Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эссе о проблемах образования

Эссе «Образование в условиях кризиса: проблемы, пути решения, перспективы развития»
Автор: Бородкина Марина Витальевна, преподаватель МАУДО «ДШИ №2», пгт Зеленоборский, Мурманская область.
Описание материала: данная работа будет полезна тем, кто интересуется проблемами современного образования. Ее можно использовать для самообразования.
Цель: привлечь внимание к проблемам современного образования.
Задачи:
1. Обозначить актуальные проблемы образования.
2. Предложить варианты решения проблем.
3. Наметить перспективы развития образования.

Россия, как преемница Советского Союза, многое унаследовала от него, в том числе и систему образования. Советское образования, считавшееся в свое время одним из лучших в мире, сегодня безнадежно устарело. Знаниевая модель образования не способна в полной мере удовлетворять потребности быстро меняющейся действительности. Очевидно, что традиционная система образования находится в кризисе. Существует ряд нерешенных и нерешаемых проблем.
Одной из основных проблем российского образования является его низкая практическая направленность. Учащиеся школ, студенты вузов не умеют применять свои знания на практике. Головы студентов переполнены теоретическим материалом. В то же время многие из них имеют слабое представление о том, что конкретно они будут делать на своем рабочем месте.
Еще одной проблемой образования в России, на наш взгляд, является проблема слабой преемственности между различными уровнями образовательных учреждений. Детский сад не дает нужного для школы объема знаний. Для многих ДОУ основной остается так называемая функция призрения - главное, что дети накормлены и в безопасности, а задача обучения отходит на второй план. Во многих ДОУ наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Часто должность воспитателя занимают лица, не имеющие педагогического образования. Всё это негативно сказывается на качестве воспитания и обучения. В итоге детский сад не всегда создает ту платформу, которая необходима ребенку для успешного обучения в школе.
Школа, в свою очередь, также не дает нужного объема знаний, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ. Будущие выпускники, желающие успешно сдать экзамены, вынуждены прибегать к услугам репетиторов, что является достаточно затратным в финансовом плане. Дети из небогатых семей не всегда имеют возможность воспользоваться этим. Следовательно, их шансы успешно сдать ЕГЭ и получить возможность поступить в престижный вуз, резко падают. Из этого вытекает проблема так называемой стратификации общества. Образование, традиционно являясь социальным лифтом, в современных условиях способствует усилению социальных контрастов. В обществе формируются страты – члены общества не могут достаточно свободно перемещаться из одной группы в другую.
Проблемой российского образования является слишком большой спрос на высшее образование и пренебрежение к среднему специальному образованию. Большая часть выпускников стремится поступить в вуз. Учреждения НПО (начального профессионального образования) и СПО (среднего профессионального образования) являются непрестижными. Учащиеся ССУЗ (средне специальных учебных заведений) воспринимаются, как неудачники. В результате на рынке труда перенасыщение специалистов с высшим образованием и недостаток рабочей силы. Среди людей с высшим образованием высокий процент безработных.
Административный пресс «сверху» - еще одна существенная проблема российского образования. Усиление давления администрации, негативно сказывается на развитии системы образования. «Сверху» в административном порядке глушат инициативу «снизу». Работа педагога (начиная от воспитателя ДОУ и заканчивая преподавателем вуза) перегружена написанием всякого рода «бумажек». Требования, предъявляемые «сверху», толкают педагогов к формализации показателей. Звучат доклады, в которых произносится то, что хотят слышать руководители преобразований. При принятии управленческих решений, игнорируются рекомендации наук, связанных с образованием. Многие нововведения «реформаторов» непродуманны. Например, система ЕГЭ. Сама идея единого экзамена в рамках всей страны, достаточно продуктивна. Теоретически ЕГЭ должен дать выпускникам российских школ равные шансы на поступление в любой вуз страны. Но на деле эта система глубоко коррумпирована. Выбранный вариант проведения экзамена, критерии оценки знаний, умений, навыков не соответствуют современным представлениям о результатах образования. Система ЕГЭ возвращает к натаскиванию на выполнение тестовых заданий. Задачи развития и воспитания отходят на второй план.
