Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие в начальной школе «История русской одежды»

Внеклассное мероприятия. Тема «История русской одежды». Сценарий
Автор: Цесенко Оксана Владимировна, воспитатель ГКОУ РО школы-интерната VIII вида п. Орловского
Назначение: Занятие рассчитано для детей старшего дошкольного возраста, учеников начальных классов, воспитателей, учителей и педагогов организаторов.
Цель: Знакомство с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.
Задачи:
Образовательные
- познакомить детей с русским народным костюмом;
Развивающие
- развивать творческие способности детей, наблюдательность,
память, воображение;
- формировать художественный вкус;
Воспитательные
- воспитывать интерес к традиционному русскому костюму;
- воспитывать доброе отношение к народным традициям.
Используемые технологии:
игровые;
ИКТ.
Оборудование: компьютер: экран, проектор.
Ход занятия.
Организационный момент
Дети и воспитатель встают в круг. Все поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе). Руки над головой образуют полукруг.
Воспитатель вместе с детьми: «Здравствуй, солнышко! Мы тебе рады! Мы проснулись и потянулись… »(дети потягиваются на носочках вслед за поднятыми руками). Руки медленно опускаются, но не разжимаются.
Воспитатель, обращая взгляд поочерёдно к каждому ребёнку, продолжает: «И Надя здесь, и Маша здесь… ». Дети вслед за воспитателем повторяют. Затем воспитатель оглядывает каждого ребёнка и говорит: «Все здесь! Можно начинать наше занятие».
Вступительное слово воспитателя:
Послушайте стихотворение и угадайте, о чём мы будем с вами сегодня говорить.
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?
- Правильно, это стихотворение о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.
Основная часть.
Сегодня мы поговорим об одежде, зачем она нужна, какая она бывает, заглянем в ее историю. Ребята, а скажите, вам нравится одежда, которая на вас одета? (Ответы) А как вы думаете, зачем человеку необходима одежда? (Ответы) Правильно, для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога, насекомых.
А ведь давным-давно, когда на земле жили самые первые люди, вот такой одежды, как у вас, у них не было. Они делали одежду из растений и из шкур животных. На экране проецируется фото древних людей и их одежды.
О красоте они не думали, в основном одежду делали для того что бы прикрыть тело и чтобы было тепло.

Прошло время и одежду стали шить удобную, из тканей. Ее в основном шили дома, шили женщины для всех членов семьи. Одежда была не очень красивая, но прочная и крепкая, ее хватало на несколько поколений. То есть поносит платье мама, затем дочь, потом внучка. Вот какие прочные ткани раньше были. Эти ткани женщины делали тоже сами дома, на специальных установках. На экране проецируется
РУБАХА
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском (показ иллюстраций). На экране проецируется
Понева

Женщины поверх рубахи одевали поневу. Это прабабушка современной юбки. На экране проецируется
Передник.
Далее шел передник. Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, хранить и оберегать владельца от разных напастей.На экране проецируется Навершник.
Обычно осенью или весной поверх рубахи, поневы и передника носили навершник. Навершник – это наплечная одежда по типу укороченной рубахи. Навершник всегда старались украсить вышивкой, аппликациями из дорогих тканей.
На экране проецируется Головной убор.
И завершал костюм головной убор.
Давайте еще раз повторим из каких элементов одежды состоял женский русский костюм.
На экране проецируется Сарафан.
Чуть позже появился сарафанный комплект, носили его на Руси в будни и в праздники. Сарафаны шили из разных тканей. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились придвижении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.
На экране проецируется Душегрея.
В праздничный сарафанный наряд входили и так называемые душегреи. В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые душегреи, которые шили из дорогих тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полоской. Вот так одевались женщины на Руси. На экране проецируется женщины в русской народной одежде.

Кто мне покажет поневу, навершник, передник, сарафан, душегрею. (идет закрепление того, что дети узнали про женскую одежду).

В Древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хоровод. Вот и мы с вами сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка.
«Делу время, а потехе час»
Хоровод «Во поле березонька стояла»
А может быть кто-то из вас стихи знает об одежде? (дети читают стихи)

Брюки — мальчикам нужны,
С ними мальчики дружны,
И зимой, и осенью
Ежедневно носят их.

Для Антошки и Аркашки
Сшили новые рубашки,
Оба рады от души -
Так рубашки хороши.

Шапка с шарфиком сейчас
Нам подходят в самый раз,
Чтоб случайно не простыть
И здоровенькими быть.

Воспитатель: мы с вами отдохнули и продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду.
Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны).
На экране проецируется Рубаха и Порты.

Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.
Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.
На экране проецируется Зипун.
Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи, был зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.
На экране проецируется Кафтан.
Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Для богатых шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам.
Таким образом, штаны, рубаха, зипун, кафтан – вот весь основной мужской гардероб наших предков.
В холодную погоду все без исключения надевали рукавицы или рукавицы перщатые (перчатки).На экране проецируются виды рукавиц. Названия эти происходят от слов рука или перст (палец). Люди побогаче имели рукавицы на дорогом меху. Люди победнее носили кожаные рукавицы, подбитые бараньим мехом, или вязаные варежки из толстой шерсти. Вот так одевались люди в Древней Руси.
На экране проецируется мужчина в русской народной одежде.(идет закрепление названий одежды, дети показывают). Давайте еще раз вспомним и повторим из каких элементов одежды состоял основной мужской гардероб наших предков.
Правильно, штаны-порты, рубаха, зипун, кафтан.
Кто мне покажет рубаху, порты, кафтан, рукавицы.
Я знаю игру «Лишний предмет». Очень трудная. Справитесь?
Игра «Лишний предмет"

На экране проецируется: Головные уборы (платок, шапка, сапоги, кепка)
На экране проецируется: Обувь (валенки, ботинки, пальто, туфли)
На экране проецируется: Для тела (куртка, шуба, шляпа, пальто).
Молодцы, справились с заданием.
А сейчас я вам загадаю загадки про элементы одежды, а вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец.

В узкий глазок вдета тоненькая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик ... (иголка)

Я в школу собрался
И выгляжу так:
Надел я рубашку,
А сверху… (пиджак)

Брюки надел,
Их держать мне не лень,
Только для этого есть
Длинный ... (ремень)

Две плетенки, две сестрички
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Всегда послушен моде,
Как зеркало блестит,
Завязанный он ходит,
Развязанный стоит.
Догадаться же пустяк,
Что его зовут ... (башмак)
Как одним словом можно назвать наши отгадки? ( одежда).
Закрепление.
Итак, о чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали на занятии? (Ответы детей)
Мы узнали о том, как появилась одежда, какая она бывает. Попробуйте разгадать кроссворд, в котором использованы слова по теме "Одежда".
На экране проецируется: Кроссворд
1. Наряд русской красавицы. 2. Предмет домашней одежды для женщин.
3. Предмет деловой одежды для мужчин. 4. Головной убор на осень и зиму.
По вертикали:
1. Наряд русской красавицы.
Ответы: 1. Сарафан 2. Халат 3. Пиджак 4. Шапка.
Посмотрите на манекены и скажите, что на них одето. (Ответы)
Правильно, русские костюмы.
- А где сейчас используют эти костюмы? (Ответы)
-Правильно, в танцах, инсценировках русских народных сказках и т.д.
Итог.
Итак, о чем мы с вами сегодня говорили, (ответы).
- О какой одежде? (об одежде наших предков, о русских костюмах)
-Вспомните названия одежды для женщин, для мужчин.
Подводится итог, похвала ребят активно принимавших участие на занятии.

Рекомендуем посмотреть:

Игра "Поле чудес" в 1-2 классе. Сценарий Сценарий мероприятия для младших школьников "Птицам помогите" Внеклассное мероприятие в начальной школе. Праздник «Чудо земли – хлеб» Сценарий мероприятия для летнего лагеря в начальной школе по теме: Игры с пословицами

Похожие статьи:

Сценарий игровой программы для младших школьников «Волшебный сундучок»

