Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Статья воспитателя детского сада "Учимся в игре. Особенности формирования звуковой стороны речи"
Составитель: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №60» г.Воронеж
Цель: формирование звуковой стороны речи.
Описание: данная статья будет полезна для родителей, воспитателей ДОУ.
* * *
С самого рождения ребёнка его окружает множество звуков. Это и музыка, и речь людей, и пение птиц, и шелест листьев деревьев. Но лишь речевые звуки, выраженные в словах, служат рычагами общения детей со взрослыми, средством передачи информации, побуждения к действию. С самого раннего возраста, когда малыш ещё не научился произносить и понимать слова, он реагирует на интонацию. Поэтому так важно взрослым общаться в этот период с ребёнком ласково, с любовью, добротой, вызывая у него улыбку, положительные эмоции. Слова, произнесённые сердито, зло, - вызывают отрицательные эмоции. Постепенно ребёнок растёт, начинает прислушиваться и сам повторять слова, сопоставляя их звучание. Они учатся не только правильно сами произносить слова, но и поправляют своих сверстников. Частота произношения зависит как от работы артикуляционного аппарата (язык, челюсть, неба, губы), так и за счёт правильного произношения согласных звуков.
Большое значение для развития звуковой стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание. Так, звук «Р» неправильно произносится из-за того, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения колебательное состояние кончика языка. При правильном речевом дыхании речь у ребёнка плавная, переходит от тихой речи к громкой и наоборот. Чтобы чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен слышать хорошо звучащую речь. Снижение слуха ведёт к нарушению звукового оформления слов. Снижается словарный запас слов. Также недостаточно сформированный фонетический слух приводит к неправильному произношению ребёнком звуков, слов, фраз.
Отсюда вытекает вывод: для выработки у ребёнка хорошей дикции, умение чётко и благозвучно произносить слова и каждый звук в отдельности, важно развивать артикуляционный аппарат ребёнка, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить слушать речь.
В раннем возрасте ребёнок чаще и больше всего общается в семье со взрослыми. С приходом в детский сад ребёнок вступает в контакт со сверстниками, воспитателем, няней, персоналом ДОО. Ребёнок при общении учится произносить слова внятно и чисто, чтобы он был понятен при общении с окружающими его людьми. Чаще всего дети, у которых речь ясная, правильная, чёткая – являются лидерами. Иногда неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно. Но старшие дошкольники с недостатками произношения должны быть обследованы специалистами для их устранения, так как они становятся замкнутыми, робкими, стесняются говорить, общаться со сверстниками.
Взрослые должны следить за своей речью при общении с детьми (говорить не торопясь, чётко, грамотно, негромко).
Достаточно хорошо развит фонематический слух у детей к 5 – 6 годам. Они уже хорошо произносят звуки. Поэтому, воспитатель, проводя с детьми речевые занятия, игры и упражнения, учит их понимать и употреблять термины: «слово» и «звук»; выделять слова из общего речевого потока; вслушиваться в их звучание; самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове; осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Обращается внимание на длительность звучания (короткие и длинные слова). Ребёнок учится анализировать слоговое строение слова, выделять ударение. Ознакомление со звуковой стороной слова – это ключик к подготовке обучения грамоте, умению думать, будить их самостоятельную мысль, к развитию поисковой творческой жилки, к проявлению повышенных умственных усилий. Воспитатель знакомит детей со звуковой стороной речи и звуковой стороной слова как единицы языка. Учит правильно произносить звуки в словах, отчётливо и чисто произносить слова, развивает умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки и т.д. Дети усваивают знания о том, что слова могут звучать тихо и громко, медленно и быстро, что слова бывают разные и похожие по звучанию, что в словах есть слоги, ударные слоги. Это обогащает словарный запас детей, развивается их память, мышление, воображение.
У детей младшего дошкольного возраста особенно быстро происходит развитие речи. У них особый интерес к словам. Они много и часто задают вопросы, например, почему автомобиль называется автомобилем? Создают свои слова. Пытаются исправлять плохо говорящих сверстников. Со словом они соотносят конкретный предмет, его качества, действие, которое совершается с ним. Но они ещё не могут самостоятельно определить, из каких звуков состоит то ли иное слово, установить их последовательность, разложить слово на слоги, звуки. Точнее, дети не могут сделать звуковой анализ слова, который в дальнейшем поможет в обучении их грамоте. Поэтому воспитателю важно в этот возрастной период учить детей чётко и правильно произносить слова, слышать и различать звуки в них. Важен образец речи воспитателя. При произношении того или иного звука воспитатель при помощи интонации выделяет голосом, то есть громче, протяжнее: например, ж-ж-ж – жук, ж-ж жужжит (при изучении и произношении звука «Ж»). Дети повторяют слова.
Многие дети в младшем дошкольном возрасте говорят или очень тихо, или, наоборот, кричат. Они не могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов. Воспитатель учит и показывает, как можно слова произносить шёпотом, тихо, умеренно, громко, быстро, медленно. Дети повторяют хором, по отдельности. По указанию воспитателя произносят слова быстро или громко. Эта работа проводится в течении года планомерно и систематически. Дети учатся постепенно говорить умеренно громко, небыстро. Чётко и ясно произносить слова. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети учились внимательно слушать своего собеседника, понимать его. Развивать у детей слуховое внимание и слуховое восприятие. Для всего этого воспитатель подбирает и предлагает на своих занятиях игры, упражнения, дополнительный речевой материал: потешки, считалочки, скороговорки, небольшие стихотворения. Дети внимательно слушают, учат, произносят сами. Отгадывая загадки, у детей развивается слуховое внимание. В первой младшей группе (ясли) воспитатель предлагает небольшие загадки, построенные на звукоподражании, которые помогают найти без труда маленьким детям отгадку. Иногда приходится прибегать и к использованию игрушки или предмета.
Ниже приведу примеры различных игр, упражнений и материала, которые используются для развития у детей слухового внимания и восприятия.
Игра «Да или нет» (1 младшая группа)
Наглядный материал: кукла.
Воспитатель: (держит куклу). Показывает и называет части тела: нос, уши, губы, щёки, голова, руки, ноги, глаза и т.д.
Воспитатель просит детей показать, где у куклы губы? Глаза? И т.д.
Дети: показывают.
Воспитатель предлагает ответить детям: Да? Нет? Есть у куклы руки? Есть у куклы ноги?
Дети: Да.
Воспитатель: Есть у куклы хвост?
Дети: Нет.
Эта игра учит детей внимательно слушать. Правильно отвечать на вопрос.

