Сценарная разработка эколого-познавательной программы «Голоса весны»
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий по основной деятельности ГУО «Слуцкой эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Описание: Сценарная разработка предназначена для ознакомления дошкольников с птицами весны. Материал представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений образования, педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, классных руководителей и учителей начальной школы.
Цель: приобщение дошкольников к делу сохранения природы.
Задачи:
Обучающая – способствовать знакомству дошкольников с перелетными птицами Республики Беларусь.
Развивающая – способствовать развитию творческого мышления посредством игровой деятельности.
Воспитывающая – способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Продолжительность мероприятия: 30-40 минут.
Ход мероприятия
Орнитоша (ведущий):
Здравствуйте, ребята,
Дорогие дошколята!
Познакомимся, друзья,
Орнитошей все зовут меня.
Так прозвали неспроста,
Очень птицами интересуюсь я.
Орнитология — наука такая,
Которая пернатых изучает.
Профессора там и доктора наук,
Орнитологами их зовут.
Я же маленький пока,
Вот и прозвали Орнитошей меня.
За охрану пернатых я выступаю -
Стать юными орнитологами и вам предлагаю.
Вы готовы птиц изучать,
Настоящими орнитологами стать?
Дети. Да!
Ведущий:
Что ж, тогда пройти испытанье должны вы, друзья!
Для начала назовите, каких вы знаете птиц.
Ответы детей.
Ведущий:
А скажите ребята, где живут птицы?
Ответы детей.
Ведущий:
Правильно, птицы обитают на суше, рядом с водой, живут в городах, а самое главное большинство птиц летает в воздухе.
Игра «Четыре стихии».
Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Описание: играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, если слово «огонь» - руки по швам. Кто ошибается, считается проигравшим.
Ведущий:
Многие птицы зимуют у нас в Республике Беларусь. Такие птицы называются зимующими. Другие улетают на юг, а весной они возвращаются на Родину. Это журавли, зимородки, скворцы и другие. Их называют перелетными.
В Слуцком районе обитает шесть птиц, за прилетом которых наблюдают не только в Республике Беларусь, но и в других странах Европы. Этих птиц называют птицами Международной кампании «Живая весна».
Давайте с ними познакомимся.
Читаются стихи о птицах весны и демонстрируют их иллюстрации.
Деревенские ласточки.
Ласточки весь день трудились,
В летнем воздухе кружились.
Мух да комаров ловили,
Птенчиков своих кормили.
К вечеру устали очень,
Так, что нет уж больше мочи
И на нитках проводов
Отдыхают от трудов.
Расчирикались подружки,
Так, что в прудике лягушки
Все решили замолчать,
Чтобы птичкам не мешать.
Надо ж им поговорить,
Все проблемы обсудить,
Днём же не раскроешь рот,
Вся добыча упадёт.
Солнце к западу стремиться,
Надо птичкам спать ложиться,
Завтра с раннего утра
Есть запросит детвора.
В. Крякин
Чёрные стрижи.
Ах, какие виражи
Чертят чёрные стрижи!
Парами - стремительно
Под свой свист пронзительный.
Если даже дождичек,-
Им не надо жёрдочек:
Не умеют отдыхать,
А умеют лишь летать.
Пью, едят и спят в полёте,
Как мы - люди - в самолёте,
Только мы летим - сидим,
Стриж же с крыльями един.
Э. Чернышов
Кукушка.
Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку —
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера: «Ку-ку!»
То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое «Ку-ку!»
Чуть пахнет перегретой смолкой.
Лицо, подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю «Ку-ку, ку-ку!»
Е. Благинина
Аист.
Аист – огромная птица:
Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится
И на высоких домах,
Селится к людям поближе,
Как воробей и щегол…
Он на природу обижен –
Голоса нет у него!
Просто не развиты связки,
Что отвечают за крик…
Клювом трещать без опаски
Аист с рожденья привык!
Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей…
Людям приносит он счастье.
И – иногда – малышей!..
А. Кропотин
Золотистый щурка.
Летает, быстро набирая «обороты»,
Парит, стремительно несется вниз.
В полете делает крутые развороты,
Быть совершенством-вот его девиз.
Летает чаще в день лучистый,
И, ловит пчел, стрекоз и ос.
Да. Это щурка золотистый
И, длинный у него, загнутый нос.
Простите. Клюв у них, конечно.
Его не любят пчеловоды,
Не даст он жизни им беспечной.
Такое чудо вот, природы.
Красив, как попугай заморский,
Он норки роет для гнезда.
Конечно силуэт не броский,
Но птица собрана всегда.
Живет в колониях больших,
На пустырях близ леса и воды.
Побережем же братьев меньших,
Прошу я старых и младых.
В. Трофимов
Соловьи.
В мае травы расцветают.
Ночь короче, день длинней.
Всё вокруг благоухает.
Трель выводит соловей.
Из семейства птиц дроздовых,
Чуть крупней, чем воробьи,
Гнёзда вьют в кустах ивовых,
У корней, вблизи земли.
Эта птичка голосиста.
Удивительный солист.
(Хоть собою, неказиста-
Самый признанный артист).
Как поют! Какие трели
Нам выводят соловьи!
Слушать рады хоть неделю
От зари и до зари.
Р. Новикова
Отгадайте загадки о птицах весны
Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Коль летает высоко,
Значит дождик далеко,
Если же летает низко,
Это значит дождик близко
Ответ: ласточка деревенская
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только ...
Ответ: стриж черный
В лесу на дереве живёт.
Но, так как гнёзд она не вьёт,
Соседям их подбросит.
