Разработка занятия по теме «Мир насекомых» в объединении по интересам «Занимательная биология»
ОПИСАНИЕ: Занятия по теме «Мир насекомых» проводились в объединении по интересам «Занимательная биология» не один год. Ребята с удовольствием знакомились с насекомыми и их образом жизни, выполняли интересные задания. В данной публикации представлена разработка, которую можно проводить как на занятиях эколого-биологических кружков (90 минут), а при сокращении материала (с учетом возраста и подготовки ребят) её можно использовать при организации внеклассных мероприятий в начальной школе (45 минут).
Педагог: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Состав учебной группы: 12 учащихся, 8-10 лет
Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)
Место занятия в учебном курсе: занятие с учащимися 1-го года обучения, раздел «Эти загадочные животные», занятие №3
Цель занятия: знакомство учащихся с многообразием насекомых и их ролью в природе
Задачи:
Обучающая – способствовать формированию представлений об отличительных особенностях строения насекомых, их разнообразии и красоте.
Развивающая – способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
Воспитывающая – способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения.
Специфика занятия: учебно-развивающее
Форма организации учебного занятия: индивидуально-групповое, практико-ориентированное.
Методы обучения, используемые на учебном занятии: словесный, игровой, практический.
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: иллюстрации насекомых, бумага, цветные карандаши, материалы для экологической мастерской, кроссворды, загадки и задания по теме, коллекции насекомых, ручки.
Предварительная подготовка учащихся к занятию: вспомнить насекомых Республики Беларусь.
Структура занятия
1. Организационный этап
Приветствие. Знакомство с темой занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
2.1. Игра «Кто больше?»
2.2. Беседа «Общая характеристика насекомых»
3.Операционно-познавательный этап
3.1. Физминутка «Бабочка»
3.2. Конкурс загадок «Мир насекомых»
3.3. Задание «Внешний вид насекомых»
3.4. Мини лекция «Отдельные представители белорусской фауны»
3.5. Головоломка «Встреча у муравейника»
3.6. Экологическая игра «Мир насекомых»
4. Контрольно-коррекционный этап
4.1. Мини-лекция «Значение насекомых в природе и в жизни человека»
4.2. Экологическая мастерская «Насекомые вокруг нас»
5. Рефлексия
5.1. Рефлексия «Три лица».
Содержание занятия
1. Организационный этап
Здравствуйте ребята!
Сегодня наше занятие будет посвящено шестиногим жителям нашей планеты.
Их разновидностей не счесть,
Размеры малые, но есть,
Три пары ног, глаза и крылья,
Вредят порой непоправимо.
Животным могут досаждать,
Растительность всю истреблять,
Ну, вижу, вы узнали их,
Зовут их – насекомые.
(Леонов В.)
Цель нашего занятия познакомиться с разнообразием насекомых Республики Беларусь и их ролью в природе.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
2.1. Беседа «Общая характеристика насекомых»
Педагог: Ребята, назовите, пожалуйста, виды известных Вам насекомых.
Учащиеся, поочерёдно, называют насекомых, а педагог записывает их на доске.
Педагог:
Смотрите сколько много маленьких жителей нашей планеты. А как вы думаете, сколько всего их видов на Земле?
Ответы учащихся.
Педагог: Учеными описано около 1 миллиона, а всего их от 3-х до 5-ти миллионов. Посмотрите на иллюстрации насекомых и скажите, что у них общего?
Демонстрируются иллюстрации насекомых.
Ответы учащихся.
Педагог: Тело всех взрослых насекомых состоит из трех частей: головы, груди и брюшко. Также у всех насекомых шесть ног и у большинства две пары крыльев. Само слово «насекомые» от слова «насекать» и означает «животное с насечками». Все взрослые насекомые имеют насечки. Это выглядит так, словно тело насекомого поделено на отдельные сочленения.
Демонстрируется иллюстрация жука
Ребята, как вы думаете, как называют детей насекомых.
Ответы учащихся.
Педагог:
Их называют личинками.
Иллюстрация личинок насекомых.
Лучше всего мы знаем личинок бабочек. Их еще называют гусеницами. У каждого вида бабочки своя гусеница.
Иллюстрация гусениц
Насекомые удивительные животные. Их личинки появляются из яйца, а когда приходит время стать взрослыми они превращаются в куколки. Взрослое насекомое называют еще словом «имаго», а личинку – «нимфа».
Демонстрация цикла развития мухи, жука и бабочки.
У некоторых насекомых куколок нет. Например, у кузнечиков и клопов.
Демонстрация цикла развития клопа и кузнечика.
Если у насекомых есть куколка, то его цикл развития называют полным, если нет, то – неполным.
Демонстрация цикла развития пчелы и стрекозы.
Задание «Цикл развития насекомых»
Цель: закрепить знания учащихся о развитии насекомых.
Учащиеся получают схемы циклов развития кузнечика и майского жука. Им необходимо подписать все стадии развития насекомых, и определить какой это цикл развития, полный или неполный. (Цикл развития майского жука с полным превращением, а цикл развития кузнечика – с неполным.)
Педагог:
Ребята скажите, в какое время года можно увидеть больше всего насекомых?
Ответы учащихся: Летом, в конце весны и ранней осенью.
Педагог:
А что, по-вашему, делают насекомые зимой?
Ответы учащихся: Спят или погибают.
Педагог:
Попробуйте объяснить, почему зимой нет насекомых?
Ответы учащихся: Нет пищи, холодно.
Педагог:
Большинство насекомых находят себе укромные и удобные места и прячутся туда, чтобы впасть в зимнюю спячку. Например, комары, мухи.
Демонстрируются иллюстрации комара и мухи.
Многие взрослые насекомые, с наступлением холодов просто умирают, а их яйца или куколки зимуют в щелях, под опавшими листьями. Примером могут служить кузнечики (зимуют яйца), стрекозы (зимуют личинки), многие бабочки (зимуют куколки).
Демонстрируются иллюстрации бабочки-белянки, стрекозы и кузнечика.
А есть еще насекомые, которые как птицы совершают перелеты на юг. Это бабочки адмиралы и репейницы. В первые осенние дни стаи репейниц улетают на юг. Они зимуют в Турции, Иране, Африке. Назад они возвращаются к нам в июне. Отложив яйца, репейницы погибают. В конце лета появляются молодые бабочки. Осенью они отправляются в далёкий путь. Бабочки адмиралы в Республике Беларусь летают с начала июня по конец сентября. Осенью они мигрируют для зимовки на юг и часть из них весной возвращается.
Демонстрируются иллюстрации бабочки адмирала и репейницы.
Адмирал
Репейница
Педагог:
Ребята, скажите, чем питаются насекомые?
Ответы учащихся
Педагог:
Насекомые имеют очень разные вкусовые предпочтения. Здесь нет ничего удивительного, поскольку в настоящее время науке известно свыше 1 миллиона видов шестиногих жителей Земли.
Различают четыре основные группы: хищники, растительноядные, всеядные и те которые питаются мертвыми организмами.
Задание «Типы питания насекомых»
Цель: способствовать получению знаний о типах питания насекомых.
Учащимся предлагаются иллюстрации насекомых, которые необходимо разделить на 4 группы взависимости от типа питания.
Предлагаемые насекомые: стрекоза-коромысло, бабочка-белянка, майский жук, жук-навозник, муха домашняя, божья коровка, жук-могильщик, муравей рыжий.
Педагог:
Ребята объясните, почему вы так разделили насекомых?
Ответы учащихся:
Стрекоза-коромысло и божья коровка питаются другими насекомыми, поэтому мы отнесли их к хищникам. Бабочка-белянка и майский жук, предпочитают растительную пищу, значит, они растительноядные. Муха домашняя и муравей рыжий едят как растения, так и животных, а также отмершие части растений. Это всеядные насекомые. К животным питающимся мертвыми организмами относятся жук-могильщик и жук-навозник.
Педагог:
С питанием насекомых мы разобрались, теперь необходимо узнать, а кто же их ест.
Для этого выполните следующее задание.
Задание «Кто ест насекомых?»
Цель: узнать животных, которые питаются насекомыми.
Учащимся предлагается сложить и склеить в картинку пазлы животных, которые питаются насекомыми. Назвать их.
Предлагается синица, квакша, прыткая ящерица, ежик, рыба-брызгун, стрекоза, паук.
Примечание: Учащиеся делятся на пары и каждая получает 1-2 пазла. Затем картинки демонстрируются, а результат работы обсуждается.
Педагог:
Таким образом, насекомыми питаются другие насекомые, пауки, многие виды рыб и птиц, лягушки, ящерицы, насекомоядные зверей. А еще есть растения, которые не прочь закусить насекомыми. Это, например, росянка.
3.Операционно-познавательный этап
Педагог: А сейчас предлагаю Вам принять участие в физкультминутке «Бабочка»
3.1. Физминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (покружиться)
Педагог:
Ребята, давайте посмотрим на доску и попробуем рассказать, что мы знаем о перечисленных вами в начале занятия насекомых.
Ответы учащихся.
Педагог по ходу ответов учащихся вносит свои дополнения.
Педагог:
А сейчас у нас конкурс загадок «Мир насекомых»
3.2. Конкурс загадок «Мир насекомых»
Цель: расширить знания учащихся о многообразии насекомых.
Правила:
Учащиеся делятся на три группы. На столе располагают карточки с загадками текстом вниз. По очереди игроки берут загадку, зачитывают вслух, совещаются командой и дают ответ. Если ответ правильный команде засчитывается очко, если нет, педагог озвучивает отгадку.
Загадки:
1. Шаг за шагом отмеряя,
По воде она несется.
Ту букашку всякий знает!
Как, ответь, она зовется?
(Водомерка)
2. Много лет живет в воде,
Рыбам кормом служит.
А на суше только день
В хороводе кружит.
(Поденка)
3. Под навозную лепешкой
Покопается немножко,
Корм личинке запасет
И куда-то уползет.
(Навозный жук)
4. Грозный жук на тонких ножках
Мчится по лесной дорожке.
Эй, козявка, осторожно!
Поплатиться жизнью можно!
(Жужелица)
5. Под землей она живет
Ход копает, словно крот.
корешки грызет нередко
А зовут её …
(Медведка)
6. Шубку теплую надел,
За нектаром полетел.
А в земле семейка ждет,
Когда корм он припасет.
(Шмель)
7. Холмик вырос у дороги
Из песчинок и хвоинок.
В нем живет букашек много
Чей тот домик?
(Муравьиный)
8.Темной ночью у дороги –
Огоньки, как угольки.
Осторожно ставьте ноги –
Здесь сверкают …
(Светлячки)
9.Эти коровки на травах сидят.
Сока напьются и вдаль улетят.
(Тля)
10. На крылышках белых, словно ромашки,
порхают над грядкою эти букашки.
А их нехорошие серые детки
Объели капусты и редьки листочки.
(Бабочка белянка)
11.Вам сейчас задам вопрос:
Кто грызет листки берез?
Кто с жужжаньем грозным в мае
Ночью над землей летает?
Он в земле живет три года
И лишь месяц на свободе.
(Майский жук)
12. Морское звание имеет,
При встрече честь не отдает.
Служить на флоте не умеет,
А отправляется в полет.
(Бабочка адмирал)
13. Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
14. Крылья будто из слюды
И огромные глаза.
Вьётся около воды.
Кто такая? –
(Стрекоза)
15. Мастерица золотая
С песней по садам летает.
Над подсолнухом звенит,
В домике пыльцу хранит…
(Пчела)
16. Разрешенья не спросил,
Подлетел — и укусил!
(Комар)
17. Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет.
(Муха)
18. Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо.
(Оса)
19. Погасили в доме свет –
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу да ру-чу-чок.
