Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Образовательная деятельность в режимных моментах в ДОУ по ФГОС

Образовательная деятельность в режимных моментах в условиях реализации ФГОС ДО
В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах.

Режимные моменты - это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ.

Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре.

В этой деятельности решаются такие образовательные задачи как:
• формирование общей культуры детей
• культуры поведения, общения
• питания, сна, здоровья
• безопасности жизнедеятельности
• развитие личностных и физических качеств
• предпосылок к учебной деятельности

Осуществляя образовательную деятельность в режимных моментах, я учитываю не только индивидуальные особенности детей их настроение, их предпочтение к тем или иным видам деятельности, но и стараюсь организовать режимные моменты так, чтобы в них отражались все виды направлений образовательной деятельности: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.

Рассмотрим различные варианты современных форм обучения, которые строятся на основе детских видах деятельности в режимных моментах.

Режимные моменты планирую как в первой, так и во второй половине дня.

Прием детей. Важным условием создания хорошего настроения детей является ласковый, приветливый прием детей является. Во время утреннего приема воспитываю общую культуру поведения детей - привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаю внимание на внешний вид детей, побуждая к стремлению выглядеть опрятно. При приеме провожу индивидуальные беседы. Спрашиваю, что интересного видел ребенок по дороге в садик, обсуждаем погоду, сезонные изменения в природе.

В утренний прием детей использую экспериментальную деятельность, например, с блеском для губ, здороваясь за руку с каждым ребенком, предварительно намазав гель на ладонь, тем самым продемонстрировав, им как могут передаваться микробы и для чего надо мыть руки с мылом перед едой, после прогулки и т. д.

Детское экспериментирование позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям очень нравится проводить реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух, магнит и т. п.), что помогает им освоить существенные признаки неживой природы, растительного мира.

Стараюсь включить детей в тот вид деятельности, который наиболее интересен им в данный момент: игры с другими детьми, понравившаяся ранее игрушка, настольные игры, дидактические, вкладыши, игры по сенсорике, если ребенок выказывает желание, поручаю ему посильное трудовое поручение.

Часто в своей деятельности я использую проблемные ситуации, которые помогают в режимных моментах решить множество задач: формирование гигиенических навыков, воспитание культуры поведения, привитие правил этикета и т. д., а так же вовлечь детей в игру и навести на разные размышления, чтобы найти способы самим решить ту или иную проблему. Например:
- «Зайчонка пригласила в гости кукла Маша, а он и не знает, как вести себя в гостях».

Также провожу беседы по лексическим темам («Домашние животные», « Птицы»; «Красавица зима», «Новый год» и др.). Рассматриваем сюжетные картинки и составляем рассказы по ним, классифицируем предметы по заданному признаку, при этом формируются общие представления о мире, развивается речь, активизируется словарный запас.

В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Украшаем группу» и др.).

Утреннюю гимнастику провожу с использованием стихов «Начинают тренировку журавли, ступают ловко», «Вышли гуси на прогулку и идут по переулку» и пр., что способствует развитию памяти и внимания.

При формировании культурно-гигиенических навыков чтение стихов о воде, её пользе. В кратких беседах знакомлю детей со значением воды в жизни людей, о необходимости бережного использования водных ресурсов. В процессе умывания уточняем название умывальных принадлежностей, из какого материала они изготовлены, называем их цвет, форму, уточняем значимость совершаемых действий.

Во время приема пищи провожу ситуативные беседы о правилах поведения за столом ("Чтобы не было беды, вспомним правила еды», о пользе здоровой пищи, о витаминах, которые находятся в овощах, уточняем название блюд, продуктов используемых в их приготовлении). Обращаю внимание детей на то, как накрыты столы, на наличие столовых приборов, их расположение и назначении. Всё это развивает кругозор детей и словарный запас.

Подготовка к прогулке является моментом активного общения с детьми. В процессе одевания с детьми поддерживаю разговор с детьми о назначении предметов одежды, их сезонного назначения, уточняем название материалов, из которых они изготовлены, деталей одежды. Что также способствует расширению и активизации словаря детей. Во время одевания повторяем полюбившиеся стихи, детские песенки, потешки. Прочтение такой потешки как "Вот они сапожки: этот с правой ножки, этот с левой ножки» делает процесс обувания более непринужденным и успешным.

