ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
В современной дидактике проверка учебных достижений школьников в сочетании с их оценкой – это неотъемлемый элемент процесса обучения. Традиционно выделяют текущий и итоговый контроль. Первый охватывает весь процесс обучения и направлен на совершенствовование работы учителей и учащихся. Итоговый контроль охватывает заранее отработанную часть или раздел программы или проводится по завершении процесса обучения.
Как отмечает В. Оконь, обычные формы проверки основываются на применении простейших способов: проведения бесед и письменных работ, реже - на умении пользоваться книгой, а ещё реже – на выполнении практических работ. К тому же большим недостатком оценивания является большая доля субъективизма и интуиции при проверке и оценке учебных достижений. Выражением субъективизма является настрой на то, что ученик, который хотя бы раз дал хороший устный ответ или написал хорошую работу, с этого времени считается хорошим, а тот, которому один раз это не удалось, причисляется к слабым. Такой подход является не только необъективным, но и оказывается педагогически вредным, поскольку под влиянием такого подхода ученик, отнесенный к слабым, может в действительности стать слабым.
Другой недостаток существующей системы оценивания состоит в ограниченных возможностях проведения анализа школьных достижений. Сравнение оценок отдельных учащихся, классов или школ не дает абсолютного результата, поскольку оценки, выставляемые даже одним учителем за одно тоже задание, но в разные промежутки, различаются между собой, иногда значительно. [4]
Одним из механизмов решения данных проблем является переход к системе единых государственных экзаменов. При проведении ЕГЭ используются единые государственные эталоны оценки для всех выпускников средней школы. Учащиеся постепенно учатся соизмерять свои притязания и возможности и ответственно выбирать соответствующую образовательную траекторию.
Реформа российского образования предполагает, что сдавать ЕГЭ выпускник будет после окончания профильной школы на старшей ступени общего образования. А выбор профиля в 10 классе будет непосредственно связан с его дальнейшей профессиональной деятельностью. Значит, необходимо выяснить уровень фактической предметной подготовки ученика к началу обучения в 10 классе, прогнозы самого старшеклассника и его учителя-предметника по части выполнения заданий ЕГЭ и создать условия для согласования их позиций на протяжении всего периода обучения в профильной школе.
С учетом всего этого наиболее приемлемой формой оценивания учебных достижений учащихся я считаю тестовый контроль.
Как способ проверки знаний, умений и навыков тестовая деятельность прочно вошла в практику современной педагогики. Под тестовой деятельностью мы будем понимать деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач со специально подготовленными образцами тестов для внешнего контроля и оценки результатов учебной деятельности, переходящего в самоконтроль и самооценку.
В последние годы в педагогической науке появился целый ряд исследований, позволяющих в полной мере применять их результаты в педагогической практике.
Для характеристики педагогических тестов используется классификация, предложенная М.Б. Челышковой [7].
В этой классификации заложена полная система и приведена краткая характеристика всех основных видов тестов, применяемых в технологии организации учебной деятельности старшеклассников в сетевой модели профильного обучения.
Преимущества, которые даёт использование тестов, очевидны: это и экономия учебного времени, что очень важно для ограниченного ресурса времени старшеклассников, это и высокая степень объективности результатов проверки результативности обучения, так как благодаря наличию эталона учитель в конечном итоге приходит к одному и тому же результату по проверяемой работе. При этом абсолютно исключаются «разночтения» при осмыслении вопросов или заданий предложенных тестов. Кроме того, использование тестов предоставляет достаточно широкий круг возможностей при планировании, организации и осуществлении как индивидуального личностного подхода в обучении, так и при организации учебной деятельности значительного числа учащихся.
М.Б. Челышкова [7] считает основными функциями педагогического контроля диагностическую, контролирующую, обучающую, развивающую и прогностическую. При применении тестовых форм педагогического контроля преобладают диагностическая, контролирующая и прогностическая функции. Именно эти функции реализуются на разных этапах технологии организации учебной деятельности старшеклассников в сетевой модели профильного обучения.
Так, входной (определяющий) тест [5] проводится перед началом программы, нового раздела или темы. При этом определяется базовый уровень знаний, необходимых для понимания и освоения старшеклассником предметного содержания.
Текущий контроль проводится в ходе обучения для актуализации и закрепления знаний учащихся. С его помощью выясняется уровень предметных знаний каждого ученика, что создает условия для своевременной корректировки учебной деятельности, обеспечивает обратную связь в системе «учитель-ученик».
Тематический контроль (формирующий тест) [7] проводится с целью оценивания уровня учебных достижений учащихся в определенной области знаний, соответствующих законченному разделу или теме учебной дисциплины.
Вышеизложенный подход к организации проверки учебных достижений школьников в условиях нового формата итоговой аттестации, по моему мнению, учитывает её особенности и позволяет создать оптимальную систему мониторинга, при которой возможно определять индивидуальный прогресс каждого ученика.
Список литературы:
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. – М.: ВИНИТИ, 1996. – 191 с.
2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: «Интеллект-центр», 2001. – 296 с.
3. Матушинский Г.К. Педагогическое тестирование в России. // Педагогика, 2002, № 2. – С. 15-21.
4. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – 382 с.
5. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ. // Петербургская школа: Теория и практика формирования многовариантных образовательных систем. – СПб, 1994. – С. 35-50.
6. Хлебников В.А. Теория и методы оценки эффективности систем обучения коллективного использования.- Дисс. … доктора ф-м наук. – М., 2006. – 160 с.
7. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.
Рекомендуем посмотреть:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Размышления одного учителя
Педагогическая этика что это такое
Ребенок и информация. Консультация для родителей