Значение игры на занятиях с дошкольниками в детском саду.
Автор: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ №60 г. Воронеж.
Описание материала: Предлагаю вам статью по теме "Значение игры на занятиях в детском саду". Данный материал будет полезен воспитателям. Статья направлена на формирование культурной, творческой, социально - активной личности ребёнка.
Значение игры на занятиях в детском саду
Цель: формирование культурной, творческой, социально - активной личности ребёнка.
Задачи: расширение и активизация словарного запаса;
повышение уровня речевого развития;
подбор наиболее эффективных методов, приёмов, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников;
развитие творческих способностей.
В своей статье я хочу остановиться на теме о значении игры на занятиях в детском саду. Хочу отметить, что, играя, дети получают знания. Чем интереснее им, тем углубленнее усваивается учебный материал.
Но если до подготовительной группы на занятиях я использовала как можно больше и разнообразнее игр, то, когда дети переходят в подготовительную группу, здесь понимаю, что они стоят на пороге перехода к школьной жизни, к школьному обучению. Здесь уже больше делаю упор не на игры (хотя и они не исключаются!), а на использование на занятиях картин, схем, таблиц, чертежей, муляжей. Но оформляю наглядные пособия, считаясь с возрастными особенностями детей. Дети должны увидеть, услышать, потрогать тот или иной предмет, чтобы запомнить его. Например, изучая тему "Зима", дети не только слушают моё объяснение об этом времени года, но и смотрят, держат в руках снежинки, ощущая их, слушают завывание метели.
А на занятиях по развитию речи я стараюсь как можно меньше говорить, давая возможность детям эмоционально, выразительно, грамотно самим излагать свои мысли. Очень любят дети, когда я провожу с ними по развитию речи аудит - тест. В чём заключается данная работа?! Детей "делю" на 3 команды. Вывешиваю на доске 3 картинки. Например: Кошка. Собака. Корова. Каждая группа - команда работает по своей картинке; даётся время. Каждый ребёнок из своей команды начинает самостоятельно составлять по одному предложению по своей картинке. И в конце концов получается небольшой рассказик по заданной иллюстрации. Побеждает та команда, кто составил полный, грамотный по содержанию текст. А кто - то знает стихотворение, например, про собачку. Это тоже плюс. Дети так активно включаются в этот процесс, что, уходя вечером домой, спрашивают:
- А можно я дома вечером нарисую кошечку и завтра рисунок принесу в садик и покажу всем?!
Кто - то из детей предлагает на завтра принести фото своего любимца. Здесь идёт не только образовательный, но и воспитательный процесс ( любовь к животным), а также взаимосвязь: воспитатель - дети - родители. Ведь я уверена, что дети дома занимаются рисованием под руководством родителей.
Затем занимаемся с детьми песочной аннимацией. Кто -то рассыпает песок, а у кого получается, делает пальчиком на песке хвостик кошечки или собачки. А кто-то старается на песке нарисовать красивое животное.
Обучая детей в игровой форме в подготовительной группе, я не забываю такой важный аспект: все дети получают знания в той или иной степени, но усвоение этих знаний происходит у всех по - разному, и большую роль в этом играет темперамент ребёнка. Есть дети - холерики, есть - сангвиники, есть - флегматики, есть - меланхолики. И если сангвиник схватывает материал быстро, уверенно, то флегматик - медленнее, неуверенно. Поэтому подбираю игру таким образом, чтобы она соответствовала именно тому или иному детскому темпераменту. И таким образом, усвоение материала происходит всеми детьми успешно.
Также хочу остановиться на ещё одном аспекте своей работы. На своих занятиях часто использую методику Марии Монтессори, вернее - её элементы. Сидя за столиком, дети старательно отделяют мелкие зёрнышки от горошин. Если в ясельной группе дети только учились этому, то в последующих группах они уже выполняют эту работу играючи быстро, уверенно. Это упражнение помогает развивать речь ребёнка посредством тренировки мелкой моторики рук. Ведь в пальцах находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры коры головного мозга.
Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил:
"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев".
И на занятиях мы стали играя, рисовать пальчиками (нетрадиционная техника рисования). Это стимулирует развитие творческих способностей.
Рекомендуем посмотреть:
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе
Игровая деятельность в старшей группе "Волшебный кубик"
Игра и ребенок
О роли игры для психологического развития детей дошкольного возраста