Для преодоления вышеперечисленных проблем, на наш взгляд, необходимо, в первую очередь, внедрять компетентностный подход в систему образования. Этот подход позволит подготовить квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентностный подход позволит сбалансировать процентное соотношение между теоретическими знаниями и практическими умениями.
Необходима поддержка со стороны государства всех работников сферы образования – не только учителей, но и психологов, социальных педагогов, воспитателей, руководителей секций, кружков и т.д. Важно поднять престиж педагогических профессий, в первую очередь, пересмотрев уровень зарплат педагогов. Разработать систему бонусов для привлечения в педагогическую сферу молодежи. В противном случае в скором времени в школе будет некому работать или в педагогику придут те, кто не смог поступить в престижный вуз.
Для преодоления дисбаланса на рынке труда – слишком много специалистов с высшим образованием и недостаток лиц с рабочими специальностями, необходимо повысить престиж учреждений НПО и СПО. Сформировавшийся еще с прошлого века стереотип того, что данные учебные заведения – это сборище бездельников, хулиганов и тупиц, важно ломать. В школах для будущих выпускников надо вести просветительскую работу по поводу ССУЗ. Проводить презентации этих учебных заведений, объяснять перспективы трудоустройства и т.п.
Уменьшение давления на образовательные учреждения со стороны административной власти - необходимое условие для выведения системы образования из кризиса. Навязывание преобразований «сверху» неэффективно. Важно поддерживать педагогическую инициативу «снизу». Немаловажным является и учет рекомендаций наук, связанных с образованием. Игнорирование этих рекомендаций приводит к плачевным последствиям.
Необходимо серьезно реформировать систему ЕГЭ. Должна измениться форма проведения. Возможно введение двухуровневого экзамена – первый для всех выпускников, второй уровень для желающих поступить в вуз. Необходимо менять условия для поступления в высшие учебные заведения. Помимо результатов ЕГЭ ввести еще какой-то критерий. Важны продуманные меры для преодоления коррупции в сфере ЕГЭ.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что любые преобразования необходимо проводить с учетом мнения педагогической науки и других, смежных с ней наук. Если реформация проводится лишь «сверху» и в обязательном и безапелляционном порядке, то это ведет к недовольству, противостоянию и отчасти к саботажу.

Рекомендуем посмотреть:

Эссе руководителя школьного кукольного театра Эссе педагога «Я свято верю в жизнь иную» Эссе педагога дополнительного образования Ребенок и информация. Консультация для родителей
Участник №56 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Сказка о дружбе для младших школьников | Аннотация к книге Петрановской "Если с ребенком трудно"
Опубликовано: 3249 дней назад (2 января 2016)
Просмотров: 48881
+24
Голосов: 24
Ирина Владимировна Жабина # 7 января 2016 в 17:04 +8
Здравствуйте, Марина Витальевна!
Статью нахожу очень интересной. Но по некоторым Вашим утверждениям, извините, но я бы поспорила. Не могу с Вами согласиться по поводу вышеописанной ситуации в ДОУ. Например, в нашем детсаду мы с коллегами не считаем, что дети в ДОУ должны быть только накормлены и в безопасности! Это бесспорно важно и строго выполняется, но развитием дошколят мы всегда озабочены и работаем в этом направлении. Я вообще впервые из Вашей статьи такие мысли услышала. У меня был опыт работы и в начальной школе. Поэтому немного могу судить и о начальнм образовании. Может быть мне повезло, и мне встречались преданные своему делу люди. Уверена, что Ваша статья не оставит читателей - коллег равнодушными. С уважением и голосом № 3, Ирина Владимировна.
Марина Витальевна Бородкина # 7 января 2016 в 18:45 +4
Спасибо за комментарий, Ирина Владимировна. Всегда приятно подискутировать с коллегами о наболевшем. Очень хорошо, что на Вашем пути попадались только неравнодушные работники детских садов. Возможно, это только у меня есть такой негативный опыт. Однако проблема преемственности между детским садом и начальной школой существует.
