Сценарная разработка экологической игры «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» для младших школьников
Автор. Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Описание: Материалы экологической игры «Во саду ли, в огороде» рекомендуется использовать для проведения различных школьных мероприятий, посвященных осени и урожаю. Также игру можно проводить, на заключительном занятии после знакомства с культурными растениями на занятиях в экологических объединениях по интересам. Публикация представляет интерес для учителей биологии, начальной школы, воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля.
Цель: закрепление знаний учащихся о культурных растениях.
Задачи:
- способствовать развитию кругозора у ребят;
- способствовать развитию умений применять полученные ранее знания о культурных растениях;
- способствовать воспитанию интереса к растительному миру.
Оформление зала: зал празднично украшен шарами, осенними листьями, гроздьями рябин. Вдоль стен зала в два ряда стоят столы-павильоны с овощами, фруктами и т.д. Каждый стол-павильон имеет свое название, например: «Урожайный», «Витаминный», «Природа и фантазия», «Осенние сны», «Осенние мелодии» и т.д.
Предварительная работа: ребята готовят презентацию своих павильонов.
Ход мероприятия
Мероприятие начинается с показа сценки «А о чем это вы?»Сценка «А о чем это вы?»
На скамейке сидит старик и старуха. Старик читает газету, а старуха вяжет.
Старуха. Вы заметили, лист на дереве не держится, и дождь мелко льется, да долго тянется.
Старик. Это что, в лесу одна ягода.
Старуха. Грибов уродилось мало, да орехов обильно.
Старик. Да, жди суровой зимы. Одно радует: лист, опавший на землю, ничком ложится – жди урожая на будущий год.
Человек со стороны. А о чем это вы?
Старик со старухой вместе. Как о чем? Осень наступила!
Ведущий.
Осенних красок хоровод
Нас непрестанно удивляет,
А зеркала застывших вод
Их многократно умножают.
Приходит осень в свой черед,
Нам дарит то, чего мы ждем –
Чудесный праздник Урожая.
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Мы сегодня собрались на экологической игре, посвященной Осени и празднику Урожая.
Спеша садами, парками, то вдоль, то поперек, с богатыми подарками явилась осень в срок. Щедра прощальной ласкою, бесшумна, как листва, босою златовласкою шагает по лесам, проводит, как начальница, ревизию полей, и вновь земля печалится отлету журавлей. Сегодня Осень – наша гостья и хозяйка бала! (Входит Осень. Во время ее прихода звучат стихи А.Екинцева «Осенью».)
В журавлином небе
Ветер тучи носит,
Шепчет верба вербе:
Осень, снова осень.
Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен,
Шепчет верба вербе:
Осень, снова осень.
На кустарник иней
Белый плащ набросил
Шепчет дуб осине:
Осень, снова осень.
Шепчут елям ели
Среди лесного бора:
Скоро заметелит
И завьюжит скоро!
А.Екинцева
(Участники праздника приветствуют Осень.)
Осень. Я – Золотая Осень. С моим приходом вся Земля покрывается багрово-желтым покрывалом. Я – урожайная. Ведь осень – пора сбора урожая. И сегодня я хочу пригласить вас всех на осеннюю ярмарку.
(Звучит веселая музыка «коробейников». Появляются скоморохи, в руках у них – бубенчики, ложки, трещотки.)
Заходите, не стесняйтесь,
Выбирайте, покупайте,
Веселитесь, отдыхайте!
(Идет презентация павильонов, выступление ребят, посвященные осени и урожаю.)
Ведущий. А сейчас у нас игра – викторина «Во саду ли, в огороде»
Игра – викторина «Во саду ли, в огороде»
1 тур «Вопрос-ответ»
Участники, разбившись на две команды, поочередно отвечают на вопросы.
1. Какое растение называют хлебом мира? (пшеница, рожь, ячмень, рис).
2. Какое растение называют «царицей полей»? (кукурузу)
3. Какое растение называют «золотым яблоком»? (помидор)
4. Какие растения привёз в Европу Христофор Колумб? (картофель, кукурузу, табак, подсолнечник).
5. Каких друзей сада вы знаете? (птицы, жабы, летучие мыши, жужелицы, стрекозы, божьи коровки и др.)
6. Какие сорные растения вы знаете? (пырей, осот, одуванчик, крапива, пастушья сумка и т.д.)
2 тур «Кто больше?»
Учащиеся поочередно называют растения. Кто больше назвал – победил.
2.1. Кто больше знает полевых культур?
2.2. Кто больше знает овощей?
2.3. Кто больше знает фруктов и ягод?
3 тур «Кто быстрее!»
Зачитывается загадка, кто первый поднял руку, называет отгадку.
1. Растёт зелёный кустик
Дотронешься - укусит.
(крапива)
2. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук)
3. Долгоножка хвалится
«Я ли не красавица?
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка!
(вишня)
4. В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём таких, как я,
Будет целая семья!
(зерно)
5. Кругла, да не мяч,
Желта, да не масло
Сладка, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь
(репка)
6. Я румяную матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, пока матрёшка
Упадёт сама в траву
(яблоко)
4 тур «Цветик-семицветик»
На большом листе бумаги или на доске рисуется два цветка в виде ромашки. На некотором расстоянии от рисунка выстраиваются игроки. Задание выполняется в парах. Цель: с закрытыми глазами прикрепить сердцевину цветка на место.
5 тур «Званый обед»
Ведущий говорит, что у него сегодня званый обед, а из продуктов только картофель и капуста. Он просит ребят помочь ему накрыть стол. Проводится конкурс, кто больше назовет блюд из картофеля и капусты.
Дополнительные вопросы:
1. Из каких растений сделаны крупы? Манка, рисовая, пшено, геркулес, перловая? (пшеница, рис, просо, овёс, ячмень)
2. Из каких растений делают масло? (подсолнечник, лён, хлопчатник, кукуруза, облепиха, олива, соя и др.)
6 тур «Найди овощи»
В каждом предложении найти название овоща.
1. Боч
ка пустая по морю плыла,
Раньше в той бочке лягушка жила
(капуста)
2. Кот мышонку не мешал,
На по
лу кот крепко спал.
(лук)
3. Я на листе на
рисовала:
Паль
то, матроса, два овала.
(рис, томат)
4. Мар
фа с Ольгой танцевали
И нечаянно упали.
(фасоль)
В конце игры – подведение итогов и вручение призов.
Осень.
Ребята! Я думаю, что вам понравилось на нашей осенней ярмарке.
А мне пора уходить, зима не за горами. Желаю вам всем больших успехов!
Похожие записи:
Рабочая программа 1 класса коррекционной (специальной) общеобразовательной школы-интерната для обуча
Отчёт воспитателя. Осенний праздник в старшей группе ДОУ
Отчёт воспитателя о развлечении ко Дню осени
Музыка природы в рисунках детей