Придя работать в школу я принесла с собой много штампов: ученик должен сидеть смирно, выполнять задание прилежно и прочее. Мне тогда и в голову не приходило, что может быть по другому. Но в процессе обучения меня стали посещать мысли о правильности всего этого. Классическая схема, когда учитель является центральной фигурой в классе, не может быть применительно на уроках изобразительного искусства. Да да, вы правильно прочитали, на уроках изо! Я сама художник и понимаю насколько связан творческий процесс с эмоциями, без эмоций картины, как говорят "без души". Не пропуская процесс творения через себя нельзя получить красивую картину, надо научить видеть детей красоту в малом, выражать свои эмоции на бумаге и самое главное почувствовать насколько процесс творения прекрасен. Я не ставлю своей задачей научить их рисовать, я хочу чтобы они сами это захотели.
Поначалу мне было тяжело смирится с тем, что у меня на уроках шумно. Но потом я поняла: дети более открыты, чем взрослые, они учатся через общение друг с другом, со мной. А если это так, то поделиться своими соображениями и своими мыслями на уроке с соседом - это необходимость. Я обрадовалась: значит они думают, у них зреют какие то идеи и мои уроки не проходят в пустую. Познавательный процесс идет полным ходом, им интересно. А как интересно стало мне ходить на уроки, я учусь вместе с ними, а иногда они учат меня. И заметив насколько дети наблюдательны, как интересно они судят об окружающем мире, какие они разные, я настолько прикипела к ним, что сейчас не могу сказать кого я люблю больше, кого меньше. Они как цветы в саду - каждый красив по своему.
Следующим шагом для меня стало преодоление себя. Однажды на уроке один ученик сказал: "Мне не интересно."И я знаю насколько тяжело бывает учителю сказать впервые фразу: " Возможно я не знаю, как это сделать! Скажи мне как! И мы попробуем, мне хочется чтобы ты ходил на мои уроки с удовольствием."
Далее я постаралась сделать так, чтобы мои уроки были удивительны, элемент необычности очень стимулирует к занятиям. Мы рассуждали, чем могут пахнуть картины, так я давала им абстракционизм, мы рисовали музыку (рисовать можно то, что не видишь), изображали пятном (урок был посвящен авангарду), ходили в гости к графу Дракуле (рисовали готику). И мои дети прекрасно все поняли, а преподаю я в начальной школе.
Могу сказать, что последним моим экспериментом был урок во втором классе, где я предложила детям тему шестого: "Портрет человека". Мы рисовали соседа по парте. Я ходила по классу, но не помогала, а рассказывала, насколько красив каждый человек и как я это вижу, ребята рассказывали мне, как это видят они. И в итоге мы пришли к выводу, что некрасивых людей не бывает. Я была в восторге от урока и результата. Они сделали это и сделали красиво.
В заключении хочу сказать, что за детской фразой: "Мария Михайловна, я вас буду помнить всегда!", стоит огромная работа учителя над собой. Труднее всего показать детям какой ты на самом деле, тем самым позволяя им быть собой.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе педагога дополнительного образования
Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия
Педагогическое эссе учителя начальных классов
Эссе педагога на тему: Здоровая семья – здоровые дети
Похожие статьи:
О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей