Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий праздника «Жаворонки» в подготовительной группе детского сада

Сценарий праздника «Жаворонки» для старших дошкольников 5-7 лет
Описание: Сценарная разработка предназначена для педагогов дополнительного и дошкольного образования, а также представляет интерес для родителей дошкольников.

Цель: воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру и истории своего народа.
Задачи:
- способствовать обогащению знаний детей по орнитологии;
- познакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками;
- активизировать познавательную деятельность;
Форма организации мероприятия: праздник
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой.
Материально-техническое обеспечение мероприятия: иллюстрации перелетных птиц, цветные карандаши, подборка загадок и стихов о птицах.
Продолжительность мероприятия: 30 -40 минут
Ход мероприятия

1 ведущий:
Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта. В православном церковном календаре это день почитания памяти сорока мучеников Севастийских – воинов-христиан, принявших мученическую смерть за православную веру.
Народные названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие).
Существуют поверья, что в этот день прилетает сорок птиц с юга, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек.
2 ведущий:
По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста птичек, которых часто называли «жаворонками» («скворцами», «куликами»). Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

— Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.
1 ведущий:
— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит.

Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
2 ведущий:
Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну. В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».
— Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать?
Дети: Да

2 ведущий:
А для этого надо знать волшебные слова. Вот какие:
— Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!
Жавороночек, прилети к огням.
Принеси ты нам тепла, летечка!
Жавороночки, летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
А теперь все вместе (ведущий читает первую строку, потом вместе с детьми повторяет, затем вторую и т.д.)
1 ведущий
Жаворонок – одна из перелетных птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку - Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.
Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. А мы давайте нарисуем жаворонков.
Дети рисуют жаворонков.

2 ведущий:
Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце.
Вышли мы погулять,
Весну красную встречать.
Необычно это как-то: где искать ее и как? Давайте послушаем сказку «Как Весна Зиму поборола» (приложение 2).



1 ведущий
Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.
Красны девицы,
Да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.
В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.
Хоровод «Солнышко»
Дети (вместе с ведущими) встают в хоровод, идут по кругу, говорят заклички о солнышке:
1. «Приди, приди, солнышко,
Солнышко-ведрышко,
Загляни в окошко.
Засвети щедрее,
Солнышко, нарядись,
Всех согрей скорее.
Красное, покажись»
2. «Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!»
3. «Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!»

2 ведущий
Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну. Птицы, которые прилетают к нам весной, а улетают осенью, называются перелетными. Каких перелетных птиц вы знаете, сейчас мы узнаем.
Ведущий загадывает загадки и демонстрирует отгадки:
1. Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

2. Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка)

3. В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (Кукушка)

4. Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (Скворец)

5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей)

6. Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли —
Им с ходулей не сойти. (Журавли)

7. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)

8. Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка — … (Трясогузка)

9. Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

10. Вот так птица — какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)

11. Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только … (Стриж)

12. Лишь скрипит, а не поет,
В дуплах гнезда вьет,
Все движенья очень ловки
Скромной … (Мухоловки)

13. В чаще, где сосна и ель,
Свист, серебряная трель
Начинает спозаранку
Рыжегрудая …(Зарянка)

14. Как флейта песня та звучит:
Её поёт «лесная» кошка.
Среди ветвей гнездо висит,
Оно похоже на лукошко.
– Дружок, подумай и скажи,
Чьи трели мне слышны в тиши? (Иволга)

15. То не каша - птица это
Желтоватым птица цветом.
А живёт в овсе желтянка,
И зовут её … (Овсянка)

16. Хохолок на голове,
Видит всё, всегда, везде.
Эта птичка, словно ирис,
Но зовут ее все … (Чибис)

1 ведущий
А сейчас конкурс стихов.
Ребята читают стихи о перелетных птицах (приложение 1).
2 ведущий:
— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
1 ведущий:
— Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хочу, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!
Вот подошел наш праздник к концу.
(Ведущие угощают ребят булочками-жаворонками)

Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.
До свидание, до новых встреч!
Приложение 1
Стихи о перелетных птицах
1. Длинноклювый, голенастый
Прилетел к нам белый аист,
Выбрал место он повыше,
Свил гнездо на нашей крыше

2. У папы-скворца — четыре птенца,
Два птенчика смирных плюс два сорванца.
Папа-скворец не ест и не пьет:
Найдет червячка – и деткам несет.