С Рождеством Вас! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 7 января 2016 в 21:53 +5
Добрый вечер, Марина Витальевна! Ваша статья интересна и актуальна. Согласна с существованием большинства проблем, которые вы обозначили. Действительно, они имеют место быть. Согласна, что во многих ДОУ осуществляют в большей степени присмотр и уход, чем развитие. Нет преемственности со школой, разные требования у школы и ДОУ. Инициатива "снизу" не принимается, только прессинг "сверху". Но я считаю, что на местах, в практической работе все гораздо виднее, чем тем, кто во главе всего образования. Статья ваша, действительно не оставит равнодушным никого. Голосую.
Елена Владимировна Иванова # 7 января 2016 в 23:07 +5
Да, я согласна с коллегами, что ваша статья актуальна. Но меня тоже задели слова о воспитателях и дошкольном образовании. Во-первых, сейчас человек без педагогического образования не может работать в этой сфере (это уже нарушение закона и по этому поводу были проверки),во-вторых, что касается "задачи обучения", которая по вашим словам "отходит на второй план" - воспитатель в ДОУ не обучает, а развивает ребенка, это прописано во ФГОСе: Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений
Но я согласна с тем, что преемственность с начальной школой у нас хромает.
Голос №4.
Оксана Михайловна Жидикина # 7 января 2016 в 23:53 +4
Добрый вечер, Марина Витальевна. Статья обозначила актуальные проблемы образования, вызвала дискуссию. Многих действительно не оставит равнодушными. Голосую. Мой голос №6.
Вера Анатольевна Варенцова # 8 января 2016 в 02:45 +5
Здравствуйте, Марина Витальевна! С интересом прочитала Вашу статью о проблемах образования. Почти по всем параметрам Вы правы на все сто процентов, естественно, на мой взгляд и опыт. Вопросы, поднятые в публикации очень актуальны и злободневны, и решить их быстро невозможно. Но хорошо уже то, что о них говорят, а порою бьют тревогу. Значит, обязательно, будет меняться ситуация к лучшему. Спасибо за нужный полезный конструктивный материал. Голосую.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 8 января 2016 в 09:05 +6
Здравствуйте, Марина Витальевна!Благодарю за приглашение. Статья интересная, многие выводы соответствуют действительности. Правильно указано о проблеме преемственности между дошкольным учреждением и школой, часто не хватает времени у педагогов школы и ДОУ встретиться друг с другом, обсудить проблемы, наметить план совместных мероприятий и выполнять его. Бывает иначе: педагоги школы приглашают на открытые уроки воспитателей ДОУ, затем анализируя урок, обвиняют детский сад в неуспешности первоклассников, что зачастую не соответствует действительности... Проблему ищем не там, всё гораздо сложнее и мрачнее... Работая много лет в детском саду, нельзя не отметить, что общий уровень развития многих детей сегодня ниже, чем уровень развития выпускников прошлых лет. Из семьи уходит общение: родители и дети находятся рядом, но не вместе, каждый занят своим гаджетом (компьютером, ноутбуком, смартфоном, планшетом и т.д.) и в качестве вечного спутника работающий телевизор... Нет времени поиграть, поговорить друг с другом. С младенчества дети растут обделённые вниманием и общением: несмышлёныши вынуждены смотреть на экран телевизора, не видя мамино лицо; слушать незнакомые звуки, вместо родного голоса мамы... Всем известно о важности для будущей успешности человека внутриутробного периода и первых лет жизни. Проанализируйте, сколько потешек, песенок, сказок рассказывает современные молодые мамы своим деткам и рассказывают ли вообще, поют ли колыбельные... Всё идёт из семьи! Педагоги-дошкольники не в силах изменить природу, которой обусловлено так, что 87 % развития ребёнок получает в семье и лишь 13 % зависит от общественного воспитания, включая ДОУ. Поэтому в своей работе в первую очередь я уделяю внимание семье, организую мероприятия, способствующие сотрудничеству, сотворчеству, общению взрослых и детей. Вероятно, эту работу необходимо целенаправленно проводить и в школе.
