея. Основные математические навыки, которые необходимо закладывать в этом возрасте, обязательно будут развиваться. И странички пронумерованы, и форма предметов учтена, и цвет.
Голосую за прекрасного Помощника маленьких исследователей среды!
Добрый день, Нина Николаевна! Познакомилась с Вашей работой - очень полезное пособие не только для детей с ослабленным зрением, но и для всех дошкольников! Такая публикация пригодится в работе многим педагогам.
Есть одно "но". Цель отвечает на вопрос что?, а значит указывается в именительном падеже.
Желаю победы в конкурсе. Голос!
Здравствуйте, Нина Николаевна! Тетрадь интересная, идея замечательная. Голосую!Спасибо большое за подробный и интересный мастер-класс по изготовлению тактильной тетради.
Здравствуйте, Нина Николаевна!Очень понравилась Ваша тетрадь! Вы творческий и неравнодушный человек и за это Вам огромное спасибо! Обязательно воспользуюсь вашими советами и МК и соответственно поделюсь своим материалом. Детки у меня очень сложные- тотально слепые + аутизм и т.д., поэтому пока публикую МК для подростков с остаточным зрением и приглашаю Вас ко мне в гости, буду рада поделиться опытом! Удачи, творческих успехов и от меня голос!