3. Кто поёт так звонко, чисто
средь ночных ветвей?
Это самый голосистый
майский соловей.

4. Трясогузка с белой грудкой
Прилетела на минутку,
Потрясла своим хвостом
И исчезла за кустом.

5. Обрадовался стриж:
«Какой я быстрый, ишь!
Во сне, наверно, ласточка
Меня догонит лишь»

6. У обочины дороги
Ходит аист длинноногий
Самый лучший из отцов,
Ищет пищу для птенцов.

7. Кукушка спряталась в лесу
и нам кричит: ку-ку, ку-ку!
И вот пошла потеха –
Ку-ку! – ей вторит эхо!

8. На ходулях бродит кто-то
Очень смело по болоту.
Ну, не страшно здесь ни капли,
Хорошо живется цапле!

9. В небе чистом, как страница
Пролетают плавно птицы.
Над просторами полей
Клин красавцев журавлей.

10. Птицы построили гнезда.
Будут до осени поздней
Птенчиков малых растить -
Их червячками кормить.
Приложение 2
Сказка «Как Весна Зиму поборола»
Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:
— Когда Весна придёт, когда талица ударится и с гор снега скатятся, а по лужкам разольётся вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать-звать.
Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, всё Морозы куёт; надокучила она всем, холодная, студёная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовёт Солнце:
Солнышко, Солнышко,
Красное вёдрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретило ли свою сестру?
Солнце говорит:
— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. А Весна про то и не знает. Иди, красная девица, за мной, как увидишь перед собой лес зелен весь, там и ищи Весну. Зови её в свои края.
Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идёт. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес зелен весь. Ходила, ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки-крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит — летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья для всякого зелья. Та лебедь была — Весна.

Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки. Стала тут Маша Весну кликать-звать, рассказывать:
— Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, всё Морозы куёт, холод-стужу напускает.
Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.
А Зима не уходит, Морозы куёт да посылает их наперёд Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнёт — там и заслон сметёт, другим махнёт — и сугробы тают. Морозы-то от Весны и бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.
Так-то Весна Зиму поборола!
Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год тёплый, хлебородный.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на тему: Весна Сценарий весеннего представления для детей подготовительной группы в детском саду Музыкальная сказка на тему: Весна для детей подготовительной группы детского сада Праздник "Сороки" для дошкольников подготовительной группы ДОУ

Похожие статьи:

Весенние игры для детей в детском саду. Старшая-подготовительная группа

Весенняя сказка. Сценарий для подготовительной группы

Весеннее развлечение для детей старшей группы в детском сады. Подснежник

Физкультурный досуг в старшей группе весной. Конспект

Весеннее развлечение для старших дошкольников. Сценарий

Познавательное мероприятие для начальных классов «Птицы в городе». Сценарий с презентацией
Опубликовано: 616 дней назад (17 марта 2023)
Просмотров: 2261
+16
Голосов: 16
Кузнецова Оксана Владимировна # 17 марта 2023 в 10:26 +3
Замечательная публикация! Очень содержательная, некоторые формы работы буду использовать на следующей неделе, когда буду проводить занятие. Спасибо!
Софья Владимировна Юхнина # 17 марта 2023 в 19:43 +2
Оксана Анатольевна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на знакомство со сценарием праздника «Жаворонки».
Вы создаёте условия для воспитания у дошкольников интереса к окружающему миру и истории своего народа, это очень важно.
Мне знаком этот праздник, тоже с детками пели заклички, нам выпекали жаворонушек, было чудесно.
Каждый раз восхищаюсь иллюстрациями, которые украшают Вашу разработку.
Сценарий составлен грамотно, доступен для повторения, обязательно воспользуюсь.
Мой голос +2, желаю ВАМ УСПЕХА!!!
Валентина Петровна Чурепкина # 18 марта 2023 в 09:28 +1
Голосую за хороший сценарий, яркий иллюстративный материал.
Наталья Владимировна Боницкая # 18 марта 2023 в 12:31 +2
Интересный сценарий. Голос!
Ольга Константиновна Макарова # 18 марта 2023 в 12:45 +1
Очень насыщенный, интересный, познавательный и актуальный праздник!+1!Спасибо за материал и приглашение!
Наталия Ивановна Иванова # 18 марта 2023 в 15:50 +1
Очень интересный сценарий с полезной информацией и красочными картинками!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 18 марта 2023 в 22:42 +1
Оксана Анатольевна сценарий праздника «Жаворонки» не применено сформирует у дошкольников интерес к окружающему миру и истории своего народа. + Голос
Елена Юрьевна Деришева # 20 марта 2023 в 10:42 +1
Интересный и познавательный материал. Голос
Галина Васильевна Егорова # 20 марта 2023 в 11:57 +1
С интересом познакомилась с вашим сценарием. Он познавательный, развивающий и воспитательный. Много стихов и песен прозвучало на нем. Проведены подвижные игры, просмотрены иллюстрации, презентация. Мероприятие имеет большое значение для воспитания любознательности и доброго отношения к птицам. Примите голос.
Нина Николаевна # 21 марта 2023 в 09:12 +1
Спасибо за приглашение! До невозможности интересный и познавательный сценарий, отличные фото, много стихов и песен о весне и птицах. Необычные подвижные игры!
Удачи!
Лариса Борисовна Бугакова # 21 марта 2023 в 16:40 +1
Познавательный, развивающий и воспитательный праздник.Красивые картинки.Использование малого устного фольклора.Сочетание различных методов обучения.Голос!
Елизавета Сергеевна Сергеева # 4 апреля 2023 в 08:44 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!Спасибо Вам за познавательный и разнообразный материал. Ваш сценарий позволяет закрепить и уточнить представление детей о перелётных птицах, познакомиться с народными традициями, развивать словарный запас. Проведение такого рода мероприятий позволяет формировать экологическую культуру, вызывает интерес детей к природе, традициям и истории русского народа. Яркий, красочный наглядный материал помогает восприятию представленной информации. Мой голос вам!
Волкова Ольга Валентиновна # 18 апреля 2023 в 10:01 +1
С большим удовольствием ставлю свой голос!!! У вас всегда интересные и познавательные публикации, которые сопровождаются красочными иллюстрациями!!!
Наталья Овчаренко # 22 апреля 2023 в 21:10 +1
Познавательный материал, ребята открывают много нового для себя, сценарий несомненно воспитывает интерес к народным традициям, а так же любовь к родной природе через знакомство с разными птицами нашей страны.
Хороводы, заклички, стихи и загадки способствуют гармоничному развитию детей дошкольного возраста через приобщение к народным традициям.
Елена Владимировна Иванова # 7 мая 2023 в 16:10 +3
Оксана Анатольевна! Ваши публикации всегда разнообразны, насыщены познавательным материалом, эстетично оформлены, ярко проиллюстрированы. Сценарий интересный, кроме удовольствия, полученного от игр и забав, ребята обогащают свои знания по орнитологии. Спасибо за труд. Голосую.
Ирина Викторовна Трубинова # 18 сентября 2023 в 12:52 +1
Оксана Анатольевна, очень интересное и познавательное занятие. Спасибо за такую насыщенную разработку. Много нового и интересного узнала сама. С удовольствием отдаю голос. Удачи в дальнейшей работе.
Ольга Вячеславовна Варламова # 2 июня 2024 в 23:49 0
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Занятие составлено грамотно, доступно, много познавательного, интересного,обязательно воспользуюсь. Примите голос!!!!