Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в детском саду в средней группе. Семейные традиции

НОД для детей средней группы «Семейные традиции»
Автор: Башкирова О. Е
Пояснительная записка:
Самое главное в жизни ребёнка – это его семья. Ему необходимо чувствовать заботу, внимание, любовь родителей, близких людей. Он должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Детям дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Это, в свою очередь, позволяет воспитать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям, близким, своей семье. Что является первой, главной ступенькой патриотического воспитания, научить ребёнка любить, значит воспитать достойного гражданина своей страны.
Цель:
Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием семья, семейные традиции. Развитие коммуникативных способностей дошкольников.
Задачи:
Закреплять знания детей о членах своей семьи, как о людях, которые живут вместе; уточнить понятие «семья», познакомить с новым понятием «родственники»; конкретизировать представления о возрасте членов семьи; упражнять в умении образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением; совершенствовать представления о трудовых обязанностях членов семьи; правильно подбирать слова-действия. Развивать у детей память, логическое мышление, творческое воображение, умение чётко и полно отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается, заботиться о них. Содействовать сохранению здоровья воспитанников.

Технологическая карта (содержание):
1. Предварительная работа.
2. Словарная работа.
3. Основные виды детской деятельности.
4. Ход занятия.
4.1. Психологический настрой.
4.2. Мотивационно-ориентированный этап.
4.3. Поисковый этап.
4.4. Игровое упражнение «Продолжи предложение».
4.5. Игровое упражнение «Кто старше, кто моложе?»
4.6. Малоподвижная игра с мячом «Скажи ласково».
4.7. Двигательная минутка.
4.8. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».
4.9. Дидактическая игра «Дочки-матери».
4.10. Рефлексивно - оценочный этап.

Предварительная работа:
совместное обсуждение пословиц о маме, о семье; беседы о семейных традициях; чтение русских народных сказок «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», рассказов В. Осеевой «Печенье», Л. Толстого «Старый дед и внучек», «Косточка»; дидактические игры: «Семейки», «Чей малыш?»; беседа «Мы – помощники», беседа с опорой на иллюстрации «генеалогическое дерево», составление генеалогического дерева; сюжетно – ролевая игра «Семья».
Словарная работа: семья, родственник, традиция.
Основные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Ход занятия
1. Психологический настрой.
Становитесь, дети в круг, у меня сегодня очень хорошее настроение и я хочу вам его передать, давайте за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся. – Почувствовали тепло в своих руках? Это моё настроение вам передалось.

2. Мотивационно – ориентированный этап.
Обращаю внимание детей на дом.
На поляне дом стоит,
Ну, а к дому путь открыт.
Мы ворота открываем.
В этот домик приглашаем!
А кто в домике живёт,
Узнаете, если загадку отгадаете.

3. Поисковый этап.
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
- Перед сном, надев пижаму, почитать мы просим… (маму)
- Ароматное варенье, пирожки на угощенье, вкусные оладушки у любимой… (бабушки)
- Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной любимый … (дед)
- Кто научит гвоздь забить, даст машину порулить и подскажет, как быть сильным, смелым, ловким и умелым? Все вы знаете ребята, это наш любимый … (папа)
- Кто весёлый карапузик – шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка – это младший мой… (братишка)
- Кто так любит наряжаться? Очень модная девчонка, старшая моя… (сестрёнка).
По мере отгадывания загадок, дети находят и выставляют картинки – отгадки. Выясняем, что в доме живёт большая семья, а членов семьи называют одним словом – родственники.

4. Игровое упражнение « Продолжи предложение: «Я живу с…».[/b]
Дети по очереди называют своих членов семьи (родственников).

5. Игровое упражнение «Кто старше, кто моложе?»
- Денис, а кто старше ты или папа?
- Ева, кто моложе мама или ты? И т.д.

6. Малоподвижная игра с мячом «Скажи ласково».
- С давних времён, существует традиция, когда ребёнок рождается, ему дают имя. Вот и у каждого из вас есть своё имя. Пока вы маленькие, как вас называют? А когда вырастите, как будут называть?
- В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что любят, а как можно ласково назвать сына? (дочь, внука, маму, деда, внучку, папу, брата, и т.д.). Игра проводится с мячом, каждый должен образовать уменьшительно-ласкательную форму.

7. Двигательная минутка.
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку вместе делаем зарядку.
Мама руки поднимет,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево,
Делает мой братик Сева.
Ну, а сам бегу трусцою
И качаю головою.

8. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».
Чтобы уточнить, кто является членом семьи, я предлагаю определить, кто из этих людей является лишним:
- мама, соседка, бабушка, сестра
- бабушка, подруга, сестра, мама
- сестра, бабушка, продавец, брат,
- дедушка, папа, водитель, сын,
- дворник, папа, брат, дедушка.

9. Дидактическая игра «Дочки матери».
- А сейчас вы выберете себе роль (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра) с помощью эмблемы и предмет (молоток, посуда, лейка, нитки, удочка, погремушка, кукла, книга и т.п.). Расскажите, что будите делать в данной роли сегодня вечером. Например, я – дедушка, вечером буду читать книгу, я – папа, вечером пойду на рыбалку и т.п.

10. Рефлексивно - оценочный этап.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили? (в помощь предлагаю мнемокарточки)
- Что вам понравилось?
- Молодцы, вы очень постарались!

Ожидаемые результаты:
обогащение и систематизация представлений о своей семье, осознание себя членом семьи; расширение представлений о семейных традициях; эмоциональное и познавательное включение детей в процессе индивидуального и коллективного взаимодействия с действительностью; демонстрация определённых умений, опираясь на свои знания и умения в конкретной деятельности.

Список использованной литературы:
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003».
2. Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности в ДОО.
3. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. – М.: «Линка-Пресс 2000»
4. Мосалова Л.Л. Я и мир, Конспекты занятий по социально-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «Детство-Пресс 2009».
5. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М.: «Школьная Пресса» 2003.
6. Интернет ресурсы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР Конспект ООД с применением ЭОР в средней группе: Бабочки
Использование мнемотехники в детском саду по развитию связной речи у детей подготовительной группы | Образовательная деятельность в режимных моментах в ДОУ по ФГОС
Опубликовано: 668 дней назад (1 февраля 2020)
Просмотров: 1184
+1
Голосов: 1
Нина Васильевна Соболева # 17 февраля 2020 в 15:23 0
Здравствуйте Оксана Евгеньевна! С удовольствием познакомилась с Вашим материалом. Интересно и всегда востребованная тема. Беру в копилку! Творческих успехов! Голос!