Кто же это? …
(Сверчок)
20. Всем люблю я докучать,
Шевеля усами.
Заползаю под кровать,
Кров делю я с вами.
(Таракан)
3.3. Задание «Внешний вид насекомых»
Цель: знакомство с внешним видом отдельных представителей насекомых.
Раскрасить насекомых:
3.4. Мини лекция «Отдельные представители белорусской фауны».
По ходу лекции демонстрируются иллюстрации насекомых.
Педагог:
Вот и пришла очередь познакомиться с тремя видами насекомых подробнее.
Махаон
Кто, ребята, угадает,
Что за бабочка такая:
Есть на крыльях «хвостики»
Узор на желтом фоне.
А гусеницы обедают укропом.
(Махаона)
Название бабочки Махаон уходит далеко в историю, во времена существования древней страны Трои. Согласно легенде, в этом городе проживал врач Махаон. Он занимался исцелением раненых воинов. В одном из сражений врач-воин погибает. А его душа стала бабочкой с нежно-желтыми крыльями и изящным рисунком черного цвета на них. Вот такая легенда.
Демонстрация гусеницы, куколки и имаго махаона.
Демонстрируется видео полного цикла развития махаона.
Взрослые бабочки живут около 20 дней и то только если не станут чьим-нибудь обедом. А желающих его съесть много. Это и пауки, и птицы, и муравьи. А сами бабочки питаются нектаром и при этом опыляют цветы. Махаон – дневная бабочка.
За свою недолгую жизнь самка махаона успевает отложить 100-200 яиц, из которых появляются гусеницы питающиеся листьями укропа, петрушки, тмина и других зонтичных растений.
Жук-олень
Жесткокрылый, кривоногий,
Тёмный, гладкий, большерогий,
Без хвоста и без усов
Ползает среди дубов.
С дерева в ночи взлетает,
Неуклюже всех летает ...
А потомство прячет в пень ...
Кто, скажите? ...
(Жук-Олень)
Демонстрация самки и самца жука-оленя.
Это самый большой жук из всех, обитающих в Республике Беларусь. Длина тела жука-самца вместе с рогами варьируется от 4 до 8 сантиметров. Самая примечательная черта внешности этого жука – пара изогнутых рожек коричневого цвета с несколькими зазубринами на них. На самом деле, это измененные верхние челюсти. В полете они перевешивают грудь и брюшко жука, поэтому ему приходиться летать, держа тело в вертикальном положении.
Демонстрируется видео полета жука-оленя
Самцы используют свои рога для борьбы с другими самцами. Самки лишены такого эффектного украшения.
Любопытно, что при таком развитом челюстном аппарате, эти жуки совсем не едят твердую пищу, предпочитая пить соки деревьев. Срок активной жизни жука-оленя очень недолог – около месяца. А вот личинки живут от 4 до 8 лет.
Демонстрация цикла развития жука-оленя.
Самка выбирает гниющее дерево и выгрызает в его стволе норы, в которые она отложит до 20 яиц. Спустя два с половиной месяца из яиц появятся личинки, которые будут питаться трухой дерева. Взависимости от пребывания в стадии личинки, она может вырасти до тринадцати сантиметров в длину. Примечательно, что личинки могут жить только в мертвых, гниющих деревьях. Длина рогов и размеры тела будущего жука прямо зависят от качества питания личинки. Личинки работают своеобразными невидимыми санитарами леса, утилизируя лиственные породы.
Когда личинка готова к перерождению, она вырывает себе пещеру в трухе своего дерева, проявляя при этом некоторую предусмотрительность – будущие самцы утрамбовывают себе больше пространства, оставляя место для рогов. Осенью личинка окукливается, чтобы весной выбраться на свет в теле красавца жука-оленя.
Жуки-олени служат пищей для хищных лесных птиц и летучих мышей, но самую большую опасность, стремительно сокращающую их ряды, представляет для них человек вырубающий дубравы и убирающий гниющие деревья тем самым лишая жука-оленя дома.
Рыжий муравей
Кто не знает силача?