Простите за слишком эмоциональный и длинный комментарий, наболело...
Примите голос № 8.
Наталия Валентиновна Кузнецова # 8 января 2016 в 11:53 +5
Здравствуйте, Марина Витальевна! Спасибо за приглашение! Статья актуальна для современного образования!Может и нет преемственности детского сада и школы, но это не наша с вами вина! Полностью согласна с Зинаидой Аркадьевной,не надо обвинять воспитателей в детском саду, что они только присматривают за детьми.Воспитатели стараются,оснащения воспитательного процесса нет, финансирование всё в школе.Педагоги в детских садах на все руки от скуки. Сами к занятиям наглядный материал делают, праздники готовят, шьют костюмы и делают декорации. Наша система образования привела к унижению педагогических работников.Раньше уважали и ценили их труд. Мой опыт работы в детском саду 10 лет, за это время поколение детей, да и их родителей сильно изменилось.Молодые родители приходят на праздники не на своих детей посмотреть, а пообщаться между собой.Детям маленьким и так сложно рассказать стишок,спеть песенку, а в зале стоит постоянный гул и смех родителей.На замечания педагогов не реагируют.По закону - родитель всегда прав!Да наша система образования может и устарела, но я считаю что раньше образование было лучше(сын учиться в школе). Пусть может это и не правильно,учителя рассказывали нам нам новую тему,на следующий урок мы её дублировали.Хочешь, не хочешь а в голове отложилось.Сейчас в школе всё основано на логике.Учитель даст ключевые моменты, а остальное - сам догадайся. Что знают наши дети?!Пересказ не требуют,только краткие фразы на вопросы.Все обучение сводится к интернету,презентации, доклады.Скачал,сдал не читая, оценка в кармане.Мы ходили в библиотеки! Наши дети разучились думать, у них пропадает желание общаться с друг с другом, если общаются, то только в сети. Вспомните своё детство мы гоняли стайками, играли в разные игры. Сейчас детей на улице не встретишь.Заранее прошу пощения, может быть я и не права, но это моё мнение. Проблема образования самая актуальная для нашей страны, ведь мы в ответе за её будущее!
Елена Владимировна Иванова # 8 января 2016 в 22:36 +3
Браво, Наталия Валентиновна и Зинаида Аркадьевна! Вот уж действительно наболело. Наталья Валентиновна! Каждое ваше слово - правда. Жаль, что поговорили мы тут между собой и все... Спасибо Марине Витальевне, что тему открыла.
Любовь Сергеевна Новоселова # 9 января 2016 в 10:57 +3
Добрый день, Марина Витальевна. Спасибо за приглашение. Мне очень понравилась Ваша статья. Мой голос № 10. Удачи.
Наталья Геннадьевна Романова # 9 января 2016 в 19:02 +6
Добрый вечер, Марина Витальевна. Ваша статья интересна, так как тема образования сейчас очень актуальна. Прежде всего потому, что образовательная система находится в процессе длительного эксперимента. А эксперимент всегда интересен и вызывает массу критики. Вот только не могу с вами согласиться в том, что "знаниевая" система может устареть. Она должна быть всегда в приоритете, без теоретических знаний невозможен процесс их практического применения. Ведь метод "проектов", который сейчас опять пытаются внедрить в образование, уже существовал в России в 20 годы. Метод, когда знания добывались практическим путем. Он не дал хороших результатов, и образование вернулось к дореволюционной системе. В нашей "знаниевой" системе всегда были практические занятия, которые учили применять эти знания на практике. Мы и лампы собирали, и утюги чинили, и пятна выводили, и даже ювелирным делом на химии занимались. Начало эксперимента в далекие 90-е дало массу интересных учебников (по литературе, например), которые писали грамотные, увлеченные люди. А также массу интересных методик обучения. Создавались авторские программы, и они были по-настоящему хороши. В России много отличных учителей, дай только им волю, и они такого натворят в хорошем смысле. А потом наступил год "великого перелома", когда освоением денежной массы, видимо, была она велика, занялись чиновники. Спохватились бюрократы. Идея ЕГЭ не так уж плоха на самом деле, если бы была и система подготовки к этому экзамену. А они существуют параллельно: экзамен и образовательная система. Поэтому и держится все на репетиторах и учителях, которые в журнал пишут другие темы, а готовят к ЕГЭ. Не дают сейчас грамотным людям составлять программы, т.