Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование мнемотехники в детском саду по развитию связной речи у детей подготовительной группы

Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей подготовительной группы
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.
К.Д.Ушинский

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи это – наглядность и план высказывания.

Взяв за основу положения отечественных психологов: Эльконина Л.В. об использовании наглядности, Л. С. Выготского о создании плана высказывания; зная, что основные образные средства, которыми овладевает ребенок в этом возрасте – это сенсорные эталоны, различные символы и знаки, я стала применить в своей работе приемы и методы мнемотехники и сразу убедилась в их эффективности.

В этой технике я использую наглядные пособия – таблицы, которые имеют самый разный вид и тему.

Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В мнемотаблицах наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно расположенных в соответствии с планом высказывания.

Мнемотаблицы-схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Я их использую при:
– обучении составлению рассказов;
– при пересказах художественных произведений;
– при проговаривании чистоговорок и скороговорок;
– при отгадывании и загадывании загадок;
– при заучивании стихотворений.

Работа по мнемотаблицам проводится мною в три этапа:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Своим ребятам я предлагаю в основном таблицы черно-белые, чтобы они не отвлекались на цветные изображения. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста.

При составлении мнемотаблицы, мы:
1. Разбиваем рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчерчиваем лист бумаги на квадраты;
2. Рисуем на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изображаем или просто ставим знак «?». Это обязательно комментируем, чтобы детям было понятно.

В мнемотаблице мы изображаем практически все – графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. рисуем то, что считаем нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям.

При составлении описательных рассказов о предметах, мною используются схемы – описания по разным лексическим темам: «Игрушки», «Животные», «Птицы», «Посуда», «Времена года» и т. д. которые помогают простроить план высказывания, что существенно облегчает детям данный вид рассказывания.

Так, при описании времён года, использовала схематические картинки с изображением: солнца, неба, земли, деревьев, зверей, птиц, людей. Карточки по одной выставляла на наборном полотне - схеме, вместе обсуждали их значение, отбирали содержание, определяли последовательность изложения. Сначала детям предлагала образец рассказа составленного совместно, а затем каждый ребёнок самостоятельно составлял связный, последовательный рассказ по модели.

Используя схему описания о птицах, дети выучили рассказ о них.
1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?

По такому же алгоритму мы придумываем рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала отвечает на все вопросы по отдельности, а затем рассказывает об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.

Также одним из видов связного высказывания считается пересказ. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания.

Для пересказов использую художественные тексты детской литературы, что позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» – внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи.
Я.Тайц «По ягоды»
С.Михалков «Как друзья познаются?»
М.Пришвин «Еж»
«Лиса и журавль» русская народная сказка
Л.Пеньевская «Как Миша варежку потерял?»
Н.Носов «На горке»
В.Осеева «Женский день»
В.Сухомлинский «Стыдно пред соловушкой»
К.Д.Ушинский «Пчелки на разведках»
В.Бианки «Купание медвежат»

При этом, кроме художественной ценности, важно учитывать объём произведения, чётко выраженные начало и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь).

Также во время образовательной деятельности порой трудно удержать внимание детей, а составление мнемотаблиц вызывает большой интерес и помогает мне решить эту задачу. При этом использование схемы помогает детям выстраивать:
– структуру рассказа;
– его последовательность;
– лексико-грамматическую наполняемость.

Мнемотаблицы использую также при разучивании стихотворений, что делает процесс запоминания и становления связной речи более эффективным. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку; таким образом, зарисовываем всё стихотворение схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовую план-схему, а по мере обучения дети активно включались в процесс создания своей схемы. Так, например, мы составляли мнемотаблицу при разучивании стихотворения С. Маршака «Апрель»

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель,
По полям бежит ручей,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Вопросы: Какое время года описал С. Маршак в своем стихотворении? Какие слова в тексте были непонятными и сложными?
Далее обсуждаем непонятные слова: валежник, пробирается, стужа.

Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
- Что мы можем нарисовать к этому слову?
- Следующее слово – …. И т. д.
- Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. Послушайте стихотворение еще раз и сравните его со своими рисунками. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение. - Вам понравилось?

Также рисуем другие стихотворения от простого до сложного.
– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Использование приёмов мнемотехники, несомненно, даёт положительные результаты работы по формированию у детей навыка составления связных развёрнутых высказываний. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. У детей формируются представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Всё это важно на данном этапе обучения, так как от человека в современных условиях быстро меняющей жизни требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы с использованием мнемотехники "Кораблик" Описательный рассказ для детей 6-7 лет: «Школа» (с использованием мнемотехники) Проект для детей старшей группы детского сада. Использование мнемотехники Что такое мнемотехника
Роль сказок в формировании у детей безопасного поведения | Конспект НОД в детском саду в средней группе. Семейные традиции
Опубликовано: 685 дней назад (12 января 2020)
Просмотров: 1565
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!