Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Ребенок и информация. Консультация для родителей

Ребенок и информация: все ли полезно, что в рот полезло?
Одна из самых острых педагогических проблем в нынешний период интенсивного развития информационных технологий (в прошлом веке человек за всю свою жизнь получал столько информации, сколько сейчас – за три года) – на мой взгляд, неумение подрастающего поколения работать с информацией. Как это ни парадоксально, современные дети испытывают информационный голод из-за избытка информации вокруг них. И это насущная проблема не только процесса обучения, но и воспитания, и, прежде всего, воспитания нравственного.
Общедоступность любого вида (видео, фото, текст) и любой тематики информации логично приводит ребенка к заключению: все, что доступно – хорошо, качественно и готово к употреблению.
Таким образом, одной из первостепенных задач современного школьного и семейного образования является формирование у ребенка навыков работы с информацией. Причем, желательно на самых ранних этапах становления личности.
Любой информационный процесс (процесс работы с информацией) включает в себя 4 основных этапа: получение, обработка, хранение и передача информации.

Процесс получения информации
Получение информации заложено у любого человека на уровне инстинкта: это основа выживания. Задача современной педагогики – научить не просто получать информацию, а сформировать практические навыки выбора правильного источника и ориентации во всем многообразии получаемой информации. Таким образом, ребенок должен уметь не только работать с несколькими источниками (использовать не только Интернет, но и книги, газеты, журналы и прочие носители информации), но и выбирать именно тот, который подходит для каждой конкретной цели. Более того, ребенок должен уметь отбирать не только нужный источник, но и фильтровать сам поток информации, отсекая все лишнее (особенно это касается потока информации в глобальной сети Интернет). Базовые навыки этого следует формировать еще в раннем возрасте.
• Дошкольный возраст: именно в этот период закладываются основы моральных и нравственных устоев. Причем, преимущественно в рамках семейного воспитания. Ребенок перенимает все нормы поведения, которые заложены в семье, и полностью копирует своих родителей. Поэтому здесь, прежде всего, надо делать акцент на личностный пример родителей. Если родители говорят ребенку, что драться – это плохо, но при этом в семье приветствуется телесное наказание или в присутствии ребенка регулярно смотрят фильмы со сценами насилия, - эффекта от нравоучений не будет. Воспитательный процесс должен быть комплексным, а выбранные методы – систематическими и взаимодополняющими. Для этого сами родители должны иметь базовые знания в области педагогики. Реальность же такова, что они имеют очень смутное представление как о самом воспитании, так и методах его осуществления, и, чаще всего, просто копируют семью, в которой выросли. Помимо основ нравственности и морали, в дошкольном возрасте очень важно заложить базу для последующего развития аналитических способностей, навыков сравнения и объединения различной информации, что можно реализовать в игровой форме: сопоставление звуков и картинок, поиск отличий между двумя картинками, объединение двух частей картинки в единое целое.
• Младший школьный возраст наиболее восприимчив для развития способностей работы с несколькими источниками и разными видами информации. Наше современное образование построено таким образом, что любой школьный предмет базируется в большинстве случаев на одном учебнике и на одной точке зрения. Особенно это касается начальной школы. Именно здесь ребенок привыкает работать с одним источником информации. И когда в старшей школе появляется необходимость поиска дополнительной информации, ребенок оказывается в стрессовой ситуации. При всем многообразии видов и источников информации вокруг него он не может выбрать нужный, не может отфильтровать и синтезировать несколько потоков информации. Чаще всего все сводится к тому, что он выбирает, в лучшем случае, один источник и полностью его копирует, либо (к сожалению, этот подход выбирается в большинстве случаев, как самый легкий) – берет уже готовую работу и ставит на не й свое имя.
Процесс обработки и хранения информации
Обработка информации – это преобразование информации в формы удобные для работы. Это самый сложный и многогранный процесс.
Рано или поздно любой педагог сталкивается с проблемой неспособности ребенка усвоить всю получаемую информацию. Основная причина этого явления – ребенок не может ее правильно обработать: проанализировать, выделить главное и пропустить через свое сознание, то есть сделать информацию личной. Один из основных методов решения этой проблемы, на мой взгляд – формирование у ребенка навыков построения различного вида информационных моделей (чертежи, таблицы, графики, схемы, диаграммы, графы и т.д.). Мозг человека устроен таким образом, что воспринимает и запоминает не сами объекты, а связи между ними и их образ. Графическая информация воспринимается человеком лучше, чем текстовая. Как следствие, такая информация и лучше запоминается. Сравним четыре ситуации. В одном случае ребенок получает домашнее задание прочитать параграф в учебнике по текущей теме, чтобы на следующем уроке по этому тексту ответить преподавателю на оценку. Он не анализирует получаемую информацию, не делает ее личной, он просто старается запомнить основные факты из прочитанного. В лучшем случае он забудет то, что читал, сразу же после своего выступления на уроке, в худшем – сразу же после того, как закроет учебник.
Во втором случае ребенок получает задание составить конспект по прочитанному параграфу, чтобы на основе своего конспекта сделать сообщение на следующем уроке. В данном случае, ребенок работает с текстом, он его анализирует, выбирает основное и записывает, а после этого еще и устно воспроизводит эту информацию. Он пропустил информацию через свое сознание и задействовал помимо этого механическую память. Такая информация будет хранится в голове ребенка намного дольше, чем в первом случае.
Ситуация третья: ребенок получает задание составить на основе параграфа учебника схему. В этом случае, информация не просто обрабатывается и механически запоминается. Текстовая информация преображается в графическую и между различными объектами устанавливаются связи. Перед глазами ребенка остается образ, который он пропустил через себя, сделал своими руками и выстроил при помощи своей логики. Такая информация будет храниться в памяти ребенка очень долго.
Идеальной будет четвертая ситуация, когда ребенку необходимо построить схему не по параграфу учебника, а на основе анализа и синтеза нескольких источников информации (на начальных этапах лучше указывать какие конкретно источники нужно использовать и как с ними работать).