к. это означает освоение денег. Поэтому мы можем сколько угодно спорить о системе образования. Все дело в другой системе, которая не даст уйти денежному потоку в благое русло. Поэтому, как всегда: люди и еще раз люди. Только на самих учителях держится образование: они по-прежнему учат прекрасному, вечному и прагматичному (применению знаний на практике). А в основном система обучения осталась прежней. Да, многое дает Интернет. Но и пересказ требуется, и чтение дополнительной литературы, пусть и в сети, и умение аргументированно отстоять свое мнение. Не дают этого на уроках те учителя, кто хочет облегчить себе процесс преподавания или сами не умеют говорить. Увы, есть и такие. А вот система контроля за учителями, особенно молодыми, утрачена. Не бумажного контроля, а как раньше, когда на уроки ходили наставники. Поэтому, мотивируя свое нежелание хорошо работать малой зарплатой, некоторые работают плохо. А денег, конечно, хотелось бы побольше, только где вы видели у бюджетников хорошие деньги? А молодым учителям сейчас и подъемные выделяют, и 5 тыс, кажется, ежемесячно к зарплате добавляют. То есть система бонусов существует. Резюмирую: статья спорная, тем и хороша. Давайте поспорим.
Марина Витальевна Бородкина # 10 января 2016 в 10:15 +4
Уважаемые коллеги!Очень рада, что многие из вас оставляют такие обширные и глубокие комментарии. Тема проблем в образовании для многих достаточно болезненная. Об этом можно говорить и спорить много. У каждого, работающего в этой сфере найдутся свои аргументы и факты.
К вопросу о практических умениях в "знаниевой" модели образования. Многие выпускники педагогических ВУЗов выходили в жизнь, имея огромный багаж теоретических знаний, не владея при этом необходимыми практическими знаниями. И, работая по своей специальности, недавний выпускник снова учился теперь уже на своем производстве. Это, кстати, касается не только педагогических специальностей.
Огромное спасибо всем за отзывы! Всем творческих успехов и поменьше проблем на работе!!!
Ольга Сергеевна Дьякова # 11 января 2016 в 18:24 +3
Марина Витальевна,спасибо за приглашение.Очень содержательная и нужная работа , а главное очень верные вещи в ней написаны! Огромное Вам спасибо!Примите мой голос!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 11 января 2016 в 21:29 +3
Если ваша статья так обсуждается, значит действительно актуальный материал, которые не оставил в стороне многих. Спасибо за приглашение! Голосую!
С уважением, Т.Н.
Любовь Альбертовна Носова # 11 января 2016 в 21:37 +3
Добрый вечер, Марина Витальевна! Ваша статья действительно интересна и актуальна. Согласна с существованием большинства проблем, которые вы отмктили. Действительно, они имеют место быть. Согласна, что во многих ДОУ осуществляют в большей степени присмотр и уход, чем развитие. Нет преемственности со школой, разные требования у школы и ДО, хотя мы пытаемся взаимодействовать, так как находимся в маленьком населенном пункте и совсем рядом. Инициатива "снизу" не принимается, только прессинг "сверху". Статья ваша, действительно не оставит равнодушным никого.
Ирина Владимировна Глебова # 12 января 2016 в 22:17 +4
Благодарю за приглашение в гости, Марина Витальевна! Тема, безусловно, актуальна. Но... Могу сказать точно, что все "эксперименты" тихо-тихо ведут к тому, что многим будет просто не по-карману учить своих детей: 1) даже в школе, если она чуть лучше; 2) в дополнительном образовании (сколько теперь обучение в музыкальных школах?!?); 3) и на всех остальных ступенях обучения. А педагоги, на мой взгляд, в садах, школах, в дополнительном образовании - в подавляющем большинстве - 1) классные специалисты, а ВУЗ и не сможет дать суперпрактику, практика - это реальная жизнь, её набираешь только через прямую деятельность и 2) самоотверженные и влюблённые в детей люди, а детям любви, ой как, не хватает. Эссе - обязательный голос.