Груз он носит не ворча.
Для него везде тропинка:
И дорожка, и былинка,
Может вниз нести и вверх;
Он работник лучше всех.
(Муравей)
Демонстрация иллюстрации рыжего муравья.
У множества народов муравьи считаются воплощением трудолюбия. Эти удивительные существа создали свою собственную цивилизацию со строгой иерархией, разделением обязанностей и огромными подземными городами, пронизанными разветвлёнными подземными ходами.
Демонстрация иллюстрации муравейника.
Ученые полагают, что муравьи способны переносить предметы в 5000 раз тяжелее их самих. А слышат они, улавливая колебания земли ногами. Каждой колонии муравьев соответствует свой собственный запах. Муравьиная королева занимается исключительно тем, что откладывает яйца. Забота о них — обязанность рабочих муравьев. А есть еще муравьи-солдаты, муравьи добывающие пищу и те, кто занимается ремонтом муравейника. Муравьи способны образовывать из своих тел «живые мосты» для пересечения водных или растительных преград. А еще муравьи очень хорошо общаются между собой, для этого они использую звуки, запахи и жесты.
3.5. Головоломка «Встреча у муравейника»
Цель: получить представление о языке-жестов у муравьев
Правила:
С помощью ключа «Язык муравьев» прочитать текст.
Ключ:
Текст
Ответ:
Один муравей встретил возле своего муравейника чужака.
И спрашивает у него: «Кто ты?»
«Я из соседнего леса. Вот дополз до Вашего муравейника. Дай поесть!»
- нахально так потребовал он у хозяина муравейника.
«Да, чужой запах», - убедился первый муравей.
«Эй, друзья! Внимание, тревога! – завопил он. – В нашем муравейнике чужой!»
«Ах, так, тогда берегись!» - воскликнул названный гость. – Я вас не боюсь!»
В бой! И началась драка.
передает мяч игроку справа, тот должен назвать другое насекомое и передать мяч по кругу. Если игрок не может назвать, он выб
3.6. Экологическая игра «Мир насекомых»
Цель: закрепить знания учащихся о многообразии насекомых.
Ход игры: Учащиеся стоят, образуя круг. Один из учащихся берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое насекомое и ывает из игры. Игра длится пока не останется один игрок. Он считается победителем.
4. Контрольно-коррекционный этап
4.1. МИни-лекция «Значение насекомых в природе и в жизни человека»
Педагог:
Сегодня мы познакомились с миром насекомых, узнали много нового и интересного. Скажите, как, по-вашему, что будет, если исчезнет какой-нибудь вид насекомых?
Ответы учащихся.
Педагог:
Все знакомы с комаром, которого мало кто любит. Многим не раз приходила мысль о том, как было бы хорошо, если бы комары исчезли с планеты. А так ли это на самом деле?
Давайте посмотрим видео «Что будет, если комары исчезнут?»
В заключение хочу отметить, что любое нарушение пищевой цепочки может привести к катастрофе планетарного масштаба, потому всё живое, пусть и самое маленькое играет важную роль в жизненном цикле всей планеты.
4.2. Экологическая мастерская «Насекомые вокруг нас»
Цель: закрепить основные внешние признаки насекомых.
Педагог предлагает учащимся сделать по одной простейшие подделки насекомого на выбор.
5. Рефлексия
5.1. Рефлексия «Три лица».
Педагог показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Ребятам предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Предполагаемый результат занятия
Учащиеся должны знать и уметь:
- узнавать насекомых в загадках, по рисункам;
- приводить примеры насекомых;
- сравнивать части тела различных насекомых;
- пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе;
- работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
- понимать важную роль насекомых на планете.
Рекомендуем посмотреть:
Рассказ для младших школьников. Насекомое-привидение: Палочник
Божья коровка. Рассказ для младших школьников.
Похожие статьи:
Про пчел для детей 1 класса
Про тараканов для детей
Про колорадского жука для детей
Сообщение про пчелу, 2 класс. Окружающий мир