Процесс передачи информации
Не менее часто встречаются такие ситуации, когда ребенок, обладая всей необходимой информацией для успешной учебной деятельности, не может ее воспроизвести или передать. Для качественной передачи информации не достаточно иметь сформированную грамотную устную и письменную речь. Ребенок может понимать, что от него хотят и что он должен ответить, но он не может облечь в слова всю ту информацию, которой обладает. В этом случае тоже очень важно, чтобы ребенок умел строить информационные модели и чтобы педагог был готов к получению обратной связи таким образом. Если ребенку психологически проще нарисовать то, что он знает – это не делает выдаваемую им информацию менее ценной. Скорее, наоборот: в данном случае ребенок выдает информацию осознанно, проанализировав ее и преобразовав. Эти знания носят практический характер, а сам процесс их обработки формирует у ребенка самостоятельность и аналитические способности.

Таким образом, чтобы ребенок умел работать с информацией, необходимо обучать его этому практически с самого его рождения. Очень важно научить его:
- работать с несколькими источниками информации, выбирая при этом только качественные и соответствующие поставленной цели;
- анализировать и синтезировать потоки получаемой информации, преобразовывать ее посредством информационных моделей в более понятный и воспринимаемый вид, выстраивая самостоятельно связи между различными объектами;
- передавать информацию наиболее удобным и комфортным для него способом (не оставляя без внимания и все остальные способы передачи).
Вместо того чтобы забивать голову ребенка большим объемом информации, которую мы считаем необходимой для его дальнейшей успешности, намного эффективнее дать ему в руки качественный инструмент. Который поможет ему не только самостоятельно находить всю нужную информацию и работать с ней, но и будет способствовать самообучению в течение всей жизни, а не только в школьные и студенческие годы.

Рекомендуем посмотреть:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников Размышления одного учителя Эссе о проблемах образования Республиканский семинар «Современное интерактивное образование – новые формы активности педагога»

Похожие статьи:

Процесс и стратегии обучения как ведущий стимул профессионального развития

Процесс и стратегии обучения как ведущий стимул профессионального развития

Как научить ребенка запоминать материал

Заключительное занятие – деловая игра для студентов 1 - 2 курса техникума
Опубликовано: 3529 дней назад (25 марта 2015)
Просмотров: 2145
Рубрика: Педагогика
+1
Голосов: 1
Татьяна Ивановна Шикина # 25 марта 2015 в 20:20 0
Ольга Ивановна! Статья поучительная, рассказано как работать с информацией, но зачастую родителям не удаётся проконтролировать всю получаемую информацию, участвовала в вебинарах, где подробно излагают, как заменить кучу печатных учебников на один планшет-книгу. Да удобно и для взрослых и для детей, но с приходом электронных учебников и интернет-ресурсов, дети разучились читать. Грамотность, к сожалению, падает. Ведь компьютер всё сам исправляет и думать особо не надо. Я думаю, что в скором времени, педагогика вернётся к истокам и работу с компьютером не будут ставить на первое место. Главное общение в живую, а не он-лайн. В конце статьи непонятно, какой инструмент надо всё-таки дать детям, чтобы они качественно получали информацию.Спасибо!
Ольга Ивановна Шматова # 26 марта 2015 в 12:44 0
Большое спасибо за комментарий! Речь в статье не только про компьютеры, а вообще про любой источник информации. К сожалению, слишком часто наши дети даже в указанном диапазоне страниц в книге не находят нужную информацию... И инструмент, который им необходим - это как раз навыки отбора, обработки и передачи информации. Если они будут уметь работать с информацией - они всегда добудут себе знания.