Лариса Юрьевна Астанович # 13 января 2016 в 17:51 +3
Статья поднимает актуальные вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Данная проблема имеет место быть не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Только совместная работа правительства, школы, родителей может сгладить некоторые моменты, но если работа будет разрозненной, проблема будет только усиливаться. Спасибо за статью-эссе. Мой голос.
Елена Викторовна Багрова # 13 января 2016 в 18:13 +3
Здравствуйте, Марина Витальевна!
Уже одно то, что статья обсуждается коллегами, говорит о том, что она написана своевременно и поднимает многие наболевшие вопросы.
За это голо! Спасибо, что высказали свое мнение по вопросам воспитания и развития детей в ДОУ. Удачи!
С уважением!
Ольга Ивановна Марченко # 14 января 2016 в 20:03 +4
Добрый вечер, Марина Витальевна! Спасибо за актуальный материал. Полностью согласна со многими педагогами комментирующие данное эссе, но вот если бы и наше правительство прислушивалось к мнению педагогов, может что-то и поменялось бы в системе образования. Примите мой голос!
Lisa # 25 января 2016 в 16:33 +2
Огромное спасибо за очень интересный материал! Дальнейших творческих успехов! Всех благ!
Марина Витальевна Бородкина # 28 января 2016 в 19:46 +1
Всем большое спасибо за комментарии!
Елена Владимировна Николаева # 4 февраля 2016 в 20:54 +3
Спасибо за приглашение, Марина Витальевна! Ваше эссе прочла с интересом, многие комментарии тоже. Не со всем соглашаюсь, особенно с оценкой коррумпированности ЕГЭ. Откуда Вы это взяли? Я занимаюсь ЕГЭ с самого начала, на этапе сдачи экзамена чем-то помочь выпускнику просто невозможно! Думаю, какие-то нарушения бывают в республиках (по ТВ видела), но не в центральной России!Процедура ЕГЭ абсолютно прозрачна! Что касается подготовки к ЕГЭ, то могу сказать, что ученик может без репетиторов сдать успешно, но не на высокие баллы, если учится в обычной общеобразовательной школе. А вот если исключить из школы так Вами ругаемый "знаниевый" подход, то шансов сдать - никаких! В общем, статья Ваша интересная, а главное, на больную тему, поэтому так и комментируется горячо! Успехов Вам и голос!
Мира Симеунович # 15 марта 2016 в 01:29 -1
Уважаемая Марина Витальевна! Мне очень захотелось прокомментировать Вашу статью, потому что Ваши слова звучат так, будто Вы работаете в соседней мне школе. Это покажется Вам странным, когда услышите, что я работаю в Сербии (в Белграде). Но Ваши проблемы, Ваши взгляды, Ваш анализ проблем образовательной системы в России совсем такие же, как в Сербии. Я работаю более 20 лет учителем РКИ, у нас всё это время проводятся реформы, постоянно работаем на модернизации системы. У нас тоже подавляющая администрация, всюду проекты, презентации, списываемые доклады, все говорят о развитии умений и навыков. Отживают профессии среднего специального образования, потому что все молодые желают учиться на менеджеров, работать в офисах и делать проекты! И уже в основной школе учителя готовят их к этому с помощью «современной» методики. Наша с Вашей системы образования всегда были похожи друг на друга, имея в виду упомянутую Вами «знаниевую» модель, которая, по-моему, не хуже сегодняшней модели. Я согласна с коллегой, которая написала, что практические знания получаются на практике (их всё-таки нельзя получить в течение учёбы). Тоже считаю, что Ваши пути решения правильны, в смысле балансирования теории и практики, также и необходимой поддержки государства. Голосую и желаю успехов!