Конспект открытого занятия для дошкольниками с логоневрозом «Воздушные шарики»
Цель: способствовать гармонизации психоэмоционального состояния.
Задачи: задачи интегрировались по образовательным областям:
«Социализация» и
«Коммуникация».
«Социализация»: учить изображать эмоциональные состояния; снижать уровень тревожности и психоэмоционального напряжения; развитие способности к самопознанию и самовыражению.
«Коммуникация»: учить снимать мышечные и речевые зажимы; развивать координацию речи и движений; учить приемам преодоления заикания в потоке речи; развивать коммуникативные навыки.
Материалы: подушки, магнитофон, запись спокойной и веселой музыки, ковер, столы, стулья, воздушные шарики, шарик с нарисованным лицом, бумажные шарики-эмоции, губки, гуашь, тарелочки, стаканчики под воду, влажные салфетки, бланки с нарисованным шариком, ватман для стены настроений, заклепки для завязывания шариков.
Ход занятия:
I. Вводная часть
1. Ритуал приветствия «Поздороваемся».
Психолог: здравствуйте мои дорогие друзья! Я снова рада вас видеть в этой замечательной комнате! Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу «здравствуйте».
2. Вступление к занятию.
Каждое занятие мы с вами совершаем различные путешествия и сталкиваемся с разными чудесами. Готовы ли вы совершить сегодня новое путешествие? А чтобы узнать в какую волшебную страну мы сегодня отправимся, вам нужно отгадать загадку. Хорошо? Итак, слушаем загадку:
Я на праздник спешу,
Их за ниточку держу:
Красный, желтый, голубой –
Плывут над головой,
Лучше нет для детворы,
Чем воздушные ……… (шары).
Молодцы ребята! Сегодня мы отправимся в страну «Воздушные шарики» - звучит спокойная музыка. Дети садятся на «ковер-самолет» (мягкие подушки) и закрывают глаза.
Психолог: Дорогие друзья! Мы с вами отправляемся в прекрасное путешествие. Где нас ждет много удивительных и радостных приключений.
Открываем глазки. Посмотрите, что у меня в руках? Правильно. Воздушный шарик. Давайте с ним познакомимся и скажем какое у нас настроение. Его зовут Пиф.
3. Игра-знакомство с воздушным шариком.
Дети располагаются в круге и поочередно бросают шарик друг другу, при этом называя свое имя и говоря, с каким настроением они пришли на занятие.
Психолог: чтобы шарик не улетел его надо крепко держать. Для этого нам надо подготовить наши пальчики.
4. Пальчиковая зарядка.
И.п. сидя на полу, дети вместе с психологом выполняют следующие упражнения.
- «Пальчики здороваются».
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же — пальцами левой руки; то же — пальцами обеих рук одновременно.
- «Колечки».
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим паль¬цем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин¬цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) по¬рядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдель¬но, затем вместе.
- «Кулак—ребро—ладонь».
Ребенку показывают три по¬ложения руки на плоскости пола, последовательно сменя-ющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку¬лак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ла¬донь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторе¬ний моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя
- «Лягушка».
Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ла¬дошка). Одновременно менять поло¬жение рук. Усложнение упражнения состоит в ус¬корении.
- «Пирожки».
•просеиваем муку (ладошками); . делаем гребешки — пальчики соединяются все по очере-
•разобьем яйца (о ребро ладони); ди с большим;
•солим правой ручкой; . укладываем на противень — ставим в духовку;
•сластим левой ручкой; . нюхаем — вдох, выдох;
•мнем тесто; • достаем пирожки, снимаем с противня;
•отбиваем кулаками; • угощаем всех и-кушаемсами, говорим: «Вам, вам, вам»;
•берем скалку — раскатываем; . все кушают, жуют, гладят животики;
•печем пирожки; • вытираем пот со лба.
Психолог: нашему другу надо помочь, у него нет друзей. Давайте ему поможем найти его друзей. Для этого мы сделаем дыхательные упражнения.
II. Основная часть
5. Дыхательные упражнения.
- «Дуем звуки».
1). Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
2). Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
3). Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
- «Каша кипит».
Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
- «Ворона».
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
- «Надуй шарик».
ИП: ребёнок сидит или стоит. Глубоко вдыхает, затем медленно выдувает воздух в шарик. Итак, несколько раз, пока шарик надуется.
Психолог: Ребята, посмотрите, как много друзей – шариков стало у Пифа.
6. Развитие плавности речи. Стихотворение «Шарик».
Сидя на подушках, дети повторяют за психологом слова:
Если шарик накачать
Будет он тогда летать.
Надо нитку привязать,
Чтобы шарик удержать.
Созданы для детворы
Разноцветные шары.
7. Динамическая пауза «Шариковая дискотека».
Ребята, Пиф и его друзья приглашают нас на «шариковую дискотеку». Дети разбиваются на пары. Каждая пара получает один воздушный шарик на двоих. «Ди-джей» (ведущий) объявляет, что сейчас будет дискотека не простая, а шариковая. Танцевать надо, держа шарик в паре ладонями вытянутых рук. Включается веселая музыка. Дальше ведущий усложняет задачи(например: удерживаем указательным пальцем, левой ладонью, животом, коленями и т.п.). Шарик надо удержать вдвоем.
8. Релаксация «Воздушный шарик».
После веселой дискотеки нам надо отдохнуть. Звучит спокойная музыка.
Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ножкам и ручкам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… Прислушайтесь к вашему дыханию… Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… послушайте, что я хочу вам рассказать.
«Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится будто невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие – легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик… ласкает шарик… Вам легко спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «3» открываете глаза. Улыбнитесь своему шарику».
9. Арт-минутка «Веселая гуашь».
Дети садятся за стол, на котором лежат бланки с нарисованным воздушным шариком (по количеству детей), гуашь, губки, вода и влажные салфетки. Звучит музыка. Дети начинают заниматься творчеством – губкой надо раскрасить нарисованный шарик, цвет дети выбирают сами. Затем пальчиком рисуют улыбку и ниточку для шарика.
Психолог: Молодцы ребята! А теперь давайте подуем на наши шарики. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
10. Релаксация «Воздушный шарик».
Дети сидят на стульчиках. Психолог: «Откиньтесь на стульчиках, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».
III. Итоговая часть
11. Рефлексия.
Ребятки, наше путешествие подошло к концу. Пиф говорит, что он был рад нашему знакомству и, что у него появилось много друзей. А сейчас, он хочет узнать понравилось ли вам это необычное путешествие. Для этого у меня на блюдце лежат шарики с разными настроениями. Выберите свой шарик и свое настроение и прикрепите на нашу «Стенку настроений».
Психолог: хорошо! Садимся на «ковер-самолет». Звучит музыка, закрываем глазки. Итак, возвращаемся домой в наш кабинет. Раз-два-три-четыре-пять - открываем глазки.
Психолог:
- Ребята, скажите, куда мы совершали путешествие?
- Вам понравилось или нет?
- С кем мы познакомились?
- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
12. «Ритуал прощания».
Пришла пора прощаться. Беремся за руки и говорим друг другу «До свидания!»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД в средней группе. Колобок
Конспект НОД в подготовительной группе. Мой любимый город
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе
Игровое занятие по продуктивной деятельности с детьми в средней группе. Лепка из пластилина