Участник №51 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 мая по 30 июня 2014 года
Опубликовано: 3614 дня назад (26 мая 2014)
Просмотров: 12715
Рубрика: Без рубрики
+13
Голосов: 13
Вера Викторовна Янченко # 26 мая 2014 в 23:13 +5
Оксана Владимировна, очень интересное и познавательное занятие. Детей обязательно надо знакомить с жизнью русского народа, его бытом, обычаями, традициями, а все это ярко выражается и в традиционной одежде народа. Все цели и задачи были достигнуты, прослеживается по этапность мероприятия, с обязательным закреплением, подведением итога, физминуткой. Из предложенного фото материала, видно, что дети заинтересованы, принимают активное участие. Присутствует и подготовительная работа, дети учили стихи, много наглядного материала. Спасибо за МК! Голосую! Удачи Вам!
Светлана Николаевна Ефименко # 27 мая 2014 в 07:40 +4
Здравствуйте,Оксана Владимировна.Спасибо Вам, что пригласили меня ознакомиться с конспектом своего сценария.Я считаю, что русская народная культура неразрывно связана с верой отцов и дедов, историей России. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.Целью работы служит воспитание моральных ценностей, художественного вкуса, формирование у детей системы элементарных знаний о русской культуре. Удачи Вам.
Светлана Викторовна Чернышова # 27 мая 2014 в 08:59 +4
Очень интересное занятие, беру в закладки. Мой голос!
Татьяна Викторовна Мирошникова # 27 мая 2014 в 09:08 +6
Очень интересно выбрана теме занятия, форма проведения, с мультимедийной доской дети работают с удовольствием. Оксана Владимировна, это хорошо, что ВЫ воспитываете интерес и доброе отношение к русским народным традициям. Ведь человек, не знающий истории, традиций своей страны, не может быть ее полноценным гражданином. Из поколения в поколение наши прадеды передавали друг другу истории о жизни, о богатырской славе, о быте, о любви к своей земле, тем самым прославляя ее. И мы тоже в воспитание нового поколения, должны уделять этому немало внимания. Спасибо за идею! Голос +1! Удачи!
ЛАРИСА ЕВГЕНЬЕВНА ГАЛЕТА # 27 мая 2014 в 13:22 +1
Работа интересная,но я бы предложила деткам еще сделать рисунки по теме.желаю удачи.
Татьяна Александровна Чепелева # 27 мая 2014 в 14:16 +2
Хорошая работа, видна завидная подготовка! Славно, когда дети знакомятся с историческими традициями и родной культурой!Согласна с Ларисой. Для дошкольников хорошо бы добавить продуктивную дея-сть, или игровую, типа "Кто быстрее оденет(разденет)куклу", "Наряди, не перепутай", "Что старинное, что современное" и т.п. Но время, как всегда поджимает фантазию. Ваше занятие наталкивает на целый проект! Спасибо! +1
Маргарита Александровна Гришина # 27 мая 2014 в 15:08 +2
Оксана Владимировна,это очень важно,когда дети изучают истоки своей культуры в любых формах,в данном случае изучение костюмов.Важно знать традиции,обычаи своего народа,которые выражаются в песнях,танцах, и в костюмах конечно.При проведении таких мероприятий в детях идет воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств. Самобытность передавали от поколения к поколению.Даже рисунки на одежде возникали не просто так,каждый знак означал что то свое.Одежда была каждодневная и праздничная и украшалась она по разному.Дети должны знакомиться с такими особенностями,знать виды одежды своего народа и с уважением относиться к историческому наследию.Интересные игры,стихи,все взаимосвязано и лаконично изложено.Спасибо за конспект,удачи!+1
Татьяна # 27 мая 2014 в 21:36 +1
Оксана Владимировна, спасибо за материал. Ярко, эмоционально, а главное, вызовет интерес у ребят!
Данияр Маулетович Байжуманов # 28 мая 2014 в 15:47 +2
Здравствуйте, Оксана Владимировна! Я согласен с мнениями своих коллег, вы действительно со своим мероприятием воспитываете в детям любовь и уважение к своему народу. Рассказываете о традициях и обычаях русского народа. Воспитание патриотизма необходимо начинать с младшего возраста, применяя различные формы и методы. Применение ИКТ на своих мероприятиях повышает возможности учителя к демонстрации любого материала. Отрадно, что не только на слайдах, но и настоящие костюмы вы применили на своем занятии. Хочу выразить вам благодарность и признательность за вашу разработку и пожелать вам дальнейших творческих успехов и достижений! А в данном конкурсе желаю вам удачи! v
Лилия Масагутова # 29 мая 2014 в 15:18 +1
Интересный, содержательный и познавательный материал!Спасибо! Удачи!
Наталья Валерьевна Герасимова # 29 мая 2014 в 21:20 +1
Вы молодец. Ненавязчиво и интересно построена подача материала. Думаю дети получили много полезной информации.
Инна Владиславовна Соколовская # 31 мая 2014 в 14:38 +20
Оксана Владимировна замечательное внеклассное мероприятие в начальной школе об Истории русской одежды, Вы подготовили. Ведь костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Национальная одежда — это своеобразная книга, из которой можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. Прекрасно рассказали Вы о традиционном костюме, бытовавшем, по преимуществу, в крестьянской среде, поскольку именно в этот период он оценивается как истинно русский костюм. Проводя такие мероприятия, Вы знакомите учащихся с историей появления русской национальной одежды. Способствуете формированию культуры уважения к истории своей страны, ее традициям и обычаям. Воспитываете в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа. Вырабатываете у детей умения употреблять новые понятия в своей речи. Ждем новых работ. Творческого Вам вдохновения!
Татьяна Галютина # 31 мая 2014 в 21:32 +1
Интересное,насыщенное занятие!+1!
Ольга Анатольевна Купцова # 4 июня 2014 в 23:03 +1
Прекрасный урок,нужный и очень хорошо подготовленный,продуманно всё и зрительный ряд и народная "физ минутка"
Светлана Алексеевна Шевченко # 6 июня 2014 в 09:56 +1
Оксана Владимировна, посмотрела Ваше занятие , понравилось, Вы- молодец! Дети должны знать исторические корни своей страны,Вы это сделали, рассказывая о создании одежды, знакомя детей с историческими её названиями. А если преподнести в такой красочной и развлекательной форме, то и запомнится легко и не навязчиво. Видно, что подготовительная работа проделана большая,голос мой Вам +1. Удачи и творческих успехов! look
Раиса Даниловна Окунева # 6 июня 2014 в 21:14 +1
Оксана Владимировна, очень интересное, познавательное занятие, прочитала с большим удовольствием. Вы очень интересно изложили историю появления русской одежды,используя различные технологии и таким образом с поставленными задачами справились. Удачи Вам! +1
Ирина Анатольевна Болтачева # 8 июня 2014 в 21:48 +1
Оксана Владимировна! Очень доступное и полезное занятие для учащихся С ОВЗ. Особенно понравились стихи об одежде, встречаются редко. Интересный прием начала занятия, хорош для установления контакта с детьми, обязательно возьму на заметку. Успехов в конкурсе.