Проект для детей старшей группы: Моя Родина, мой край Смоленский!
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность темы:
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование мира и межличностных отношений и т.д.
Из национальной доктрины образования в РФ
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
-к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
-у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
-80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
-40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
-20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
• воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю;
• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию,
• речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
• Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
• Расширить знания детей о флоре и фауне Смоленского края.
• Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить с культурой и традициями Смоленского края.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Направления проектной деятельности:
• Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
• Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
• Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности.
Методическое:
1.Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2.И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7.И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8.З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
9.Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1.подбор исторической литературы,
2.подбор произведений русского народного творчества,
3.подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
4.подготовка разного вида бросового материала
5.подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6.дидактические игры,
7.выставки книг, рисунков, поделок,
8.создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
-Изучение интереса детей для определения целей проекта.
-Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
-Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
-Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Десногорск– прошлое и настоящее», «Моя Родина – Смоленский край!»
-Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Смоленского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы Смоленского края»
-Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
-Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
-Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
-Лепка «Животные и птицы Смоленского края»
-Экскурсии и фото экскурсии по городу
-Разучивание стихов песен о Смоленщине.
Оформление музыкального уголка в русских традициях
-Оформление стенда «Наш Смоленский край»
-Изготовление макета Смоленского края.
-Изготовление мини – музея «Русский дом на Смоленщине»
III. Презентационно - завершающий
Открытое занятие “Моя Родина – Смоленский край! ”
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта:
1.интерес детей и родителей;
2.методические разработки,
3.интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
1. наблюдение,
2. совместные игры,
3. анкетирование,
4. познавательные игровые занятия,
5. беседы.
Рекомендуем посмотреть:
Моя Родина
Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках английского языка
Проект ко Дню Победы в школе
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Пословицы и поговорки о Родине
Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума. Классный час «Символы Российского государства»
Рассказы о Родине для школьников
Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России
Классный час на тему Россия в 6, 7 классе