Идем мы в лес собрать букет
На солнечной опушке.
И сколько жить осталось лет
Мы спросим у …
Ответ: кукушка обыкновенная
Птица на крыше гнездышко вьет –
Домик всех выше, счастье несет.
Птенчиков нежно будет учить,
Как безмятежно в небе парить.
Осенней порою на юг улетят,
Чтобы весною вернуться назад.
Ответ: аист белый
Живет в колониях больших,
На пустырях у леса и воды.
Летает чаще в день лучистый,
И, ловит пчел, стрекоз и ос.
Её примета
Длинный, загнутый нос.
Ответ: щурка золотистая
Кто в саду выводит трели
На рожке и на свирели?:
Знать опять среди ветвей
Поселился...
Ответ: соловей обыкновенный
Ведущий:
Отгадайте загадку:
Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь —
в птицу может превратиться.
Ответ детей:
ЯйцоДидактическая игра «Сложи целое яйцо из частей»
Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.
Задание: Сложить мозаику.
Ведущий: А куда откладывают свои яйца птицы?
Ответы детей.
Правильно, в гнезда. Гнезда птицы делают в кустах, на земле, строят норки. Многим птицам домики делает человек. Это скворечники, синичники.
Игра "Конструирование скворечника»
Цель: собрать скворечник из геометрических фигур.
Материалы: геометрические фигуры, рисунок скворечника.
Вот домик — скворечник — для птицы скворца.
Давайте выложим скворечник из геометрических фигур.
Ведущий:
Ребята, кто назовет птицу нашей страны, у которой нет гнезда?
Ответ ребят: кукушка
Ведущий: Правильно это кукушка. Она не вьет гнезд и не заботиться о своих птенцах. Но вам по секрету я расскажу, что, не смотря на это, кукушка очень хорошая мама и очень любит своих детей. Дело в том, что кукушки питаются волосатыми и ядовитыми гусеницами, чем очень помогают растениям, листья которых эти гусеницы едят. Но маленькие птенцы могут погибнуть, если их кормить таким кормом. Поэтому мама их отдает на воспитание к другим птицам.
Ведущий:
А какая птица любит жить рядом с человеком и даже может строить гнездо на крыше одноэтажного дома?
Ответ детей: аист
Ведущий:
Аисты общаются между собой, шипя и щёлкая клювом, так как они не могут «произносить» никаких звуков, кроме тихого писка, из-за особенностей своего клюва.
Ребята расскажите, чем питается аист.
Ответы детей: лягушками, насекомыми, рыбой, жабами, ящерицами.
Ведущий: У нас в стране обитабт удивительно красивые птицы – золотистые щурки. Это очень дружные птицы. На обрыве они делают рядом норки, в которых устраивают гнездо и откладывают яйца.
Все вы знаете, что пчелы и шмели могут ужалить как человека, так и птицу. А вот золотистая щурка очень любит, есть пчел, ос и шмелей. Зато пчеловоды не любят этих птиц, если они прилетают на пасеку.
Золотистая щурка – редкая птица в нашей стране.
Игра «Золотистая щурку»
Задание: сложить картинку золотистой щурки из пазлов.
Ведущий: Стриж – самая быстрая птица в мире. Она проводит очень много времени в воздухе. Представляете, эта птица может даже спать в полете!
А наблюдая за деревенской ласточкой, можно определить будет дождь или нет. Дело в том, что ласточка питается мошками и ловит их на лету. В хорошую сухую погоду мошки летают высоко и ласточки охотятся за ними высоко. Перед дождем крылышки у мошек намокают, и они начинают летать низко, а, следовательно, и ласточки ловят их не высоко от земли. Люди, наблюдая, за птицами не видят мошек. Но давно заметили, что в хорошую погоду они летают высоко, а перед дождем – низко.
Соловей – удивительная птица, которую ценят люди за волшебное пение. В старину часто держали эту птичку дома, в трактирах. Соловей обыкновенный является символом г.Слуцк.
Весной на Родину возвращаются журавли, гуси, жаворонки и многие другие птицы. Давайте вспомним некоторых из перелетных птиц.
Конкурс загадок.
Демонстрируются иллюстрации птиц.
1. В чаще, где сосна и ель,
Свист, серебряная трель
Начинает спозаранку
Рыжегрудая …(Зарянка)
2. Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Рано выпорхнув спросонок,
Кто поет нам?
(жаворонок)
3. На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик, и певец.
(скворец)
4. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …(Соловей)
5. Крупная, большая птица,
На гладь водную садится,
А когда взлетать пытается,
Долго очень разбегается!
(лебедь)
6. Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет.
(цапля)
7. Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда!
(трясогузка)
8. Как флейта песня та звучит:
Её поёт «лесная» кошка.
Среди ветвей гнездо висит,
Оно похоже на лукошко.
– Дружок, подумай и скажи,
Чьи трели мне слышны в тиши?
(иволга)
Ведущий:
Вот и подошло наше мероприятие к концу. Большая просьба, если гуляя по городу или выезжая с родителями на природу, вы увидите белого аиста, деревенскую ласточку, черного стрижа, золотистую щурку, или услышите пение соловья и кукушки – обязательно попросите взрослых позвонить в наш экологический центр и расскажите о встрече с птицей.
До свидания, ребята!
Рекомендуем посмотреть:
Загадки о птицах с ответами для детей
КВН ко Дню птиц для старшей группы детского сада. Сценарий
Конспект занятия для детей 5-7 лет «Знакомство с птицами»
Развлечение «Птицы – наши друзья» для старшей группы. Сценарий
Похожие статьи:
Праздник птиц в старшей группе. Сценарий