Во время прогулки я способствую тому, чтобы дети провели ее с пользой для своего физического развития. Для этого провожу подвижные игры развивающие быстроту, ловкость, выносливость, индивидуальную работу по развитию движений (равновесие, перепрыгивание, метание в цель, даль и др.)

При проведении посильного хозяйственного труда на участке обсуждаем назначение орудий труда, их безопасное использование. Способствую воспитанию уважительного отношения к труду, людям, выполняющим эту работу.

Важнейшим компонентом прогулки является наблюдение за живой и неживой природой. Чтение стихов о том, зачем наблюдаем, загадывание загадок о природных явлениях, домашних животных, знакомство с приметами, пословицами и поговорками способствует эмоциональной отзывчивости детей, расширяет их кругозор, способствует активизации и обогащению словаря детей. На прогулке широко использую разнообразные дидактические задания, тем самым предоставляю детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирую их мыслительные операции, предлагаю выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развиваются наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.

По возвращении с прогулки, побуждаю детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитываю стремление оказывать посильную помощь друг другу при раздевании, что способствует сближению детей, становлению дружественных взаимоотношений. Слежу за тем, чтобы дети аккуратно убирали вещи в шкаф, воспитываю бережное отношение к личным вещам, аккуратность.

Дневной сон необходим для полноценного отдыха детей. Перед сном мы проветриваем все помещения. Беседы о пользе для здоровья сна с притоком свежего воздуха, проведенные в непринужденной форме, способствуют формированию желания заботиться о своем здоровье. Рассказанная в спальне потешка, сказка, спокойным ласковым голосом вызывает у детей положительное отношение ко сну.

Одним из важных моментов своей деятельности считаю ежедневное чтение с детьми. Это могут быть как уже знакомые, полюбившиеся произведения так и знакомство с новыми. Посредством сказки закрепляем различные математические понятия, знакомлю детей с геометрическими фигурами: мы шифруем, моделируем сказки, прячем героев в фигурки, которые можно угадывать по форме и величине, таким образом, готовя дошкольников к математической деятельности со знаками и числами. Так, например, в некоторых сказках математическое начало лежит на поверхности - в названии: «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаю детям различные творческие задания и дидактические игры, паззлы, кубики со сказочными сюжетами. Широко использую сказки при формировании целостной картины мира: из народных и авторских сказок дети узнают, почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т. д. Постановка проблемных вопросов - «А если бы наступила весна? », «А если бы погасло солнце?» - позволяет поставить ребёнка в позицию исследователя. Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении.

Поведение героев сказки, их поступки, личностные качества являются яркими примерами нравственного поведения. Эмоционально прочитанное произведение вызывает живой отклик в детях. Помогает понять и осознать красоту окружающей природы, сложность человеческих взаимоотношений, способствует пониманию добра и зла. Вместе с детьми мы рассматриваем яркие иллюстрации в книгах, обсуждаем увиденное, делимся своими впечатлениями. Активно использую игры-инсценировки - это игровые ситуации, которые побуждают детей к положительным формам общения, формируют чувства сопереживания отзывчивости, желание оказать помощь. В свободной деятельности дети используют различные виды театров: кукольный, настольный, теневой. Всё это способствует развитию связной речи, формированию у детей коммуникативных навыков (умения распределять роли, договариваться о выполнении главной роли, считаться с интересами и желаниями друг друга)

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для дальнейшей организации самостоятельной игры.

Игры-путешествия позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т. д. В таких играх решаются задачи разных образовательных областей. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, знакомятся с культурой, традициями и обычаями народов мира.

В творческой мастерской предоставляю детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию. Например: приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»); просмотр познавательных презентаций; оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»). Результатами работы в творческой мастерской являются создание книг-самоделок, детских журналов, создание продуктов детского рукоделия и др.

Организованная таким образом образовательная деятельность в режимных моментах способствует успешной реализации многих образовательных задач и её не следует рассматривать как дополнение к организованной образовательной деятельности. Напротив, в новых нормативных документах акцент с организованной образовательной деятельности переносится на образовательную деятельность при проведении режимных моментов.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект режимного момента в младшей группе Режимный момент «Утро в ДОУ» Старшая группа Режимные моменты в детском саду. Ранний возраст Стихи про режимные моменты в детском саду
Конспект НОД в детском саду в средней группе. Семейные традиции
Опубликовано: 262 дня назад (21 марта 2021)
Просмотров: 1839
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!