Часто используется игра «Назови животных и скажи, кто как кричит».
Воспитатель: (показывает игрушку гуся). Кто это?
Дети: Гусь
Воспитатель: Как он кричит?
Дети: Га-га-га.
В этой игре дети учатся правильно называть птиц, животных. Внятно произносить все звуки в звукоподражаниях.
Игра «Отгадай и назови».
У детей карточки с изображением предметов, помогающие отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Кто живёт в норке?
Дети: Мышка (находят и показывают карточку).
Воспитатель: Что мы надеваем зимой?
Дети: Шапку.
Воспитатель: А ещё что?
Дети: Шубу
Воспитатель: Кого боится мышка?
Дети: Кошку
Воспитатель: Кто прыгает по дорожке и квакает?
Дети: Лягушка.
В данной игре дети учатся точно отвечать на вопросы, подыскивать соответствующие предметы на картинках. Эффективно использовать данную игру при изучении буквы и звука «Ш».
Как было отмечено ранее, загадки вначале предлагаются короткие, простые.

Загадка «Отгадай»
На заборе сидит,
Громко кричит:
Ку-ка-ре-ку.
Дети: Петушок
Позже уже с детьми можно усложнить игру.
Воспитатель: Ку-ка-ре-ку! Кто это?
Дети: Петушок.
Воспитатель: Что он делает?
Дети: Ку-ка-ре-ка-ет
Воспитатель: Кря-кря-кря. Кто это?
Дети: Утка.
Воспитатель: Что она делает?
Дети: Крякает

Так, детям старшей дошкольной группы воспитатель даёт задания.
Заучивают чистоговорку.
«В уголок Алёнка села,
У Аленки много дела».

Воспитатель: Произнесите чистоговорку шёпотом.
Дети произносят (как хором, так и в отдельности).
Воспитатель: А теперь тихо.
Дети произносят.
Воспитатель: А теперь громко.
Дети произносят.
Данное задание развивает голосовой аппарат (умение говорить тихо-громко), развивает память, умение чётко произносить фразы при правильном произношении звуков.

«Маше каша надоела,
Маша кашу не доела.
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!»

Скороговорки в старшем дошкольном возрасте, как в данном случае про Машу, закрепляют правильное произношение детьми звуков, в основном наиболее трудных, в нашем случае – «Ш».

Как и скороговорки, загадки помогают развивать у детей слуховое внимание, закреплять правильное произношение детьми звуков в словах, то есть способствуют развитию хорошей дикции.

Например:
Рыжая с пушистым хвостом
Живёт в лесу под кустом (Лиса).

Подводя итог, необходимо отметить, что умело и разнообразно выбранный материал воспитателем, систематически используемый на занятиях, положительно влияет на развитие у ребёнка правильной, культурной, обогащённой словарным запасом, речи.

Рекомендуем посмотреть:

Материал для речевого развития дошкольников Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет Речевые игры для детей 5 - 9 лет

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Подготовка ребёнка к школе. Советы родителям | Из опыта работы воспитателя по ПДД в детском саду
Опубликовано: 1293 дня назад (9 мая 2021)
Просмотров: 798
Рубрика: Публикации
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!